Земля
Куат Шильдебаев написал музыку для фильма «Турксиб» (1929г). В мультимедийном проекте «Земля» Vласть вместе со специалистами, историками и стариками вспоминает, как начиналась индустриализация и о том, что обрел и потерял Казахстан, лишившись традиционного аула.

Алма-Ата из кинохроники

Светлана Ромашкина, Vласть

В фильме «Турксиб» есть кадры, снятые в Алма-Ате. Мы решили вспомнить, каким был город в то время — почти 90 лет назад.

С 1927 по 1936 год Алма-Ату называли второй столицей советской республики — первой была Кызыл-Орда, а до нее правительство базировалось в Оренбурге. В 1936 году главный город страны окончательно закрепился на юге. В 1929 году в Алма-Ате проживало 58215 человек. Весь жилой фонд города составлял 293.174 кв. метра. Город был разбит на прямоугольные кварталы, с параллельными улицами в направлении с севера на юг и с запада на восток. В докладе Совету Народных Комиссаров РСФСР о хозяйственном и культурном строительстве Казахстана на 1928/1929 годы сообщалось, что «на 90% частновладельческие дома представляют собой маленькие мещанские особнячки в 2-3 окна, с 2-3 комнатами-клетками с кухнями». В этом же документе упоминается, что питьевую воду берут из реки Алма-Атинки, возобновляется водопровод «примитивного типа» — по гончарным трубам из магистрального арыка. Круглый год люди страдают от тифозных и желудочно-кишечных заболеваний.

В то время в Алма-Ате работали три электростанции общей мощностью в 22 лошадиные силы. В докладе упоминается, что вся их энергия расходуется на «кинематографическое обслуживание города».


«В связи с проведением Турксиба и переездом правительства, жилищное строительство должно идти более усиленным темпом, необходимо построить ряд коммунальных предприятий – гостиницы, бани, прачечные и т.д. Ремонт тракта Фрунзе-Алма-Ата, являющийся до окончания постройки Турксиба, единственным путем сообщения с будущей столицей Казахстана, производится недостаточно быстрым темпом и не так технически совершенно, как это требуется для успешного развития г. Алма-Ата». В этом же докладе советовалось строительство зданий правительства и водопровода перенести до ввода Турксиба.

В 1929 году из трех вариантов строительства водопроводов был выбран лучший — он охватывал 75% города и стоил 2 млн. рублей. 40% затрат брались в республиканском фонде — в качестве беспроцентной ссуды, а 60% - отпускал ЦК-банк под 6% годовых — с условием погашения кредита в течение 30 лет. С водой на тот момент было так плохо, что не работала даже городская баня. 


В том же 1929 году возникли проблемы и с безработными — в район строительства южной части Турксиба стали стекаться люди из других регионов, но вакансий для них уже не было.

9 мая 1929 году на заседании Президиума Алма-Атинского Окружного районного исполнительного комитета решили безработных строителей, приезжающих в Алма-Ату, на учет на бирже труда не принимать, пособия по безработице им не выдавать. ТОО «Южтурксиб» обязали экономить хлеб — им снабжались только сотрудники. При этом в городе организовали дешевые обеды для безработных и задумались об организации общежития. 

Фильм «Турксиб» снимался в 1929 году, и благодаря краеведу Нели Букетовой и архитектору Алмасу Ордабаеву мы смогли определить два места в Алма-Ате, которые запечатлены в ленте и представить, каким в то время был город.

На этом скриншоте из картины видны здания мужской и женской (на снимке - правее) гимназии. Хорошо заметны световые окна, расположенные наверху. По словам Нели Букетовой, эти учебные заведения находились напротив парка по ул. Губернаторской (ныне Казыбек би), между проспектом Ленина (Достык) и ул. Красина (теперь Валиханова). Остатки мужской гимназии теперь принадлежат Казахскому национальному педагогическому университету им. Абая. Здание женской гимназии снесли еще в советское время. 

Так когда-то выглядело здание гимназии

На другом кадре «Турксиба» можно увидеть крышу жилого дома купца Габдулвалиева. Здание это сохранилось — находится оно на ул. Тулебаева и Макатаева. На сайте акимата города указано, что построено оно в 1909 году архитектором Зенковым.

— Насчет авторства здания путаница, но по качеству архитектуры – это самое лучшее сооружение из тех, что были созданы в Верном, — считает архитектор Алмас Ордабаев. — Было несколько хороших каменных зданий, построенных Павлом Гурдэ, но они погибли. В доме Габдулвалиева очень долго находилась обувная фабрика, и она испортила строение.

Фотограф И. Н. Панов, 1929 год.

— В тот период у Алматы был какой-то свой архитектурный стиль?

