В социальной сети Инстаграм по хэштегу #наработунавелосипеде в лидерах просмотров также оказалось несколько фотоснимков из Алматы.
Велосипедисты рассказали Александру Габченко, насколько Алматы удобен для передвижения посредством этого вида транспорта в зимний период.
Майя Крайнова, 17 лет, студент
- Трудновато привыкнуть к холодному как лёд велосипеду, особенно к сидушке. Немного страшно ездить в гололед на летней резине. Без защитных очков тоже иногда неудобно. Едешь вниз, а холодный ветер, вперемешку с падающими с деревьев частичками снега летят тебе в глаза.
Прошлой зимой я ломала голову, как одеться, чтобы и жарко сильно не было, но и не окоченеть. Сначала одевала термобельё и горнолыжную куртку, но вскоре поняла, это не самая подходящая одежда для езды на велосипеде зимой.
На сегодняшний день комплект состоит из термоносков, ботинок, джинсов и кофты, шапки, флисовых перчаток и ветровки. По ощущениям - это идеальное сочетание одежды для зимних поездок. Умеренно тепло и удобно. Если я выезжаю с конкретной целью, беру с собой второй комплект сухой одежды. Это важно, в противном случае можно простудиться, когда поедешь назад.
Если честно, ни один день поездок по городу на велосипеде не заканчивается без косых взглядов в сторону водителей. Подрезают, резко останавливаются, зажимают. Мне кажется, они просто не понимают положения велосипедиста, как участника дорожного движения: "разойдитесь, люди на двухколесных игрушках, едет водитель автомобиля"!..
В автошколах необходимо проводить дополнительные уроки о том, что велосипедисты тоже участники дорожного движения, и относиться к ним, да и вообще ко всем, нужно с уважением.
Ольга Ипакевич, 25 лет, переводчик
Проблему создает гололед и снежная каша на улицах. У меня нет зимней резины, езжу на обычной. Важно после каждой поездки зимой очищать велосипед от снега и вовремя смазывать механизмы.
Порой замерзают пальцы рук, приходится одевать две пары перчаток. Приезжаю я на работу не вспотевшей, так как предпочитаю ехать медленно. Использую термобельё, оно хорошо сохраняет тепло и отводит влагу. В офисе переодеваюсь, с этим никаких проблем.
На работе ставлю велосипед в помещении. Стараюсь вообще никогда не оставлять его на улице. Очень много краж.
Могу сказать, у водителей в большинстве случаев культуры вождения нет. Часто подрезают велосипедистов, не смотрят в боковые зеркала, открывают двери прямо перед носом. Но конечно, встречаются исключения, очень вежливые автолюбители, которые и дорогу уступят, и откроют окошко пожелают "доброго пути".
Олег Морозов, 29 лет, IT-специалист
Наша дочка ходит в детский сад на другом конце города, и кто-то должен её отвезти и забрать. К сожалению, наш город не безопасен для езды на велосипеде с детьми, да и это уже год как запрещено ПДД. Поэтому, иногда я могу каждый день передвигаться по городу на велосипеде, а иногда неделю не сажусь в седло. Если посмотреть статистику, то получается, примерно половину рабочих дней я передвигаюсь в городе на велосипеде, плюс иногда на выходных выезжаю покататься.
Для меня основная проблема зимой - грязь и вода. Особо сильные морозы в Алматы если и бывают, то нечасто, чистый, сухой снег тоже проблем не создает. Но что такое алматинская зима - это когда чистый снег, назавтра становится грязной кашей, а еще через день превращается в грязную лужу. В итоге одежда грязная и ноги промокшие. Обычно я не выезжаю на велосипеде в такие дни. В общем, это претензии к коммунальщикам, своевременная уборка улиц решила бы эту проблему.
Если рассматривать велосипед именно как транспортное средство для города, то это несомненно, свобода передвижения по перегруженным улицам. Для сравнения: утром я проезжаю до работы 6км за 20-22 минуты, что на автомобиле, что на велосипеде.
Вечером время в пути на авто уже 40-60 минут, в зависимости от ситуации на дорогах, а на велосипеде все те же 20-22 минуты. Второй немаловажный для меня фактор - это фитнес. Для офисного работника, проводящего по 8-9 часов в день за компьютером, велосипед - это хороший способ размяться и немного подтянуть физическую форму.
Будучи также и автомобилистом, и пешеходом, я критически оцениваю культуру водителей в Казахстане. Но в перспективе не всё так плохо. Я начал передвигаться на велосипеде относительно недавно, в 2013-м году, но даже за это время заметил значительные положительные изменения в отношении автомобилистов к велосипедистам. Водители автомобилей стали внимательнее маневрировать, чаще пропускать, число конфликтных ситуаций снизилось. Как мне кажется, это вопрос количества велосипедистов. Чем нас больше, тем чаще водители будут нас замечать и считаться с нашими правами на дороге.
