Море
В проекте «Море» Vласть рассказывает о фильме, его создании, о том, кто еще обращался к этой теме в культуре и искусстве, а также о том, почему так важно спасти Арал.

Как спасали Арал

Вячеслав Абрамов, Vласть

Высыхание Аральского моря началось еще в 1960-х годах, но в следующие двадцать лет советское правительство не замечало проблемы. Лишь в начале 1980-х в СССР появились первые программы помощи советским гражданам, живущим в районах Аральского моря, однако программы по спасению самого моря почти не обсуждались, кроме знаменитого проекта поворота сибирских рек, который так и остался утопией. 

ЛИВЕНЬ. Living Asia, автор видео Лена Хасанова

                                                                           Независимые и ответственные

Одной из основных причин высыхания Арала признано активное развитие сельского хозяйства в государствах советской Средней Азии. Воды Амударьи и Сырдарьи, которые должны питать море, в начале 1960-х годов просто перестали до него доходить. Туркменистан и Узбекистан активно перебрасывали воду из Амударьи на хлопковые поля, Казахстан - на рисовые. Свою долю воды из Сырдарьи забирал и Кыргызстан.

В январе 1993-го президенты пяти, теперь независимых, республик Центральной Азии создали Международный фонд спасения Арала, который был призван помочь скоординировать усилия государств региона, а также международных доноров, которые готовы были участвовать в решении судьбы Арала.

Первым (и крупнейшим за 25 следующих лет) донором стал Всемирный банк, усилия которого были направлены на исследования и поиск решений проблемы Арала. За последующие годы в различных программах помощи Аралу и региону, страдающему от экологического бедствия участвовали ПРООН, USAID, НАТО (программа по науке, исследовала возможность сохранения биоразнообразия моря), Азиатский банк развития и правительства десятков страны, включая США, Японию, Германию, Швейцарию, Норвегию, Францию и множество других.

При этом основные усилия направлялись на исследования, разнообразные экспедиции и поддержку усилий ученых, искавших способы спасения моря. К практическим действиям доноры перешли только десятилетие спустя.     

Поворот сибирских рек

С начала 1980-х годов, когда проблема Арала была признана, в Советском Союзе по-прежнему активно обсуждался проекта поворота сибирских рек Обь и Иртыш в Казахстан и Среднюю Азию. В частности, предполагалось строительство громадного (2,5 тыс. км в длину) канала по территории Казахстана и Узбекистана. При этом первоначально задачей такой переброски являлось вовсе не спасение Арала, а обеспечение населения среднеазиатских стран пресной водой. Однако с ухудшением ситуации вокруг Аральского моря проект стали рассматривать как один из основных вариантов спасения моря.

Однако, уже в середине 1980-х проект был похоронен. Тем не менее, вплоть до настоящего времени у него достаточно много сторонников и даже его противники (считающие его дорогим, неэффективным, а также опасным для экологии региона) вынуждены признавать, что проблему Арала он мог бы помочь решить.

Тем не менее никаких признаков, что дорогостоящий и масштабный проект может быть реализован в ближайшее время нет.    

Большой Арал не спасти?

В самом конце 1980-х Аральское море распалось на две части - Большой Арал (южная часть моря, Узбекистан) и Малый Арал (северная часть, Казахстан). Спустя полтора десятка лет Большой Арал снова разделился - на западную и восточную части.

В Большом Арале обмеление происходило с огромной скоростью (воды Амударьи не доходят до моря и его площадь увеличивается только в весенний, паводковый, период), здесь, из-за резкого повышения погибли все виды рыбы, и вскоре на месте моря образовалась новая пустыня - Аралкум.

Фактически за прошедшие с момента обретения странами региона независимости 25 лет так и не было предложено никаких эффективных программ спасения Большого Арала. А начавшиеся здесь в 2000-е поиски нефти уничтожили надежду на то, что попытки спасти море будут предприниматься.

Одним из немногих сигналов о том, что поиски помощи для Большого Арала продолжатся стал меморандум между правительствами Узбекистана и Китая, согласно которому, группа китайских ученых должна была исследовать возможность реализации программ по реабилитации бассейна Арала. В частности, предполагается высадка кустарников в Приаралье, что позволит снизить вынос соли и пыли.     

Малый Арал

Совсем иначе ситуация выглядит с Малым Аралом. Еще в конце 1990-х началось активное обсуждение возможности строительства дамбы, которая бы отрезала две части моря и позволила сохранять приемлемый уровень воды в северной части моря — Малом Арале. Основным донором этого проекта выступил Всемирный банк, Казахстан также вложил свои средства в строительство и в 2005 году оно было завершено - от полуострова Кокарал до устья Сырдарьи была построена Кокаральская плотина. Одновременно практически прекратился пропуск воды в южную часть моря, что ускорило его высыхание.

Рост уровня воды позволил значительно уменьшить её соленость и возродить в северной части моря рыбный промысел. 

Вода стала возвращаться к Аральску, городу в Кызылординской области, который ранее был портом, сейчас расстояние до моря от города сократилось со 100 до 25 километров (в 2005 году — до 40 километров).

В течение десятилетия после строительства плотины Казахстан продолжает обсуждать с донорами расширение проекта и, судя по имеющимся сигналам, продолжение проекта будет. В частности, планировалось продлить плотину и сделать её выше.

Очевидно, что улучшение состояния Малого Арала - это самое значительное достижение доноров и правительств региона за все время спасения Арала. 