— После землетрясения 1887 года стиль был деревянный. Дома штукатурили, поэтому облик города для приезжих был непонятен. Они привыкли, что деревянные дома, избы должны быть потемневшие. А штукатурить в Верном сообразили еще в XIX веке, потому что в городе сухо, — известковая штукатурка выступала как дополнительная пожарная защита. При этом дома визуально не казались деревянными. Многие приезжие отмечали, что белые дома на фоне зелени выглядели красиво. Я читал воспоминания почти всех натуралистов, геологов, которые сюда приезжали. Они отмечали, что природные условия здесь потрясающие, курортные. Еще нужно учесть, что столица тогда была в Петербурге, с его ужасным климатом. Конечно, люди сюда приезжали и наслаждались. Чистый, сухой воздух, 200 с лишним солнечных дней в году. Параллельно они отмечали, что город был пыльный, грязный, что помои выливали в арыки. И о том, чтобы пить из них, речи вообще не могло идти. С водой была проблема. Архитектор Павел (Поль) Гурдэ был как раз одним из первых, кто поставил этот вопрос, и первый водопровод прошел по нынешней улице Тулебаева, которая называлась Фонтанной. Раз водопровод там шел, решили соорудить вдоль улицы маленькие фонтанчики. 

— В те годы, когда строился Турксиб, кто отвечал за архитектуру города? Андрей Зенков?

— Это вообще очень темная история. Я спрашивал у моих коллег, которые были намного старше меня, которые в Казгоре работали. И они, старики наши, помнили его хорошо. Рассказывали историю о том, как жена выбросила все его бумаги, чертежи, весь его архив, — он пропал, к сожалению. Он очень долгое время работал в Пишпеке (Фрунзе). Что он точно сделал после революции – второй этаж в Кафедральном соборе для музея атеизма. Закрыл стенкой иконостас, сделал второй этаж.

В 20-е-30-е годы в Алма-Ате появились очень разные люди. Кого судьба просто выпихнула из столицы: полуссыльные, кто-то бежал, кто-то провинился, кто-то приехал на вольные хлеба. В общем-то, это были профессионалы невысокого уровня. Высокого уровня появились только с переводом сюда столицы — тогда приехала первая профессиональная команда: Леппик, Бобович, Шугал, Гальцева – человек пять-шесть. Во время войны большинство классных архитекторов эвакуировали в Ташкент – туда перевезли Академию архитектуры. В этом плане нашему городу не повезло.

Время строительства Турксиба стало рывком для Алма-Аты — без железной дороги столицы просто не могло быть. Кызыл-Орда стояла на Ташкентской железной дороге, которая была пущена в 1905 году, — она начиналась в Оренбурге и заканчивалась в Ташкенте. Уже в 20-е годы железная дорога проходила недалеко от Верного. Ее достраивали в царские, а потом и в советские времена, и она дошла до Бишкека. Кстати, в тот период Бишкек дошел до цивилизации раньше, чем Алма-Ата. Еще при царе, даже до начала строительства Ташкентской железной дороги, строилась Закаспийская железная дорога – от Красногорска в Среднюю Азию. 

   

Сильно город начал меняться уже в 1930 году, когда столицу перенесли в Алма-Ату. Сюда приехало большое количество специалистов, по железной дороге стали доставлять технику. Строительных кранов же в Алма-Ате долго не было. Я помню еще время, когда в городе было 5-6 кранов: на строительстве дома правительства (Старая площадь). А вот двухэтажные здания строили с помощью конвейерных лент — работяги по ним доставляли кирпичи до окна второго этажа. Многие трехэтажные дома строились без кранов. В довоенных зданиях перекрытия были деревянные.

Государственные дома строились каркасно-камышитовые. Возводился деревянный каркас, из бруса сечением примерно 8х8 и 10х10. Между ними пространство заполнялось камышовыми матами, а потом по диагонали делались рейки, сверху – дранка, это щипа и крест накрест — примерно 10 на10см. — делалась для того, чтобы оштукатурить стены. Штукатурка была главным образом глиняная, цемент добавляли редко – его было мало. И эта дранка, которую сейчас можно заметить на фасадах старых домов, держала штукатурку. Нужно сказать, что каркасно-камышитовые дома составляли большую часть не престижного жилья.

Менее провинциальным город стал в 50-х-60-х годах. Это был потрясающий строительный бум, причем я его застал. И не как свидетель — я с 1961 года работал в Казгоре. Алма-Ата нуждалась в архитекторах, строителях, зазывали их со всех концов света. Посылали каждый год к выпуску агитаторов – в Москву, Киев, чтобы ехали к нам. 


«Турксиб»: современники

Читать

Мы решили показать отрывки из фильма «Турксиб» ровесникам картины.

