Зарина Ахматова, Юлия Панкратова, Vласть
Видео Жанары Каримовой
Самый большой проект нынешнего кинофестиваля Clique – новое звучание самого старого фильма, произведенного в Казахстане в 1929 году – документальной ленты «Турксиб». Музыку к фильму написал композитор Куат Шильдебаев. Премьера обновленного фильма пройдет в ГАТОБ 23 ноября и закроет третий Clique.
Продюсер кинофестиваля Наргиз Шукенова рассказывает: этот проект, если и не ответ на поиски национальной и персональной идентичности, проистекающие в последнее время параллельно в нескольких плоскостях (политической, социальной и культурной), то рефлексия - уж точно:
«То, что производит наша культура сейчас, к сожалению, это, как мне кажется мифологизация, будь то разговоры про 80-ые и 90-ые, или разговоры про более ранние даты и цифры. Мне кажется, что если обращаться к истории, то самое важное – это подлинность. Для меня ценность «Турксиба» в том, что это - хроника. И у меня вызывает недоумение тот факт, почему этот фильм не считается казахским, никак с нами не соотносится. И, тем не менее, это хорошая база. Отсчет казахского кино идет не с 1945-го года, не с образования Казахфильма. Если нам хочется говорить что-то о себе и заявлять себя частью мировой культуры, то мне кажется, можно делать такие абсолютно понятные универсальные проекты».
Идея такого проекта пришла к ней в Киеве, на показе фильма Александра Довженко «Земля» (последней части так называемой «украинской трилогии»), он, кстати, «ровесник» Турксиба - 1930 г. «Сопровождал» показ немого кино этно-коллектив «ДахаБраха».
«Тогда я начала искать первый фильм, снятый в Казахстане, - говорит Наргиз, - Первый фильм «Джут», но считается утерянным. Так все и началось, а то что это должен быть Шильдебаев у нас сомнений никогда не было – это единственный композитор в Казахстане, который может работать с большими формами, как мне кажется», - поясняет Шукенова.
23 ноября запланирована большая во всех смыслах премьера в Государственном театре оперы и балета имени Абая в Алматы.
Программный директор кинофестиваля Борис Байков рассказывает, что на Западе «Турксиб» полюбился настолько, что англичане отреставрировали ленту и написали к ней музыку, правда, весьма своеобразную – «гаражный рок».
«Оригинальная английская музыка - абсолютно невыносимая - шум гитар с барабанами, - рассказывает Байков, - Стало понятно - либо мы сделаем компиляцию из любимых треков (что было бы не очень профессионально), либо кто-то напишет нам музыку. Фильм о земле, и там должна быть этническая основа. Kак это ни парадоксально, я знаю Шильдебаева, как актера, в прошлом году мы с ним сняли короткометражку, где он играет главную роль. И когда мы ездили к нему, репетировали, он под настроение ставил нам свои неизданные треки. Они очень современные по звучанию. Вот мы уже собрали весь фильм (переозвученный «Турксиб» - V) и посмотрели. Сначала все идет в меру классически, но в какой-то момент, нарастает линия панка, эксперимента, а под конец – это полный Mad Max. Я не знаю, как люди к этому отнесутся, но это очень круто. Ценность Куата, в том что, будучи живым признанным классиком, произведения которого играют в филармонии чуть ли не каждую неделю, он невероятный экспериментатор! Да что там, у нас дабстеп в черно-белом фильме. Куат не боится новых форм, он вроде старше нас, но на деле моложе в много раз».
В видео-интервью Vласти Куат Шильдебаев рассказывает о работе над проектом. Здесь же вы можете часть эксклюзивного музыкального материала к кинофильму.