Спецпроект «Корпорация»

Совместно с АО «Самрук-Казына»

Цифровизация бизнеса

Барт Банке (Bart Banche) – партнер и управляющий директор, руководитель практик ТМТ (технологий, медиа и телекоммуникаций) и Digital The Boston Consulting Group (BCG) в России и СНГ, более 17 лет реализует трансформационные и стратегические проекты в секторе информационных и коммуникационных технологий, цифровых медиа и телекоммуникаций в Европе, США, Японии, России и СНГ.

ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВИЗАЦИЯ?

Под цифровизацией мы понимаем максимально полное использование потенциала цифровых технологий во всех аспектах бизнеса – процессах, продуктах, сервисах и подходах к принятию решений. Для цифровизации никогда не будет достаточно только лишь наличия технологии как таковой. Для того, чтобы процесс цифровизации был полноценным, необходимы четко сформулированные бизнес-задачи и данные. Цифровизация невозможна без трех измерений: сформулированной бизнес-задачи, наличия данных и собственно технологий. 

КАКИЕ ЗАДАЧИ РЕШАЕТ ЦИФРОВИЗАЦИЯ?

На базовом уровне цифровизация позволяет оптимизировать операционную деятельность, сократить издержки, улучшить процесс принятия решений. Существуют три основных этапа цифровизации, о которых важно знать руководителям.

Первый этап – внедрение не очень больших и не очень рискованных, независимых друг от друга инициатив или продуктов. Основная цель этого этапа – создание технологических решений без радикального пересмотра смежных бизнес-процессов.

Следующий этап — переход от разрозненных инициатив к более широкой трансформации операционной модели компании. Частью изменений здесь становятся бизнес-процессы, организационная структура, KPI (ключевые показатели эффективности) и навыки персонала. На этом этапе должна обеспечиваться полноценная интеграция с базовыми системами организации. Такие изменения уже требуют комплексной программы управления.

Заключительный этап цифровизации – это изменение способа взаимодействия с внешними поставщиками, клиентами и контрагентами: новые способы позиционирования и продвижения существующих продуктов и создания новых. На этом этапе цифровые технологии являются «частью ДНК» всей организации и направлены на создание новых экосистем и партнерств. В их центре находится цифровая платформа, в которой реализованы уникальные компетенции и ноу-хау бизнес-модели организации. Успешные примеры, прошедшие все три этапа цифровизации, в глобальном масштабе – компании General Electric, Daimler. 

ГЛОБАЛЬНЫЙ КЕЙС: McDonald’s

*не является кейсом BCG

Сеть McDonald’s начала свой «цифровой» путь с целью ускорения и упрощения обслуживания клиентов в 2004 году, когда в одном из ресторанов сети во Флориде появились автоматы с сенсорными экранами, которые позволяли гостям самостоятельно сделать заказ. Экспериментируя в этом направлении несколько лет, компания выяснила, что средний чек, когда человек делает заказ самостоятельно, на 30% больше. Кроме того, 20% покупателей не берут напитки, если кассир забывает их предложить. Автомат, естественно, никогда не забывает этого сделать.

Тем не менее, масштабная установка аппаратов самообслуживания McDonald’s начали в 2016 году и продолжают о сих пор. В 2016 году аппараты самообслуживания появились в 2 600 ресторанах по всему миру, в начале 2017-го – появилось мобильное приложение McDonald's App. По данным самой компании, установка одного аппарата обходится компании в $60 тысяч. Представители компании неоднократно отмечали, что кассиры также продолжат принимать заказы. Те сотрудники, которых заменят технологии, не будут уволены, а станут помогать команде на кухне делать заказы быстрее.

При этом, основатель и директор Bersin by Deloitte (аналитическая структура, выполняющая исследования для Deloitte) Джош Берсин убежден, что полная замена кассиров и барист автоматами в таких сетях, как Starbucks, Peet’s, or Philz Coffee, да и McDonald’s, не будет эффективной, поскольку заказывать у автомата не так увлекательно, и у клиентов всегда должен оставаться выбор.