Самый старый житель поселка Каракемер Раис Рысдаулетов вместе с отцом композитора Куата Шильдебаева поднял поселок и наладил работу колхоза. Во время просмотра отрывков, где показана жизнь казахского аула, 90-летний Раис-ата много улыбается.

«Мы в то время стригли овец руками, вручную. Самодельными ножницами, которые изготавливали в кузне. Машинок (для стрижки овец-V) тогда не было? – комментирует фильм Раис-ата. - Техники не было, ничего не было. Ездили на лошадях, так и работали. Я вот точно также носил уголь во время войны. Даже чуть позже.

Я и мои братья, сестры - все родились в юрте, на берегу Кольсая. На южной стороне. В юрте наша семья жила до 1934-го года. Юрты делали из войлока. Печка, очаг стоял прямо в центре юрты. Спали на земле. Кровати не было. На землю стелили траву, камыш. Сверху клали шкуры, войлок. Юрты привязывали арканом, иначе из-за сильного ветра юрта могла улететь. 

Это – полуторка, - говорит Раис-ата, указывая на кадр, в котором грузовой автомобиль приезжает в аул, - У нас на весь аул одна всего такая машина была. Осталась со времен войны, в 40-х годах. Когда я был маленький, машин не было. Машины появились потом, в 50-х годах. Сначала появилась «Победа», потом все остальные. Полуторка появилась во время войны, в 1941-м году. На ней можно было перевозить груз весом до 1,5 тонн. И все. Других машин не было в Алматы. Были троллейбусы и еще трамваи ходили.

Вот такую посуду делали сами, руками, - говорит Раис-ата, просматривая кадры, в которых аульчане поят приезжих водой, - Брали кусок древесины или коры, например, из березы, кипятили в казане, затем сушили. Ложки также делали из боярышника. Все делали своими руками. Сами. Ничего же не было, - продолжает комментировать Раис Рысдаулетов. - Одежду тоже изготовляли вручную. Валяли шерсть. Ниток не было. Из шерсти нить вили. Арканом подпоясывались. Брали лошадиный волос и делали из него чембур. Очень крепкая веревка получалась.

Вон кереге тоже делали руками. Вот это кебеже, это как нынешний сундук. В него клали всю посуду. Вот бесик, колыбелька. Такую я сам делал, из дерева, в 50-х годах. До сих пор стоит дома. Все дети в ней побывали. 

У кого были лошади, те считались зажиточными. У кого лошадей не было, значит, ничего у них не было. Так считалось. У кого не было лошадей, работали с волами. Я слышал о строительстве Турксиба. В детстве. Но сам не участвовал в его строительстве. Но мои родители, и мать, и отец, и братья, дяди участвовали в строительстве дороги на Сары-Озек».

В конце 1920-х в Казахстане было много пустых аулов, семья Раиса жила в таком. Тогда они перебрались в Кыргызстан, прожили там 2-3 года. «Потом нас позвали на Родину, мы вернулись. Тогда мне было уже 6 лет. Из Кыргызстана мы привезли с собой скот. Люди грабили нас, воровали скот и мы видели много трудностей. Нам говорили, что есть дом. Но когда мы приехали сюда, дома не было. Были 4 стены из саманных кирпичей. В одном углу того дома жила одна семья, в другом – мы. Очаг был посередине, - вспоминает Раис. - В 34-м году мы уехали, ночью сбежали. По горам. Тот дом бросили, там все осталось, посуда, вещи. С собой взяли маленький казан, готовили в нем пищу. Через 7 дней добрались до Тау-Тургеня. Жили у подножья гор. Землю возделывали вручную, комбайнов не было. Траву собирали руками, собирали в скирды. Потом в зимние дни эту землю вспахиваем на лошадях, камнями ее разминали».  

В 1950 году Раис-ата переехал в Каракемер, в тоже время Талды-Булак, Каракемер, Тау-Тургень объединили и создали колхоз. Раис отучился 3 месяца на курсах и стал бригадиром по строительству. Хотя тогда не было ни стройматериалов, ни инструментов. Позже его заметило руководство, и в 1954 году его пригласили возглавить полеводство и животноводство. Раиса назначили заместителем председателя совхоза. Все основные улицы в ауле были созданы под его руководством.