Использованы фотографии Сергей Тен, Казбек Амержанов, Данил Колодин

Завтра «Завтра море»

Читать

Тимур Нусимбеков

Фото автора

В начале августа на международном кинофестивале в Локарно состоялась мировая премьера документального фильма «Завтра море». В начале ноября в тех местах, где когда-то располагался крупнейший порт Аральского моря и где сейчас функционирует населенный пункт Аральск, состоялся открытый кинопоказ фильма о героях этих мест и об этом пространстве из пустынь, соли, верблюдов, обглоданных кораблей и призраков исчезнувшего моря.

В четверг, 17 ноября, в кинотеатре «Арман» в программе фестиваля авторского кино Clique Fest состоится казахстанская премьера документальной картины «Завтра море».

Этот год был богат на важные проекты в культуре и актуальном искусстве Казахстана - спектакль «Ұят» Галины Пьяновой и эко-проект AUA Аси Тулесовой, арт-проекты Саида Атабекова и Куаныша «Кубы» Базаргалиева, концептуальные паблик-арт работы Паши Каса и Асхата Ахмедиарова, кинокартины «Раненый ангел» Эмира Байгазина и «Чума в ауле Каратас» Адильхана Ержанова, новые композиции южанина Галымжана Молданазара и музыкальный прорыв северянина Адиля Жалелова (больше известный как Scriptonite). То, что наконец завтра вечером произойдет в кинотеатре «Арман» - не просто важное, а беспрецедентное событие для культуры нашей благословенной страны. Эта картина в концентрированной форме свидетельствует не только об одной из главных антропогенных экологических катастроф в истории homo sapiens, но также прольет свет на многие процессы как в далеком Аральске, так и в обществе и в современной культуре Казахстана.


Мне кажется, для историографов, антропологов и культурологов будущего - как вышеобозначенные явления (от «Ұят» до Скриптонита), так и документальный фильм «Завтра море» - станут одними из важнейших и ключевых кейсов для осмысления конкретных героев, конкретного пространства и во всех смыслах конкретного времени. Со всеми его ранеными ангелами и уятмэнами, с районами и каратасовской чумой, с митингами и разгонами, с Таразом и Аральским морем под саундтрек из мешанины звуков и ритмов - павлодарского хип-хопа, песни «Өзің ғана» и завываниями колючего ветра который поднимается с такырного дна, где позавчера еще плескались бирюзовые волны и еще вчера Виктор Цой поднимался на палубу пустынного ржавого корабля.

Завтра впервые на казахстанском киноэкране будет демонстрироваться документальный фильм сделанный не в традиции советской кинохроникальной школы или «пост-советской» казахстанской, а под значительным влиянием европейской и американской школ документального кино. И дело не только в том, что в группе Суворовой помимо казахстанских кинематографистов, присутствовали европейские специалисты (оператор - Евгений Шлегель, продюсеры - Штефан Гробэ, Анна Вильгельми; со-автор идеи проекта - Йоханнес Вальстром). Сама Катерины Суворова неоднократно говорила в своих интервью и частных беседах о влиянии и харизме режиссера Вернера Херцога, культовом германо-американском режиссере и monstre sacré западного документального кинематографа. В 2015 году Суворова познакомилась с ним и прошла программу авторского воркшопа Вернера Херцога. До погружения в европейски-американские культурные пласты, Катерина Суворова успела отучиться в алматинской Академии искусств и на Высших курсах сценаристов и режиссеров в Москве. Комбинация из отечественных наработок в кинодокументалистике, пост-советской и западной киношкол, сформировали у режиссера стиль, который она закрепила в своей самой масштабной, длительной и многослойной картине в своей творческой карьере.

Пересказывать сюжет кинокартины - преступление перед режиссером и кинотеатром. Поэтому, я могу вам сказать только то, что если вы обменяете 1200 единиц нашей многострадальной валюты на билет на фильм «Завтра море» в «Армане» - вы увидите не только то как выглядит пространство пережившее и переживающее одну из самых чудовищных экологических катастроф в истории человечества. Вы увидите истории людей, наших сограждан, умудряющихся не только выживать в этих суровых обезвоженных землях. Эти люди имеют энергию и веру для того, чтобы биться за каждый клочок земли и отвоевывать у этого постапокалиптического пустынного ландшафта землю для цветов и деревьев, как это делает один из героев картины - ветхий аксакал с библейскими морщинами и стальным характером. Или каждое утро собирать несколько пригоршень Н2О для того, чтобы изучить и понять динамику изменений состава воды, самого дефицитного элемента этих мест - как это делает хрупкая девочка-гидробиолог, еще одна героиня этой истории. Или в перерывах между распиливанием цоевских кораблей, пофилософствовать о природе и причинах развала Советского Союза - как это делает пират Аральского моря, еще один герой фильма. Посмотрев этот фильм, возможно, вы в буквальном и фигуральном смыслах поймете, как трансформируется метафора о «соли земли» со времен Нагорной проповеди до наших дней. С завтрашнего дня мы, алматинские кинозрители, получим возможность лицезреть с экрана - не только рыбаков без рыбы, и корабли без матросов и моря, но и людей, которые все еще верят, что однажды море все-таки вернется. Завтра «Завтра море».

С 17 ноября начинается отечественный показ документальной картины «Завтра море» в кинотеатре «Арман»

За помощь в подготовке материала и поездку к Аральскому морю автор благодарит киногруппу Катерины Суворовой, команду Etage + Stil, а также киноцентр «Арман», единственный кинотеатр в Республике Казахстан предоставивший время и место для показа документальной картины «Завтра море»