Воскресное утро в алматинском метро достаточно оживленное. Каждый второй пассажир едет до станции "Алмалы" - эпицентра фестиваля "Открыте улицы". Выходя из метро, мы с трудом узнаем родной город.
- Шума машин нет, - вдруг кто-то произносит вслух, читая наши мысли, - без него Алматы кажется абсолютно другим.
- В точку, - отмечаем мы и направляемся в сторону старой площади, где играет веселая музыка.
При входе в "живой" квадрат улиц висит карта, где подробно расписаны зоны фестиваля: зона йоги, зумбы, отдыха, велошкола, точки проката велосипедов и др.
У велошколы мы встречаем несколько велосипедистов, изучающих правила дорожного движения. Одного из них зовут Артем, он, как и другие, не может привыкнуть к тому, что сегодня часть города (пускай и не большая) отдана пешеходам и велосипедистам.
- Если честно, мне очень непривычно здесь находиться, хотя я считаю, что сегодняшнее мероприятие как нельзя кстати. Весь город в пробках и подобные фестивали дают городу возможность отдохнуть от машин, - отмечает велосипедист с 6-летним стажем вождения.
Похожую точку зрения о мероприятии выразил и Максим, он причисляет себя к велосипедистам, хотя у него необычный транспорт, Максим - пользователь инвалидной коляски.
- Очень непривычное мероприятие, но нужное. Велосипедистам, людям на колясках, пешеходам нужно свое пространство. Я сейчас стараюсь передвигаться по велодорогам, пока велосипедистов мало, мне удобно передвигаться по ним, так как тротуары переполнены пешеходами. У меня был случай, когда на общем тротуаре я стал участником ДТП с участием велосипедиста и пешехода. Было мало места для нас троих. Я получил небольшой ушиб и с тех пор надеваю защитную экипировку. Наши улицы пока небезопасны для передвижения, - говорит Максим.
Среди велосипедистов мы встречаем менеджера проекта ПРООН/ГЭФ "Устойчивый транспорт города Алматы" Елену Ерзакович, которая выступила организатором фестиваля. Признаться, мы не сразу узнали ее, велосипед все-таки меняет человека.
- Сегодня чудесный день! - отмечает Елена и паркует свой велосипед возле нас. - Мы так долго не могли выбрать подходящую дату для проведения фестиваля, боялись, что в октябре будут дожди, но погода нас любит!
Как оказалось, представители проекта "Устойчивый транспорт города Алматы" и акимат города начали обсуждать идею проведения подобного фестиваля еще вначале лета, но в связи с определенными обстоятельствами, фестиваль получилось провести только в октябре.
- Эту идею мы привезли из Колумбии зимой, где принимали участие на Всемирном велосипедном форуме. В Колумбии каждое воскресенье на пять часов перекрываются по 100 км улиц, это мероприятие там проводится более 30 лет. Мы много говорим о том, что мы хотим сделать город для людей, но слов недостаточно, нужны действия. Улицы живые тогда, когда на них есть люди, - отмечает Елена.
По словам организатора фестиваля, "сегодня весь праздник построен на энтузиастах - различных клубах, которые поддержали мероприятие", а также "на людях, которые понимают, что необходимо проводить больше времени на открытом воздухе".
- Сегодня пилотный фестиваль, наша задача состоит в том, чтобы посмотреть, как примут люди это мероприятие, отработать правильную схему работы. Это непросто с точки зрения организации. Здесь подключена работа очень многих людей. Мы хотим, чтобы этот праздник проводился в Алматы на регулярной основе. Также планируется перемещать этот фестиваль по городу, делать его не только в центре, но и в микрорайонах, - резюмирует Елена и советует нам пройти к зданию КБТУ, на территории которого идет представление театра безопасности дорожного движения.
По дороге туда мы встречаем алматинку Анастасию Александровну и ее сына Артура. По ее словам, она узнала о фестивале совершенно случайно, "проезжала мимо".
- Это идеальный фестиваль для детей. Все развлечения здесь бесплатные, нет машин на дорогах, детям есть возможность познакомиться друг с другом, поиграть вместе. Что может быть лучше? - улыбаясь, отмечает женщина.
В отличии от Анастасии, другой участник фестиваля Алекс Хантер и его семья приехали на фестиваль специально.
- Нашей семье очень нравится идея отдать город пешеходам. Была бы моя воля, я бы выдворил все машины за пределы города, - говорит Алекс, - Алматы нужны "электрички" и велосипеды.
В это время на пересечении улиц Абылай хана и Богенбай батыра горожане танцуют зажигательную сальсу, а чуть выше - ритмичную зумбу. Мероприятие закончилось в 14:00. Организаторы надеются, что в следующем году подобные фестивали обретут постоянный характер.