Море
В проекте «Море» Vласть рассказывает о фильме, его создании, о том, кто еще обращался к этой теме в культуре и искусстве, а также о том, почему так важно спасти Арал.

«Залив, как синька, яркий»

Маргарита Бочарова, Vласть

Аральское море издавна привлекает внимание художников, писателей и поэтов, а с момента, когда вода начала уходить из региона, интерес к нему проявляют и международные журналисты, и голливудские актеры, и рок-звезды, и даже создатели компьютерных игр. Vласть собрала самые яркие примеры того, благодаря чему мир узнал о трагедии маленького внутреннего моря.

1 августа 2015 года фотожурналист журнала National Geographic Герд Людвиг опубликовал на своей странице в Instagram ставшее теперь известным фото Аральского моря. На нем запечатлены два верблюда и ржавые останки корабля, который когда-то плавал по Аралу. Спустя почти месяц известный голливудский актер Леонардо Ди Каприо (а по совместительству посланник мира ООН) разместил это фото на своей странице в Instagram, скопировав вместе с ним и текст фотожурналиста. Казахстанские СМИ с удовольствием приписали слова под фото самому актеру, а общественность не могла нарадоваться такому вниманию к проблеме. На самом же деле, Ди Каприо, хоть и не написал ни слова, все же оказал казахстанцам огромную услугу. Фото собрало 54,7 тыс «лайков» и 1137 комментариев, о проблеме Аральского моря, как минимум, в Узбекистане и Казахстане вспомнили многие.

Забыть об экологической катастрофе на Арале казахстанцам не дала певица Диана Шарапова, которая в конце сентября прошлого года выпустила клип на лирическую композицию «Аралдан ұшқан аққулар», написанную заслуженным деятелем культуры Казахстана Сейдоллой Байтерековым. Песня рассказывает историю о лебедях, кружащих над пустыней в поисках исчезнувшего моря. В 2014 году Аральское море и местные жители засветились в клипе британской рок-группы Pink Floyd. Мелодраматическая песня «Louder Than Words» посвящена памяти Ричарда Райта, клавишника группы, ушедшего из жизни в 2008, и наряду с этим затрагивает экологическую ситуацию на Аральском море. Как писали СМИ, создатели видео намеренно показали в нем и детей, никогда не видевших полноводный Арал, и стариков, которые ещё могут рассказать о красоте этого края.

О проблеме Арала два года назад во всеуслышание заявил и Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. Обращаясь с видео-посланием к участникам международной конференции в Узбекистане, он в очередной раз отметил, что виной всему «неадекватное управление водными ресурсами». Тогда же он призвал международных доноров активнее участвовать в борьбе с обмелением Арала, ведь «ни одной стране не под силу в одиночку справиться с трагедией».

Трагедия Арала, кроме речей политических деятелей, успела стать излюбленной темой и для журналистов со всего мира. В 2013 году, например, международная телекомпания «Аль-Джазира» выпустила 45-минутный документальный фильм под названием «People of the Lake». Автор посчитал, что именно жители Аральска должны стать главными героями фильма, потому что их с морем связывали органические отношения, и уход воды значительно повлиял на их жизни - с 1980 по 2000 годы 45 тыс местных жителей мигрировали в другие области Казахстана и Узбекистана. 

Но не только документальные фильмы снимали и снимают на Аральском море. Три года назад состоялась российская премьера художественной картины «В ожидании моря», над созданием которой трудились специалисты из Казахстана, России, Украины, Германии, Франции и Бельгии. Драма режиссера Бахтияра Худойназарова рассказывает о капитане рыболовецкого судна (роль которого исполняет российский актер Егор Бероев), который возвращается в свой аул спустя 10 лет пребывания в тюрьме, и не обнаруживает ни родного селения, ни столь любимого моря. 

Интересно, что все же не всегда Аральское море становится декорациями к драмам. Писатели-фантасты и даже создатели компьютерных игр с удовольствием используют пустынный ландшафт моря, чтобы разворачивать там действие своих вымышленных историй. Например, писатель Джеймс Роллинс упоминает море в своей книге 2013 года «Глаз Бога», которая вошла в цикл, повествующий о секретном отряде «Сигма, который, как водится, призван выполнять самые сложные и ответственные задания во благо человечества. Кроме этого, Арал и его окрестности фигурируют в таких играх как «Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist», «Syberia», «Residue: Final Cut». Знаменитый Остров Возрождения (теперь уже полуостров фактически), находящийся в юго-западной части Аральского моря, присутствует в «Call of Duty: Black Ops» и «Command & Conquer: Generals».