ДЛЯ КАКИХ КОМПАНИЙ ЦИФРОВИЗАЦИЯ НЕОБХОДИМА В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?

Цифровизация – это неизбежный процесс, который так или иначе происходит практически во всех отраслях. Но в разных секторах он идет с разной скоростью. Согласно анализу BCG, в плане внедрения цифровых технологий исторически лидируют B2C-секторы: например, медиа, в котором уже произошли фундаментальные изменения, а также розничная торговля, телекоммуникации, страхование и банковское обслуживание. Цифровизация уже существенно повлияла на эти отрасли, но окончательный результат еще предстоит определить.

А, например, металлургия, нефтегазовый сектор, электроэнергетика и машиностроение отстают: влияние цифровизации в этих отраслях пока направлено в основном на внутренние улучшения, его сложно оценить до конца, и кардинальные изменения здесь еще впереди.

С КАКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ БИЗНЕСА НАЧИНАЕТСЯ ЦИФРОВИЗАЦИЯ?

В первую очередь цифровизация касается всех сфер бизнеса компании, связанных с продуктивностью: это контроль над издержками, возврат инвестиций. Как правило, первая волна цифровых изменений в большинстве компаний касается управления производственными активами – например, прогнозная аналитика по техническому обслуживанию и ремонтам, а также планирование инвестиций в производственные активы. Это особенно актуально для инфраструктурных компаний с большим количеством физических производственных активов и расходов на их создание и эксплуатацию – телекоммуникационных, транспортных, электроэнергетических и т. д.

Влияние цифровизации не ограничено только этими областями. Например, внедрение прогнозной аналитики позволяет организации добиваться новых возможностей роста бизнеса, более точно понимать возможности по дополнительным и перекрестным продажам существующим клиентам, чем уже занимаются, например, многие телекоммуникационные компании, включая казахстанские.

КАЗАХСТАНСКИЙ КЕЙС: «Казпочта»

*не является кейсом BCG

Программа трансформации «Казпочты» была запущена в июне 2014 года. Перед госкомпанией стояла глобальная задача стать современным и клиентоориентированным сервисом почтовых услуг, поэтому было запланировано внедрение системы категорийного управления закупками, основные процессы управления предприятием – Enterprise Resource Planning (ERP), общий центр обслуживания (ОЦО) по бухгалтерскому и налоговому учету, единое рабочее окно оператора, новая модель управления логистическими потоками, онлайн-сервис post.kz, процессинг платежных карт, агентские услуги, e-commerce, direct mail и другое. Были и проекты, которые напрямую отражались на качестве обслуживания клиентов: модернизация почтовых отделений, электронная очередь, супермаркеты посылок и почтаматы, ситуационный центр, сервис отслеживание посылок, SMS-оповещение. Все это выглядит очень масштабным, и трансформация еще не окончена. Однако по ряду направлений уже есть ощутимый эффект.

Так, через супермаркеты посылок с начала запуска проекта в 2015 году по сегодняшний день было выдано более 1 180 000 посылок. Через почтаматы с начала запуска проекта в 2014 году – порядка 670 000 посылок. Благодаря запуску этих сервисов в I квартале 2017 в Казахстан было доставлено 1,6 млн посылок, что в два раза больше, чем в I квартале 2016 года. 

Сервис post.kz – это онлайн-отделение «Казпочты». С момента запуска в 2016 году им уже воспользовалось более 1 млн клиентов. Ежедневно сайт посещают около 30 000 уникальных пользователей. Сайт позволяет найти удобную локацию почтового отделения, поменять адрес доставки посылки, рассчитать стоимость доставки, оплатить любые услуги и даже сделать денежные переводы. За время трансформации «Казпочта» запустила 12 мобильных отделений и до конца года планируется установить еще 17 мобильных отделений. 

