Даурен Иманжанов, председатель правления «НОМАД Иншуранс»: «Наша основная задача – оказывать первоклассный сервис»

Ирина Галат, Vласть

Фото Жанары Каримовой

Страховой рынок Казахстана в 2015 году показал хорошие результаты. Но турбулентность отечественной и мировой экономики, нестабильность национальной валюты внесли свои коррективы в работу страховых компаний. Председательправления страховой компании «НОМАД Иншуранс» Даурен Иманжанов в интервью Vласти рассказывает о том, какие виды страхования показали убыточность, кто стал меньше страховаться, и почему в кризис объем страховых премий по добровольным видам страхования может увеличиться.

Чистая прибыль страхового сектора в Казахстане за 2015 год составила более 174,4 млрд тенге, что в 4 раза больше, чем в 2014 году. Объем страховых премий в прошлом году превысил отметку в 288,2 млрд тенге, а объем страховых выплат – в 67,2 млрд тенге (рост составил 8,3% и 7,9% соответственно). С какими показателями закончила год ваша компания?

Наша компания закончила с хорошими показателями. По итогам 2015 года мы имеем 6% долю рынка, занимаем четвертую позицию среди страховых компаний по сумме страховых премий (более 13 млрд тенге) и страховых выплат (более 4,5 млрд тенге).

В сравнении с 2014 годом улучшились ли ваши показатели?

Если говорить о прибыли, то да.

Вы достигли планов, которые ставили перед компанией на 2015 год?

В целом, да. Как вы знаете, наша компания является розничной, как говорится, ближе к народу и на самом деле мы долгое время удерживали позицию лидера в части ОГПО (обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев автотранспортных средств). Но из-за высокой убыточности данного вида страхования мы решили немного сократить объем собираемых премий непосредственно по этому виду.. То есть если смотреть по нашему ежегодному росту по данному виду страхования, видно, что в 2015 году, в принципе, мы должны были еще больше прирасти, но мы самостоятельно отказались практически от 1,5 млрд тенге дополнительных премий по ОГПО.

Почему?

Это связано с тем, что мы наблюдаем, какими темпами растет убыточность по этому продукту, и дальнейший очень активный сбор премий может повлечь за собой немалые выплаты, поэтому мы решили немного умерить свою активность в данном направлении. ,В некоторых регионах, где отмечается более высокая убыточность, мы предложили нашим агентам и продавцам делать упор и активнее продавать больше - добровольные виды страхования.

Объясните, с чем связана убыточность?

Убыточность связана с тем, что в Казахстане обновился автомобильный парк. Также был большой завоз практически новых автомобилей из России. Много автомобилей приобреталось в автоцентрах. И чем новее машина, тем дороже ремонт. Соответственно девальвация, и первая и вторая, очень сильно повлияла на стоимость запчастей. Если раньше условно в среднем за стандартное ДТП компания платила в размере 300 000-400 000 тенге, то сейчас за это же ДТП компания выплатит потерпевшему около 700 000-800 000 тенге. Очевидно, что раньше ОГПО было более прибыльным продуктом, нежели сейчас. Поэтому наша политика - немного подсократить объем поступаемых премий, чтобы объем будущих выплат с лихвой не перекрыл сборы премий. Выбранная нами стратегия уже дала положительные результаты - многие агенты, которые привыкли продавать только ОГПО ВТС, стали продавать и другие виды страхования, в том числе и добровольные, и это хорошо, потому, что теперь агенты, во-первых, сами узнают, про иные виды страхования, а, во–вторых, начинают рассказывать про них и про их преимущества своим клиентам, а самое главное это то, что тем самым они повышают культуру страхования наших граждан

По данным Нацбанка, основную долю страховых премий занимает добровольное имущественное страхование - 45,9% от общего объема страховых премий, 25,3% приходится на добровольное личное страхование и 19,1% на «страхование жизни». Как данные показателив целом характеризуют отечественный рынок страхования?

Конечно, на рынке есть страховые компании, за которыми стоят холдинги, банки и, соответственно, они могут страховать свое имущество в своих же компаниях, а также различные банковские программы по страхованию имущества физических лиц конечно же им удобнее и выгоднее страховать в своих же компаниях. Поэтому данный вид страхования занимает большую долю в общем рыночном страховании. Также хотелось бы добавить, что клиент того или иного банка имеет право выбрать страховую компанию на свое усмотрение.