Максим Боровиков, 29 лет, предприниматель
Велосипед я предпочел в качестве основного транспорта двум автомобилям имеющимся у меня в семье. Плюсы велосипеда можно перечислять долго. На мой взгляд главное, - экономия. У меня эксплуатация одного подержанного автомобиля съедает не менее полу миллиона тенге в год. Ну, и какое-никакое поддержание себя в тонусе, ощущение свободы.
Выезжая на работу, поверх основной одежды, одеваю тонкие штаны и куртку, они принимают на себя грязь. Обязательно рюкзак в который вся одежда и обувь складывается. Переодевание в подсобке, парковка там же.
Единственный из родни кто поддержал меня, когда я начал ездить на велосипеде зимой, моя жена. Больше тут добавить нечего.
Водители автомобилей отвыкают от наличия велосипедистов на дороге в зимнее время. Это важно помнить. Хотя, вроде есть сдвиги к взаимопониманию, или может, я привык за несколько лет и уже не замечаю многого. Да если честно, сам стал ездить иначе, стараюсь продумывать и корректировать маршруты, минимизирую возможность причин для стычек с автолюбителями. Негатива в разы поубавилось.
Велодорожки в Алматы как бы есть, но их как бы нет. Красить асфальт на тротуаре скользкой, красной краской где попало не правильно. Практически нигде велодорожки не связанны друг с другом, поэтому слово инфраструктура в данном случае не подходит. Они попросту опасны для пешеходов и велосипедистов.
Алевтина Поминова, 31 год, переводчик
С нашими пробками, велосипед лучший вариант быстро и автономно добраться до цели. По утрам обгоняю коллег на такси и машинах. К тому же удовольствие от физической нагрузки (от долгих прогулок пешком устаю во много раз больше).
Родные и близкие относятся к моему транспорту исключительно положительно и с максимальной поддержкой. Разве что, сами присоединяются всё же в другие времена года.
К автолюбителям у меня только одна серьёзная претензия, - беспечно распахивающиеся двери машин, причём не только пассажирами.
Алматы прекрасно подходит для велосипеда, - широкие улицы, равно как и тенистые улочки радуют, неровный ландшафт приводит в восторг. А вот хаотично-обрывистые велодорожки пока не особо. Крайне редко переползаю на них, даже если попадаются, - зачастую там всё-таки ходят люди. Хотя прирост велодорожек в последнее время очевиден, так что ждём. Отсутствие в городских масштабах велопарковок откровенно расстраивает, спасибо тем владельцам разных заведений и организаций, что устанавливают "расчёски" около себя, однако чаще приходится доверять железного друга деревьям, заборам и фонарям.
Андрей Шелестов, 35 лет, программист
- Езжу пять дней в неделю на работу и с работы. Иногда к родным и знакомым по выходным. Намного быстрее и удобнее чем на общественном транспорте получается. Не надо биться, чтобы влезть в автобус, всегда есть сидячее место. Везет от порога до порога и без пересадок. Три последних зимы в Алмате, от звонка до звонка.
Езжу в центр из пригорода. Грязевая каша, лед и болваны, - главные трудности зимних поездок. Всё остальное, мелочи. По зиме дорога на работу около часа отнимает. Может час с четвертью, если дороги не чищены. Я не спортсмен, еду, не надрываясь.
Водители на пути разные попадаются. Бывает ругаемся, но чаще мирно сосуществуем. Чем больше опыта, тем меньше недоразумений. С опытными водителями понимаем друг-друга. Если кто сигналит в спину, как правило, женщина осторожничает или покупатель прав с вопросом: "ты что на дороге делаешь"?!
На работу приезжаю на 10-15 минут раньше начала. Переодеваюсь в туалете. Умыться хватает раковины, а больше мне и не нужно. С собой вожу полный комплект одежды. Заменяю всё до трусов.
На счет городской инфраструктуры, я не был в Европе, мне не с чем сравнивать. По ощущениям скажу, мне не нравятся велодорожки в их нынешнем состоянии. Проще ехать по проезжей части вместе с автомобилями, чем вилять между пешеходами и слазить с седла для перехода на светофор по зебре.
Тимур Джуркашев, 50 лет, IT-специалист
В седле круглогодично с 1998 года. Этот сезон уже 18-ый. На работе есть место, где можно переодеться. Мне и ехать не так далеко, минут 15 всего. Еду спокойно и до работы доезжаю, лишь чуток разогревшись.
Что касается отношения к велосипедистам на дорогах, то хотя не всегда всё гладко, наш город выгодно отличается от соседних культурой на дорогах и приезжие велосипедисты это сразу отмечают.
Велодорожек у нас пока - пересчитать хватит пальцев на одной руке, причем они не связаны в сеть, все порознь – ехал-ехал по дорожке и бац, дальше нет ничего. Велопарковок же заметно больше, счет идет уже на сотни. Теперь и в метро можно с велосипедом. Надеюсь, на дальнейшее развитие велоинфраструктуры в рамках проекта развития города Алматы-2020.