МАШИНА ЭФФЕКТИВНЕЕ ЧЕЛОВЕКА В БИЗНЕСЕ?

Роботизация, автоматизация и искусственный интеллект, как составляющие части цифровизации, уже широко применяются в различных отраслях – на производстве, в транспортной и банковской отраслях, в сфере услуг. Глобальный рынок роботизации растет очень быстро и непрерывно: по данным BCG, к 2025 году его объем может достигнуть $87 млрд, при том, что всего три года назад прогноз на 2025 год составлял в $67 млрд.

Сейчас роботы используются в основном, чтобы заменить людей при выполнении рутинных операций на производстве, в банковском секторе и других отраслях. Роботизация фактически исключает ошибки, связанные с внимательностью живых сотрудников. Искусственный интеллект может использоваться и для оптимизации процесса принятия решений, в частности, с помощью «машинного обучения».  

НУЖНА ЛИ ЦИФРОВИЗАЦИЯ ДЛЯ МСБ?

Для предприятий малого и среднего бизнеса цифровизация означает более быстрое и легкое масштабирование и рост. К примеру, развитие электронной коммерции открывает новые каналы продаж для МСБ, а также потенциально уменьшает объем «серой» экономики. По данным совместного исследования BCG и «Самрук-Қазына», на начало 2017 года доля электронной коммерции в рознице в Казахстане составляла менее 1%, для сравнения: в России - 3%, в Китае - 8,3%. Мы ожидаем, что если казахстанский рынок электронной коммерции в розничной торговле будет расти теми же темпами, что и российский, то к 2020 году его объем достигнет $750-800 млн. 

В Казахстане предпринимаются системные усилия для внедрения цифровизации в малом и среднем бизнесе. Например, в начале этого года в Астане был представлен проект реализации Открытой цифровой платформы для малого и среднего бизнеса, разработанный НПП «Атамекен» при инфраструктурной поддержке АО «Казахтелеком». Предполагается, что она будет работать по принципу китайской Alibaba и американской Amazon и увеличит товарооборот в стране на 30%. 

ГЛОБАЛЬНЫЙ КЕЙС: Pony Express

*не является кейсом BCG

Pony Express в самом начале пути в 1992 году занималась исключительно доставкой документов и грузов «от двери до двери». В 2014 году компания изменила стратегию, решив стать универсальным логистическим оператором на территории СНГ. Реализация стратегии происходила в 2015-2016 годах и обошлась бизнесу в 1 млрд рублей (около $15 млн, эта сумма включает не только затраты на IT, но и строительство и оборудование складов, замена автопарка и т.д).

Пойти в этом направлении компания решила, изучив потребности клиентов на логистическом рынке. «Бизнес понимает, что схема, в которой одна компания занимается доставкой на склад, другая – отвечает за хранение, третья – сортирует и упаковывает, четвертая – доставляет клиенту и т.д., себя изжила.  Качество при такой организации процесса резко падает, а затраты растут», - разъясняет мотивы глава компании Георгий Аликошвили.

В результате, за 2 года Pony Express стали активнее в сфере электронной коммерции, создали конструктор для интернет-магазинов (который позволяет не только перевозить и доставлять, но и хранить, отслеживать товар на складе и т.д.), обновили платформу для трансграничной доставки. Все это потребовало разработки и внедрения целого ряда IT- решений: системы управления событиями, системы курьерской транспортной логистики, системы магистральной транспортной логистики, системы биллинга, CRM (Customer Relationship Management - система управления взаимоотношениями с клиентами).

СКОЛЬКО СТОИТ ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Бюджет цифровизации может быть очень разным в различных компаниях и отраслях. Последние тенденции таковы, что крупные организации постоянно увеличивают свои вложения в IT и цифровизацию, так как она может давать им серьезное конкурентное преимущество. В то же время, если говорить о МСБ, то развитие цифровых технологий во многом облегчает им задачу автоматизации собственной деятельности и ее стоимость: например, появление облачных решений для МСБ (Salesforce.com и тому подобное) дает им возможность использовать готовые современные решения для автоматизации ключевых процессов с минимальными капиталовложениями.