Стоит отметить, что в последние годы наметился тренд на увеличение добровольного страхования не только, связанного с такими страховыми компаниями, а именно со страховыми компаниями, активно работающими в розничном сегменте. В целом бизнес-среда начала страховать своё имущество: это и рестораны, и товары на складе, и здания, и бизнес-центры. Риски лишиться имущества есть всегда. Поэтому, чтобы обезопасить свой бизнес, свои вложения, предприниматели начали активно обращаться к страховщикам. Появился также тренд по страхованию частных домов. Люди, вложившие в свое жильё большие деньги, больше стали задумываться об их сохранности.

Скажите, в сравнении с западными странами мы сильно отстаем от них по добровольному страхованию?

Я не хочу говорить , что мы отстаем по добровольному страхованию от западных стран, а лучше скажу, что нам есть к чему стремиться. Если рассматривать западную систему страхования, то она отличается от нашей. Там основная масса людей живет в кредит. Покупает дома, машины в кредит. Соответственно идет автоматическое страхование - залогового имущества, личное страхование от несчастных случаев. Поэтому основная масса населения на западе уже автоматически застрахована. И они живут с этим много-много лет. Страхование для них является неотъемлемой частью жизни. У нас, если смотреть тренд 10 лет, то можно увидеть, что в этой части есть большой прирост. Помните ипотечный бум? Естественной и Обязательной неотъемлемой частью было страхование имущества. По автострахованию – тот же принцип.

Но получается, что это добровольно-принудительное страхование…

Да, но это определенный рычаг. Для кого-то это положительный опыт, для кого-то – отрицательный. У кого-то ничего не происходило и он уверен, что зря платил всё это время за страховку. Кто-то воспринимает страхование как налог. А кто-то понял, что страховка оказалась палочкой-выручалочкой.

Дело в том, что в обществе еще не сформировалась культура страхования. В вузах этому разделу не уделяют должного внимания. Не все люди четко понимают, что, заплатив один раз небольшую сумму за страховой полис, при наступлении страхового случая они получат гораздо больше и, более того, они и их имущество под защитой

Поэтому я считаю, что в университетах надо выделять определенные часы для раскрытия темы страхования . Если университеты будут приглашать нас, страховщиков, давать курсы, то я с удовольствием буду это делать, тем более опыт уже есть. Думаю, что мои коллеги-страховщики меня в этом поддержат и выразят свою готовность делиться опытом со студентами. Также хочу добавить, что наша компания запустила в социальных сетях социальные ролики, направленные на повышение страховой культуры, а также безопастности дорожного движения. Считаю, что нам, страховщикам, самим активнее нужно больше популяризировать понятие и все преимущества страхования в целом. Нужно своими действиями и поступками добиваться доверия наших граждан и тогда у населения и у бизнес структур будет больше проявляться интерес к страхованию.

Какие виды добровольного страхования были наиболее востребованы вашими клиентами в 2015 году?

Не скажу, что они были очень востребованы в прошлом году, но все же мы входим в топ 5 компаний по основным видам добровольного страхования. Это имущественное страхование, страхование займов, титутльное страхование, страхование от несчастных случаев и страхование автомобильного транспорта и это говорит о том, что у наших клиентов востребованность есть и радует, что свой выбор они остановили именно на нашей компании

Внес ли кризис какие-либо коррективы в спрос на продукты компании?

Кризис, да, внес свои коррективы. Меньше касается это физических лиц, больше юридических. Некоторые организации сократили бюджеты на страхование. Где-то сократился штат, где-то отпала вообще необходимость страхования. Кто-то раньше оформлял добровольное медицинское страхование, в этом году у них нет бюджета на него. Какие-то компании, к сожалению, свернули свой бизнес. Но также есть компании, которые, наоборот, открываются, набирают людей, закупают оборудование и начинают свой бизнес.

Как вы считаете, в условиях экономической турбулентности, насколько востребованным должно стать добровольное страхование? В такое сложное время этороскошь или прагматизм?

Насколько мне известно, в момент кризиза в той или иной стране некоторые страховые компании е, на удивление получают определенный рост по объему страховых премий именно по имущественному страхованию, личному имущественному страхованию. То есть люди начинают понимать, что лучше сейчас заплатить определенную сумму денег и быть спокойным за свое будущее, за свое имущество.

Я думаю, что страхование это не роскошь. Приведу пример. Однажды ко мне приехал знакомый, который раньше никогда не страховался и сказал: «Знаешь, Даурен, я уже долгое время не работаю, я сейчас активно таксую. Я хочу застраховать свою машину. У вас КАСКО есть?». Я спросил: «Ты раньше работал в банке и хорошо зарабатывал, но никогда не думал о страховании.Почему сейчас, когда доход у тебя значительно снизился, ты решил оформить достаточно дорогую страховку?». На что он ответил: «Ты знаешь, я лучше отдам эти деньги и буду спокоен за свою машину, потому что сегодня машина – моя кормилица. Если ее у меня не будет, то кто будет кормить мою семью?». И, знаете, таких случаев достаточно.

