Несмотря на всю нашу любовь к цифровым устройствам, многих из нас преследует чувство, что они нарушают нашу концентрацию внимания. Мы переключаемся с приложения на приложение и редко задерживаем свое внимание на чем-то одном.

Неужели мы утрачиваем нашу способность концентрироваться?

Исследования показывают, что это не так. Мы можем концентрироваться. Но наше ощущение того, что мы не можем, не случайно. Фокусирование внимания требует не только наличия соответствующей способности, но и желания. Так вот технологии могут подавить наше желание концентрироваться.

Идея того, что различные гаджеты вредят нашей концентрации внимания, представляется достаточно логичной. Деятельность, связанная со смотрением на экран цифрового устройства, у подростка может в среднем занимать до 11 часов в день. И многие процессы действительно требуют быстрого переключения внимания: быстрая съемка видео на камеру, лихорадочная игра в игры, ответы на вопросы в многочисленных приложениях. Уже не говоря о веб-дизайне, который можно легко просматривать. И зачастую мы совершаем несколько действий одновременно, распределяя внимание между двумя  или тремя (а иногда и больше) динамичными задачами. Теоретически «гибкость» нашего мозга превращает данную быструю  деятельность в привычку. В связи с чем способность концентрировать внимание притупляется.

Тем не менее, есть мало доказательств тому, что концентрация внимания снижается. Ученые используют слово «концентрация» для определения того, сколько информации мы можем держать в голове, и как хорошо мы можем удерживать внимание. Первое специалисты измеряют следующим образом: они просят участников исследований повторять последовательность многозначных чисел в обратном порядке. Измеряя последнее, они просят респондентов наблюдать за внешними раздражителями и выявлять случайные небольшие изменения. Сегодня результаты экспериментов значительно отличаются от тех, которые получали 50 лет назад.

Специалисты также заявляют, что хотя задачи на умственную деятельность могут изменить наше мышление, их воздействие обычно имеет скромные масштабы. Например, видео игры могут улучшить некоторые стороны нашего зрительного восприятия. Но в незначительной степени. 

По-новому мы видеть не будем. Внимание настолько тесно связано с нашей способностью думать, что значительное его расстройство потребовало бы переустройства других когнитивных функций. Ментальная реорганизация в подобном масштабе требует времени в эволюционном масштабе. И причиной ей смартфон не может быть.

Но если это не снижение концентрации внимания, тогда что же это? Почему в исследовании аналитической компании «Pew», проведенном в 2012 году, около 90 процентов учителей утверждали, что студенты не могут концентрировать свое внимание также, как они это делали всего несколько лет назад? Может быть цифровые устройства не виноваты в том, что мы не можем концентрировать наше внимание?  Может быть из-за них мы просто не хотим этого делать?

Цифровой мир обещает нам развлечения: всегда, сразу и в неограниченном количестве. Если видео на YouTube не кажется смешным с первых секунд, зачем его дальше смотреть? Можно поискать что-нибудь поинтереснее на других ресурсах. Интернет не уменьшил степень нашей концентрации, а лишь четко зафиксировал в сознании мысль: разве нельзя сделать что-то лучше по сравнению с тем, что я делаю сейчас?

Может быть нам становится скучно быстрее, чем 20 лет назад? У экспертов нет однозначного мнения на этот счет. Но последние исследования скорее говорят в пользу предположения, что различные устройства играют свою роль в концентрации внимания. Результаты участников базовых лабораторных тестов на внимание ухудшаются, если в зоне их видимости появляется мобильный телефон. В одном из экспериментов с использованием  автомобильного тренажера вероятность сбить пешехода увеличивалась, если раздавался звонок сотового телефона. Даже несмотря на то, что участники эксперимента заранее были готовы ответить на звонок.

Различные ужасающие заявление противников использования цифровых устройств  - типа того, что телефон является карманной фритюрницей для нашего мозга – возможно не являются правдой. Но в альтернативной  версии, предложенной мной, также нет ничего хорошего. Стремление к бесконечному развлечению грозит тем, что мы пропускаем виды деятельности, достойные нашего внимания. Например, вместо того чтобы часами играть в приложение Flappy Bird, можно было бы скачать книгу Салмана Рушди.

Но так происходит не всегда. Например, исследования показывают, что объем времени, которые люди тратят на чтение, с наступлением века цифровых технологий не изменился. Хотя радоваться рано. Нужно помнить, что различные  хобби для ума никогда не были популярны. И способы убить время существовали всегда.

Все же существуют различные «цифровые» виды деятельности. За последнее десятилетие неврологи определили две системы концентрации внимания и ассоциаций. В первом случае внимание направлено во внешнюю среду: например, когда вы смотрите почту или играете в Candy Crush. Во втором случае – внутрь. Когда мы мечтаем, планируем дела на следующий день или вспоминаем о событиях прошлого. Ясно, что большинство цифровых видов деятельности направлены вовне. Описанные выше режимы концентрации внимания работают как переключатель: когда один включается, выключается другой. Фактически, когда внимание направлено извне, второй режим концентрации как бы подавляется. Таким образом, учитывая количество времени, проводимое за цифровыми устройствами, ситуация выглядит жутковато.

Можем ли мы реально утратить нашу возможность мечтать? Будем надеяться, что нет. Исследования показывают, что среди прочих преимуществ способность мечтать связана с творчеством. Но есть и темная сторона внимания, направленного вовнутрь. Фантазии часто отвлекают нас от дела. А воспоминания могут раздражать. Особенно когдамы размышляем об ошибках прошлого.

Цифровые устройства не разъедают наш мозг. Однако они приводят к тому, что мы постоянно находимся в режиме направленного вовне внимания. И данная ситуация является уникальной для человеческого опыта. Короткие перерывы в пользовании цифровыми устройствами – к которым мы часто прибегаем сами или устраиваем для своих детей – могут помочь. Будет достаточно хотя бы просто положить устройство в другую комнату на некоторое время. Но более эффективным способом будет научиться понимать, когда можно и нужно убегать от своих мыслей или наоборот предаваться воспоминаниям. В качестве бонуса хочу сказать, что подобные суждения требуют вовнутрь направленного внимания. А эту привычку было бы глупо утратить,особенно в век смартофонов.

The New York Times

Перевод Нины Кузнецовой, специально для Vласти