ПОКУПАТЬ ИЛИ СОЗДАВАТЬ?

В краткосрочной перспективе приобретение готовой технологии и использование опыта более развитых в цифровом отношении стран может быть эффективным решением для ускорения трансформации организации. Но в средней и долгосрочной перспективе необходимо иметь свои собственные решения, чтобы контролировать стратегические отрасли и технологии. 

ЦИФРОВИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ

В Казахстане, как известно, разрабатывается проект государственной программы «Цифровой Казахстан», которая предусматривает формирование проактивного «цифрового» государства. Одна из основных задач этой программы – цифровая трансформация госорганов. Ожидается, что это повысит конкурентоспособность экономики и качество жизни людей, например, с помощью предоставления гражданам и компаниям электронных услуг, автоматизации процессов в госучреждениях, внедрения системы «единого окна», полного внедрения электронного документооборота, увеличения прозрачности работы государственных органов и учреждений. 

НАСКОЛЬКО ЦИФРОВИЗИРОВАН КАЗАХСТАН?

В Казахстане на данный момент есть хорошая базовая инфраструктура доступа для дальнейшего развития цифровизации экономики. Также довольно высок уровень вовлеченности населения: 54% являются пользователями Интернета. По данным рейтинга BCG e-intensity index (отслеживает развитие цифровой составляющей глобальной экономики в 85 странах мира), среднегодовой темп роста для Казахстана составляет 23%. Это позитивный показатель. Однако Казахстан все же отстает от среднего показателя по странам БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), где темп роста составляет 27%. 

Поэтому основная задача в ближайшие годы – усиление темпов роста цифровизации. При этом, цифровизация должна стать частью стратегической повестки не только госорганов, но также нацкомпаний и частного бизнеса. Для этого есть основные условия. Во-первых, относительно благоприятная макроэкономическая ситуация. Во-вторых, внимание к этому вопросу со стороны государства: например, такие инициативы, как реализация государственной программы «Цифровой Казахстан», создание Международного финансового центра «Астана», создание хаба для стартапов и развития передовых технологий – международного технопарка IT-стартапов AstanaHub. 

«Корпорация» - это совместный проект Vласти и «Самрук-Қазына», в котором ведущие эксперты рассказывают аудитории о современных методах управления бизнесом. Идея проекта – показать казахстанским бизнесменам на локальных и международных кейсах, как новые подходы меняют производство, логистику, маркетинг и планирование в компаниях разного масштаба.

Agile-подходы в управлении бизнесом

Читать

Асхат Уразбаев – основатель компании ScrumTrek с головным офисом в Москве и филиалами в Санкт-Петербурге и в Казахстане. C 2008 года компания помогает организациям запускать отдельные Agile-проекты и поддерживает их в Agile-трансформациях. ScrumTrek консультирует и обучает команды и руководителей компаний, используя такие agile-подходы как Scrum, Kanban, Design Thinking, Lean Startup, SAFe, LeSS. ScrumTrek организует крупнейшие в СНГ конференции по гибким подходам AgileDays (1200 участников), AgileBusnessConference (400 участников), проводит бесплатные митапы Agile.Kitchen, активно участвует в продвижении гибких подходов в государственном управлении, организуя сообщество gosagile.ru.

ОТКУДА ПОЯВИЛСЯ AGILE?

Agile появился как подход к разработке программного обеспечения в США в 90-х годах прошлого века. Оказалось, что кроссфунциональные самоорганизующиеся команды, работающие небольшими итерациями на общий результат, гораздо эффективнее, чем традиционный метод работы функциональными отделами.


В 2001 году передовые методологи со всего мира собрались вместе и сформулировали Agile-манифест с 4 простыми принципами. Наиболее популярными подходами стали Scrum и Kanban.