Поэтому я считаю, что именно в такие времена люди начинают задумываться, как им сохранить то, что у них есть, то, что у них осталось. Это правильно. Я уверен, что каждая семья, составляя бюджет на следующий год, должна обязательно закладывать определенные расходы на страхование. Таким образом, она заранее продумывает возможные риски и минимизирует возможные свои потери.

Какие виды добровольного страхования вы можете назвать? На чем, по вашему мнению, экономить не стоит?

У нас для юридических и для физических лиц основные виды страхования – это обязательные виды страхования. Это и страхование автотранспорта, и страхование работодателя. В принципе все компании приобретают данные виды страховок.

Есть дополнительные виды добровольного страхования для юридических лиц, которые предоставляют более широкий пакет покрытия страховых случаев. Есть и страхование от несчастного случая, и добровольное медицинское страхование, страхование имущества и автотранспорта.

Я всегда говорю продавцам нашим, что не всегда бизнесмен задумывается о возможных рисках.И когда наш продавец приходит и рассказывает о них, о стоимости страхования и отчего он защищается, приобретая страховой полис, то, как правило, предприниматели его покупают, так как стоимость страховки бывает сопоставима с выручкой одного дня, а то и того меньше, а сумма страховой выплаты многократно выше.

Для физических лиц самый классный вид страхования – это страхование ответственности перед третьими лицами, перед соседями. Забыл в ванне закрыть кран, у тебя прорвало трубы - ты затопил соседа. А денег на возмещение ущерба нет. И начинаются суды. А была бы страховка, то проблем удалось бы избежать. У нас есть программа стоимостью в 5 000 тенге, по которой максимальная сумма страховой выплаты составляет 1 000 000 тенге.

Еще бы я обратил внимание на страхование от несчастного случая. Это касается и взрослых и детей. Страховка начинается от 500 тенге в год. Советую также страховать автотранспорт.

Я рекомендую тем, кто живет в местах возможных наводнений, обязательно страховать свои дома.Тех, кто проживает в сейсмоопасной зоне, страховать свое жилье.

А страховая компания будет в состоянии в такой ситуации производить выплаты?

Вы знаете, страховые компании не хранят все деньги у себя. Деньги в любом случае хранятся в банках, в которых есть надежные сейсмобезопасные хранилища. Даже если, не дай Бог, после разрушительного землетрясения страховую компанию в Алматы не смогут найти, то можно будет обратиться в любой филиал в другом городе Казахстана.Вся информация о клиенте есть в общей базе компании. Поэтому если действительно произойдет такой случай, страховая компания произведетстраховую выплату в полном объемесвоему клиенту.

В связи с серьезностью вопроса, скажите, каким критериям должен соответствовать страховой партнер? На что клиент должен обращать внимание перед заключением договора?

Я рекомендую людям, перед тем как купить страховой полис, посмотреть отчетность на сайте Национального банка, узнать позицию страховой компании на рынке, ее финансовое состояние, рейтинги, платежеспособность. Также советую ориентироваться на мнения друзей, знакомых, которые попадали в страховые ситуации, а, следовательно, могут поделиться личным опытом сотрудничества со страховыми компаниями.

Что касается скидок и подарков, то я бы относился к ним настороженно. Раздавая кучу подарков , компания несет определенные расходы. В итоге потом она не всегда может себе позволить профессиональную работу и достаточный для хорошего и оперативного сервиса штат юристов-выплатников, аварийных комиссаров. Понятно, что выезд на место ДТП аварийного комиссара необязателен для страховой компании, но для клиента очень желателен. Страховой случай – это определенный шок у клиента. И работа аварийного комиссара заключается в том, чтобы успокоить клиента и второго участника ДТП, объяснить как правильно и что надо делать, а иногда и убуречь от возможных эмоциональных выпадов той или иной стороны ДТП . Мы, кстати, первые были на рынке, кто начал предлагать чай, кофе и воду своим клиентам на месте ДТП. Думаю, что к примеру в таком мегаполисе, как Алматы страховая компания должна иметь, как минимум, 5-6 аварийных комиссаров, чтобы успевать приезжать и каждому клиенту при ДТП и оказывать необходимую поддержку и сервис. Если компания на начальном этапе потратилась на подарки и скидки, то, о каком сервисе потом может идти речь?

Еще о сервисе. Например, наша компания старается производить выплаты по ОГПО ВТС не в течение 15 дней, согласно установленным законодательством сроком, а в течение 3-5 дней после предоставления клиентом всех необходимых документов. Это очень хороший показатель. Мы гордимся тем, что есть много благодарных клиентов.