«Было намного тяжелей, чем сейчас. Сейчас хорошо, жить легче. Тогда еды не было, был голод. Очень сложно было. В горах еще можно было пойти поймать кое-какую птицу. Ставили на птиц ловушки. Ловили воробьев, куропаток, потом ели их. Голощекин, уничтожил всех богатых и зажиточных людей в Казахстане, считая, что от них все зло. Люди бежали за границу, куда глаза глядят, уходили туда, где было хорошо, - говорит Раис Рысдаулетов. - Я и сам не знаю, как уцелел в то время. Но ничего, остался жив после войны. Работал много. Только в 50-х годах мы смогли наесться, хотя нет, и в 50-е голодали. В 57-м году после того, как все сдали государству, мы должны были платить такой налог: 2 шкуры, 90 яиц. Никогда не забуду. Каждый дом должен был так делать. Потом 90 литров молока. Это был годовой налог. Комбайнов не было, работали камнями. Но здесь (в фильме -V) такого нет. Пшеницу топтали ногами. Землю возделывали ногами и сеяли в нее пшеницу. Это было в 30-34 годы. Техники же не было. Сохи нет, использовали деревья». 

В доме ветеранов в микрорайоне Мамыр жизнь замерла на последних ступенях пути. Тут тихо, иногда выходят старики, смотрят доску объявлений, где висит расписание психологических тренингов в клубе общения. Среди тем занятий есть тренинги «понятие дружба и ее значение», «что такое жизнь». Кажется странным - уже в их-то возрасте они познали и жизнь, и дружбу.

Как оказалось среди постояльцев дома ветеранов и ровесников фильма «Турксиб» -  большинство городские или приезжие - из России они перебрались в Алма-Ату в 30-40 годах. Жизни аула они почти не видели, но все рады новым лицам и возможности поведать свои истории. 

Длинные пустые коридоры ведут к одиноким душам. «Молодость» - слово, любимое стариками, в нем для них -  все лучшее, что было в те годы. Ветераны забывают о бедах, голоде, страхе, войне, и только с улыбкой вспоминают прошлое.

Холл, коридор, поворот направо и вот мы у дверей комнаты Зои Ермаганбетовой. Слух ее подводит, нужно говорить громко в правое ухо. Кажется, она плохо поняла цель моего визита, но это было не важно. Она сразу же рассказала, что родилась в 1922 году в городе Сарканд, где училась в средней школе, а после поступила в педучилище в Талдыкоргане.

Показываю бабушке отрывки из фильма. 

«Ай, маленький», - умилительно говорит 94-летняя Зоя.

Все это время Зоя Асхадуллаевна одобрительно улыбается и кивает. Спрашиваю: «Как вам?» Бабушка поднимает на меня глаза: «Хорошо. Я все это видела в Саркандском районе село Антоновка, бывала там. Ой, как хорошо. Я тоже так две косички заплетала».

В селе у Зои жили родственники, они также жили в юрте, спали все вместе. Иногда она у них гостила, помогала собирать юрту.

«Я маленькая тогда была, плохо помню. Училась в средней школе в Сарканде, хорошая школа была. Сарканд большой город, 3 школы было в одном городе. Потом в педучилище училась на преподавателя русского языка. Работала в школе, долго, очень долго», - вспоминает Зоя Ермаганбетова.

«Войну помню, - кашляя, говорит Зоя, задумывается и какое-то время молчит. - Работала тогда, трудно было, но работали. Сами готовили дрова, сами топили. После войны хорошо было, хлеба много было. Во время войны хлебы почти не было, все посылали на фронт. Тяжело было, но дружно. Делились всем».

После трехлетнего образования в педучилище Зоя Ермаганбетова переехала в Алма-Ату, где работала учителем русского языка в 18 школе более 40 лет. Бабушка трет лицо, морщится, пытаясь вспомнить те времена.

«Были и тяжелые годы, но все равно было хорошо. Молодые, дружные. Работали, весело было. Молодость, - вздыхает. 

– Всякое приходилось пережить. Муж? – переспрашивает Зоя. – Муж был, хороший муж был. Где я жила, приехал в госбанк парень работать, мы познакомились. Он в кино пригласил, так и начали дружить. Хороший человек попался, очень даже…до-о-обрый, - растягивает бабушка. – Тогда не курили, не пили, даже не знали таких вещей. Когда открылись кинотеатры, смотрели немое кино, позже и со звуком стали показывать. В театр ходили, Кыз-Жибек смотрели. Туда наряжались в туфлях, шляпках».

У Зои Ермаганбетовой две дочки, обе живут в Алматы, два внука и один правнук. Они навещают ее в доме ветеранов. На просьбу вспомнить приятные моменты жизни бабушка отвечает: «У нас в то время никто не пил, не курил. Мы пели, плясали, так время проводили. Каждую пятницу собирались в доме друзей, до полуночи сидели. Одна женщина на гармони играла, на полу сидит, играет. Люди были очень простые».  

Казалось, что сейчас она видит наяву яркие картинки из юности и вдруг, по-девичьи, начинает стесняться, когда я спрашиваю,  можно ли ее сфотографировать...