С тех пор Agile активно развивается. Индустрия научилась масштабировать подход на работу больших организаций. Появились методы SAFe, LeSS, Nexus. Большинство крупных IT-компаний переходит на Agile. Затем появились примеры применения Agile за пределами сферы IT: от промышленности до управленческих команд. Третья волна распространила применение Agile-подхода на бизнес в целом. У растущих компаний появилась альтернатива.

Business Agility — это про то, как вместо тяжелой традиционной корпоративной бюрократии строить плоскую структуру гибких и быстрых команд, ориентированных на пользу для бизнеса и заказчика. Тренд последнего времени — государственные структуры по всему миру начинают собственную Agile-трансформацию.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ С ПОДХОДАМИ AGILE

Я прошел классический путь от рядового программиста до руководителя. В компании Luxoft с 2004 года я получил практический опыт в Agile-проектах в разных ролях. Там же, в Luxoft, я помогал внутренним командам запускать Agile-проекты. Через несколько лет, в 2007 году я основал компанию, целиком сфокусированную на коучинге и обучении организаций. 

Нашими первыми клиентами были в основном веб-компании, в том числе «Яндекс» и «Рамблер». Там потребность в быстром изменении максимальна. Потом постепенно появились более "тяжелые" компании. Около года я провел в компании Skype. С 2011 года нашим клиентом является «Сбербанк», мы также помогаем другим крупным организациям.

РЕАЛИЗОВАННЫЕ КЕЙСЫ

Крупный коммерческий банк в России. Внедрение Agile не было самоцелью, компания хотела стать digital, то есть предоставлять клиентам современные продукты через электронные каналы. Для этого была сформирована лаборатория, сфокусированная на инновационных продуктах. Оказалось, что традиционные банковские подходы к управлению недостаточно быстрые: время от идеи до результата – от нескольких месяцев. Типичная IT-компания, работающая по Agile, делает это за несколько дней. Нас привлекли как Agile-коучей. Мы посмотрели на текущие процессы и увидели главную проблему в том, что очень много всего начиналось, и мало что завершалось. Чем больше одновременной работы выполняет организация, тем дольше она идет. Для упорядочивания процесса мы начали с визуализации текущей работы с помощью большой канбан-доски на всю организацию. Проблемы стали выявляться быстро, и следующим этапом стало изменение структуры организации: она стала состоять из десятка кроссфункциональных команд. В качестве процесса такие команды использовали Scrum или Kanban. Параллельно мы помогали компании поднимать экспертизу внутренних Agile-коучей и продуктовых менеджеров. Опыт лаборатории был признан успешным и теперь масштабируется на всю организацию. Диджитализация — мощный драйвер, порождающий потребность в Agile-трансформации организации.

Страховая компания. Приведу пример страховой компании, использующей Agile вне классического IT. В традиционной страховой компании в создании новых продуктов участвует большое количество структур: маркетинг, продуктологи, андеррайтеры, юристы, бизнес-аналитики. Создается сложный документ, описывающий будущий продукт, который отрабатывается каждым департаментом. В противовес этому были созданы небольшие команды, сфокусированные вокруг продукта и соответствующей ценности. Помимо очевидной высокой скорости создания продукта из-за упрощения процедур согласования компания получила еще одно преимущество – высокий уровень вовлеченности и мотивации сотрудников. В команде работать веселее и интереснее, каждый чувствует себя причастным к созданию ценности. 