Какие планы вы ставите перед компанией на 2016 год?

Мы сейчас не гонимся за объемами, за лидирующими позициями, мы сейчас гонимся за качеством обслуживания. Наша основная задача –оказывать первоклассный сервис.Мы выстраиваем внутренние системы бизнес-процессов так, чтобы всё работало как часы. Мы работаем над тем, чтобы наш клиент понимал, что он защищен надежной страховой компанией, которая в трудную минуту окажет ему помощь и возместит полностью расходы при наступлении страхового случая..Поэтому, во-первых, мы каждый день усердно работаем над повышением качества обслуживания, а во-вторых, активно развиваем сектор добровольного страхования. В этом году мы планируем увеличить объем премий по добровольному страхованию, личному страхованию.

Если посмотреть в целом на институт страхового агента в Казахстане он на самом деле сегодня находится на низком уровне. Агенты очень хорошо продают обязательные виды страхования, конкретно ОГПО, но, к сожалению, большого интереса к продаже добровольных видов страхования у них нет. Обязательный вид страхования покупается, а добровольный - продается. Агенту нужно уметь его продавать. Это сложно, потому что настоящих продавцов не так уж и много. Продажи – это искусство. В этом плане мне нравится портрет западного страхового агента – это человек, который знает и владеет искусством продаж, знает все продукты страховой компании, человек целенаправленно и целеустремленно идет к физическим, юридическим лицам и предлагает услуги страховой компании.

У нас есть школа агентов. Мы бесплатно проводим обучение. Мы призываем всех женщин, мужчин, которые вышли на пенсию, приходить к нам. Приглашаем также студентов и выпускников. Мы Вас обучим, страховым продуктам, , расскажем о возможностях и будущих доходах . Эти агенты пойдут в поле, к своим друзьям, знакомым, в компании и будут рассказывать про страховую компанию, продавать продукты, доносить до людей, что есть такое хорошее дело, как страхование. Таким образом, мы определенным образом сможем повысить культуру страхования, а так же предоставить рабочие места.

Также совместно с Ассоциацией страховщиков Казахстана, , мы совместно со страховым рынком хотим популяризировать страхование, повысить культуру страхования в обществе. Мы понимаем, что это не только наш хлеб, но это и будущее страны, это помощь государству. Чем выше будет культура страхования в стране и соотвественно застрахованных граждан, то в случае наступления чрезвычайной ситуации эти люди не окажутся наедине со своими проблемами, им не придется обращаться за помощью к властям, т.к. страховые компании будут возмещать все необходимые расходы по их застрахованному имуществу. .

Вы планируете в ближайшее время выводить на рынок новые продукты?

Мы недавно запустили продукт «ПреИмущество». Это обычный продукт по страхованию имущества, который мы доработали, изменили определенные в нем условия. Первым делом с радостью его купили сами наши сотрудники, надеемся, что и нашим клиентам, этот продукт будет интересен

Второй новый продукт «Мушел-жас», который мы выпустили по совету одного нашего клиента.Это специальная программа страхования от несчастного случаяСуть его состоит в том, что мы страхуем человека в определенный период его жизни, то есть по истечению каждого 12 летнего жизненного цикла, а именно в период 12-13 лет, 24-25 лет, 36-37лет, 48-49лет, 60-61 год и т.д. Принято считать, что именно этот возраст больше подвержен рискам. Конечно же, у нас есть стандартный страховой пакет по страхованию от несчастного случая, но все же может быть, кто то захочет застраховаться именно по этой программе.

Помимо этого, мы переработали добровольную программу автотранспорта, которую назвали «АвтоКАСКО Трансформер», то есть клиент может выбрать то, от чего действительно он хочет застраховать автомобиль и убрать ненужные опции. Соответственно ему не придется платить за то, что ему не интересно.

Что касается других новых продуктов, то сейчас мы не видим необходимости выводить их на отечественный рынок, а считаем, что нужно доработать существующие программы и сделать их еще более привлекательными, чем они есть. Мы будем идти в ногу со временем, и как только рынок будет готов принять новые программы, либо среди населения появятся новые предложения, мы их обязательно запустим.

Напоследок я бы хотел добавить, что сейчас наша компания дорабатывает один интереснейший сервис - проект, который мы планируем запустить в этом году для всех наших клиентов - и юридических, а в особенности физических лиц, который позволит им взглянуть на нашу компанию по-новому, а самое главное, это то, что наши клиенты станут получать больше преимуществ и удовлетворенности от страхования именно в нашей компании. Ждите новостей.

Обозреватель интернет-журнала Vласть

Еще по теме:
Свежее из этой рубрики