В 2011 году казахстанская художница Алмагуль Менлибаева представила собственный провокационный и одновременно документальный проект о высыхающем Аральском море - он включал как видео, так и фото. Проект на протяжении последних пяти лет презентуется в западных галереях, благодаря чему имя художницы для зарубежных ценителей современного искусства звучит привычнее, чем для рядового казахстанца. Внимание общественности к проблемам Арала Менлибаева привлекает довольно неоднозначно, противопоставляя, например, красоту женского тела искореженной временем ржавой барже, которая некогда бороздила морские просторы.

В 2010 году дно Аральского моря в Узбекистане становится частью музыкального клипа российской певицы Юлии Савичевой на песню «Корабли», а еще раньше - в 2007 году - ржавеющее на побережье моря брошенное судно появилось в клипе американской рок-группы Linkin Park на композицию «What I've Done». Видеоряд клипа убедительно демонстрирует все разрушительные последствия деятельности человека на Земле. В том же году и российские рокеры Lumen не обошли стороной экологическую катастрофу Аральского моря, включив упоминание о нем в текст своей новой песни «Буря»: «И подобно Аралу твоё море орало // Оно обмелело, оно слишком устало».

В том же 2007 году международный новостной канал BBC World показал своей широкой аудитории документальный фильм о том, как изменился регион и жизнь его обитателей после возведения в 1996 году Кокаральской плотины.

В 2005 году в свет вышел роман Пауло Коэльо под названием «Заир». Один из героев романа - Михаил - родом из Казахстана. В одной из бесед он рассказывает о том, что его народ «умудрился уничтожить целое море», имея в виду Арал. Он с горечью говорит о «коммунистических правителях», которые решили изменить течение двух рек, а в результате стали виновниками исчезновения Аральского моря. «Мне рассказывал дед, что в старину Аральское море называлось Синим из-за цвета воды. Теперь воды там нет вовсе, но люди не хотят оставлять свои дома и перебираться на новое место: они все еще мечтают о волнах, о рыбах, они все еще хранят удочки и снасти и разговаривают о лодках и наживке», - говорит Коэльо устами своего персонажа.

За год до этого - в 2004 году - на мировые экраны вышел художественный фильм казахстанского режиссера Рустема Абдрашева под названием «Остров Возрождения». Фильм удостоился наград международного кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Киношок», международного кинофестиваля «Звезды Шакена», кинофестиваля «Go East» в Германии, кинофестиваля «Золотой витязь» и др. Сценарий фильма написан по мотивам автобиографической поэмы Жараскана Абдрашева «Девочка из города». Фильм рассказывает историю молодой несчастной любви, которая развивается в небольшом приаральском поселке. На фоне юношеской трагедии развивается и трагедия Аральского моря. 

Катастрофа Аральского региона иносказательно передана и в рок-опере «Такыр», премьера которой состоялась в 2000 году. Идея создания, сценарий и либретто принадлежат Насеру Кульсариеву. Название представляет собой тюркский термин, означающий рельеф, который образуется при высыхании засоленных почв. Авторы оперы намеренно ставили перед собой задачу воздействовать художественными средствами на сознание людей, чтобы призвать их ответственно подойти к проблеме сохранения окружающей среды для потомков.

Вероятно, похожую цель преследовала и международная неправительственная организация The Mirror Foundation, которая в том же году выпустила едва ли не первый документальный фильм об Аральском море. Его авторы сосредоточились не только на жизни обычных людей, но и уделили внимание отношениям между постсоветскими странами, от политики которых зависит полноводность Арала. 

В конце 80-х же тема исчезновения Аральского моря больше волновала умы режиссеров художественных фильмов, а не документалистов. В 1989 году, например, на большие экраны выходит культовый фильм «Игла» с Виктором Цоем. В фильме главный герой Цоя увозит свою девушку к обмелевшему Аральскому морю, чтобы излечить ее от наркотической зависимости. В том же году состоялась премьера другого российского фильма режиссера Дмитрия Светозарова под названием «Псы». Сюжет советского триллера развивается в приаральском городке, в котором группа охотников обнаружила одичавших собак-людоедов, брошенных людьми. Авторы, очевидно, проводят параллель с тем, как природа мстит человеку за надругательство над ней.

Однако Аральское море было предметом вдохновения художников и писателей еще задолго до того, как стало исчезать. Еще в конце 19 века на берегах Арала побывал украинский поэт Тарас Шевченко, который оставил потомкам множество зарисовок, на которых море еще имело право так называться.

Вероятно, глядя именно на такие пейзажи, Валентин Катаев когда-то и написал свое знаменитое стихотворение, посвященное Аральскому морю:

Пустыня. В штабелях дощатые щиты.

Дымок над глиняной хибаркой.

И вдруг средь этой черствой нищеты

Проплыл залив, как синька, яркий.

Проплыл. Пропал. И снова степь вокруг.

Но сердце этой встрече радо.

Ты понимаешь, милый друг,

Как мало радости нам надо?

Фото afisha.mail.ru, t-shevchenko.name