ГЛОБАЛЬНЫЙ КЕЙС: LEGO

*не является кейсом ScrumTrek

В 2014 году LEGO Digital Solution (часть LEGO group, отвечающая за все сервисы и продукты компании, которые дети и их родители получают через гаджеты, а также занимается разработкой новых продуктов и придумывают, как совместить классический конструктор с современными технологиями) стали менять свои внутренние рабочие процессы в соответствии с SAFe (Scaled Agile Framework). Трансформация началась с того, что ее 20 ключевых менеджеров прошли 2-дневный семинар и стали обучать остальных сотрудников, и получили 20 небольших групп, работающих в соответствии с SAFe. В таком режиме компания работала год, после чего решила двигаться дальше. Внутри 20-ти образовавшихся групп работа и коммуникация были отлично налажены, а вот на уровне выше по-прежнему действовали старые принципы: сложные каналы коммуникации, длительная неэффективная переписка, скучные совещания. Поэтому следующей задачей стало преобразовать работу компании и на уровне межкомандного взаимодействия. В компании каждые 8 недель стали проводить рабочие совещания по разработке приложений (Products Increment Planning); Open-space event – мероприятия, на которых сотрудникам давалась полная свобода: команды могли болтать ни о чем за кофе или обсуждать архитектуру нового приложения по своему усмотрению. Работа групп строилась так, что каждая притягивала к себе задания, а не старалась их избежать. Рабочие циклы в 8 недель (между глобальными совещаниями) развивались на 2-хнедельный спринты, т.е. каждые 2 недели группы должны были показывать результат. Совместно заполнялись «Доска рисков» и «Доска зависимостей», которые показывали каждому сотрудники, с какими сложностями может столкнуться проект, и как взаимозависят команды. Все это и другие механизмы внутри SAFe подхода привели к заметным результатам:

 1. Команды перестали дублировать работу друг друга и стали делать меньше ненужной работы.

 2. Команды получили большую независимость, перестали тратить время на ожидания решений, легче напрямую взаимодействуют друг с другом и заинтересованными лицами.

 3. Менеджеры стали лучше понимать, чем занимаются их подчиненные, это облегчило поиск решений проблем и расстановку приоритетов.

 4. Повысилось доверие со стороны клиентов, для которых работа компании стала понятнее и прозрачнее.

 5. Планирование стало проще, а эффективность работы команд – выше, т.к. специалисты по планированию стали лучше понимать реальные возможности каждой команды.

ПРОБЛЕМЫ ПРИ ВНЕДРЕНИИ AGILE

Agile можно применять на разных уровнях: можно попробовать его в проектной работе. Но самый большой эффект такой подход дает при перестройке организации. Agile-компания подразумевает плоскую организационную структуру, состоящую из кросс-функциональных команд. Это довольно серьезное изменение всей организации. Для успеха важно, чтобы и топ-менеджмент был заинтересован в результатах. Иначе текущая структура организации отвергнет изменения. 

ГДЕ В КАЗАХСТАНЕ НУЖЕН AGILE?

Скорость инноваций в мире сильно выросла. Время от идеи до первого результата становится все короче. Agile – следствие общего тренда на ускорение. Agile начал продвижение с IT-отрасли и постепенно охватил банковский, страховой, финансовый сектора, социальную и образовательную сферы. Также запущены пилотные Agile-проекты в строительном, аэрокосмическом и производственном секторах.

Технологические изменения быстрые, и государству нужно уметь быстро на них реагировать. Обычно у государства есть рефлекс: если новое явление непонятно, его либо игнорируют, либо запрещают.

Например, сейчас компании и страны пытаются понять, что делать с блокчейном, искусственным интеллектом и дронами. Компаниям нужна помощь государства в легализации подходов, а государства плохо понимают их суть и нуждаются в помощи экспертов. Что делать в такой ситуации? Создавать небольшие кросс-ведомственные команды, включающие представителей бизнеса, экспертов и коммерческие компании.

Мне кажется, чем меньше и моложе страна, тем больше шансов получить выгоду от быстрых изменений из-за «эффекта низкой базы». В этом смысле Казахстан — прекрасная площадка для применения новых подходов.

Самрук-Казына имеет огромный потенциал использования Agile. В первую очередь — это все инновационные направления, во-вторую - совершенствование процессов и организационные изменения.

СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ПОНАДОБИТЬСЯ НА AGILE-ТРАНСФОРМАЦИЮ?

Тут арифметика может быть очень разной. Например, команда выходит на хорошую продуктивность примерно через 3 месяца и в дальнейшем ее наращивает. Мелкая компания таким образом, примерно через полгода получит начальную структуру и практики, которые затем будет развивать.

Для крупной компании это может занять существенно больше времени. При этом скорость определяется желанием и готовностью руководства организации меняться. При известной осторожности можно так и не приступить.

Надо понимать, что четкой точки «вот наша Agile-трансформация завершена» – нет. Это фактически процесс постоянного совершенствования и постоянной перестройки организации, в том числе под воздействием внешних факторов. Его можно разделить на условные этапы, но по большому счету путь каждой компании индивидуален. 

AGILE В УПРАВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВОМ: ЧТО ПРИМЕНИМО В КАЗАХСТАНЕ?

Выстроить систему государственного управления, соответствующую тенденциям цифровой эпохи и темпу времени – это серьезный вызов для государственного аппарата в любой стране. Ряд государств выбрали гибкие подходы Agile как способ изменить культуру в ведомствах, создать возможности для быстрой реализации инициатив и сделать органы власти привлекательным местом работы для молодых профессионалов. Ведь работа в небольших командах из сотрудников разных специальностей с постоянной поставкой пусть небольших, но осязаемых результатов –радикальный шаг вперед по сравнению с классическими ведомственными иерархиями и волокиты, известной еще по рассказам Чехова. 

Передовиками перехода на Agile в госсекторе можно назвать Великобританию, где такой подход носит обязательный характер в разработке любых государственных цифровых сервисов; а также США и ряд европейских стран. Системная работа по нормативному урегулированию гибких подходов ведется и в России, есть примеры применения Agile на федеральном и региональном уровне. Очевидно, что гибкие подходы в государственной деятельности уже давно не дань моде, а средство повышения эффективности, на которое однозначно стоит обратить внимание и казахстанским чиновникам.

КАЗАХСТАНСКИЙ КЕЙС: DAR Ecosystem

*не является кейсом ScrumTrek

В начале 2015 года казахстанская компания DAR Ecosystem начала применять принципы Agile в разработке IT-продуктов, через год – уже во всех подразделениях от маркетинга до бухгалтерии. Команда самостоятельно изучала подходы, опираясь на глобальные кейсы – корпорацию Toyota, и труды Эдвардса Дэминга. В настоящий момент IT-компания работает по системе Scrum.

Все разработчики DAR разделены по командам. Руководит командой product owner, он ставит цели и оценивает результат. Каждая команда состоит из 5-9 человек, если больше – команда становится неуправляемой. Все команды формируются по принципу Full Stack-разработки (в каждой команде есть необходимое количество специалистов для разработки полноценного IT-продукта). Каждая команда сфокусирована на одной задаче и избегает многозадачности: усилия всех членов команды направлены на решение конкретной задачи за определенное время. К такому структурированию добавляются конкретные инструменты:

Короткие итерации – подход, при котором продукты выпускаются быстрее и чаще, чтобы максимально быстро их корректировать.

Stand up – форма 15-20 минутных совещаний, когда каждый участник отвечает на три вопроса: что сделано вчера, что я буду делать сегодня, и какие у меня есть трудности. Встреча проходит на ногах, благодаря чему очень конструктивна и содержательна.

Jira (автоматизированная канбан-доска) – позволяет контролировать ход проекта и исполнение заданий по всем бизнес-процессам в компании.

«Корпорация» - это совместный проект Vласти и «Самрук-Қазына», в котором ведущие эксперты рассказывают аудитории о современных методах управления бизнесом. Идея проекта – показать казахстанским бизнесменам на локальных и международных кейсах, как новые подходы меняют производство, логистику, маркетинг и планирование в компаниях разного масштаба.