Сергей Корчагин – директор центра Lean компетенций инвестиционно-строительной компании BI Group, предприниматель, ученый, бизнес-тренер, wellness-тьютор, более 20 лет изучает поведенческие модели человека, международный эксперт в сфере трансформации производственных систем на основе бережливых технологий.
ЧТО ТАКОЕ #LEANNEXT
Методология #LeanNext зародилась более 10 лет назад, когда во время кризиса нужно было срочно убрать из бизнес-процессов все лишнее и «раскачать» поток клиентов. Тогда появилось четкое понимание, что самые замечательные и хорошо описанные процессы и технологии не работают, если сотрудники, реализующие их, в этом не заинтересованы, а система их мотивации не учитывает природу принятия людьми решений.
Методология включает:
- Концепцию
- Стандартную операционную процедуру трансформации производственных систем
- Систему трансформации технологических и бизнес-процессов
- Систему развития лидерских качеств персонала
- Систему формирования бережливого менталитета
- Систему подготовки Change-менеджеров и Change-тренеров
ЯДРО КОНЦЕПЦИИ – 7 ПРИНЦИПОВ
1) Любое предприятие – это производственная система (Production System, PS), включающая средства производства (основные средства), производственные процессы и персонал. Кроме того, неотъемлемой частью системы должны быть и взаимоотношения с обществом. Сегодня правильно выстроенные отношения с клиентами, с общественными и государственными организациями во многом определяет успешность бизнеса и перспективы его развития.
2) Изменения неизбежны и непрерывны. Именно отсюда следует сентенция основателей Toyota о том, что невозможно завершить внедрение Lean, что любое улучшение всегда можно улучшить. Следовательно, руководители должны ясно понимать, что Lean – это не акция, не компания и не проект. Это просто иной, непрерывно изменяющийся способ управления предприятием.
3) Lean – это исследование и использование внутренних резервов. Руководителю нужно различать Lean-улучшения и модернизацию, чтобы правильно направлять инициативу своей команды.
4) Любая система всегда стремится занять положение с минимальным расходом энергии. Поэтому любые изменения должны быть инициированы внешним воздействием (жалоба клиента, видение руководителя, ситуация на рынке).
5) Все изменения производятся энтузиастами, «агентами перемен». Формирование, обеспечение ресурсами и координация работы Change-офиса – важнейшая функция руководителя, нацеленного на изменения в компании.
6) Все изменения производятся людьми, и они также должны постоянно изменяться, развивая свои профессиональные и нравственно-духовные качества с учетом внутренней природы человеческой личности.
7) Искусство изменений – наука со своими законами, аксиомами, кейсами. Поэтому и изучать их надо так же, как и обычные дисциплины – регулярно и системно.
Кейс: Машиностроительный завод (Российская Федерация)
*Не является кейсом BI Group. По условиям контракта название изменено.
Компания получила заказ на изготовление 36 изделий, технологический процесс создания которых очень похож на строительство кораблей. Однако текущее состояние технологий и организации процессов позволял им выполнить лишь 23 изделия. Вместе с командой Lean-экспертов специалисты компании занялись картированием и анализом процессов, наведением порядка в рамках программы 5S и перепланировкой рабочих мест, изменением последовательности выполнения операций, обучением рабочих и ИТР.
В результате, не привлекая дополнительных средств, за счет внутренних резервов, компании удалось изготовить 32 изделия, получив общий экономический эффект более 150 млн рублей, включая затраты на консалтинг.
ЛИДЕРСТВО И БЕРЕЖЛИВОЕ МЫШЛЕНИЕ
Двумя важнейшими системами #LeanNext являются развитие лидерских навыков и бережливого мышления. Часто говорят о том, что изменить менталитет невозможно. Это так до тех пор, пока вы не понимаете, по каким законам развивается человеческая личность. В основу методологии #LeanNext положена древняя, проверенная временем и адаптированная к современным условиям пятиуровневая модель человеческой личности. Эта модель адекватно описывает взаимодействие основных составляющих человеческой личности, их связь с системой фундаментальных общечеловеческих ценностей и алгоритмы принятия человеком тех или иных решений. Она помогает нашим коллегам осознать необходимость преобразований, вырабатывать у себя привычку к улучшениям, формировать бережливое мышление. К сожалению, я часто наблюдаю, как руководители пытаются развивать предприятия используя лишь отдельные инструменты, не учитывая ни многофакторной структуры личности, ни индивидуальных особенностей, ни тонкостей национального менталитета. Именно поэтому за последние 5-6 лет в Казахстане лишь единицам предприятий удается следовать политике Lean-преобразований.
Сегодня происходит активная трансформация не только производств, но и модели лидерства. Все чаще мы наблюдаем, как традиционная «пирамида власти», особенно в крупных промышленных центрах, дает сбой и «переворачивается», превращаясь в «дерево служения». Командно-административный, авторитарный стиль меняется на принцип, когда руководитель транслирует сотрудникам очень понятную мысль: «Делай, как я». Бирюзовые организации становятся все реальнее, их элементы все чаще применяются в современных командах.
КЕЙС: ЛИДЕРСТВО В BI GROUP
Каждый рабочий день топ-менеджмента BI Group начинается на строительных площадках, где управленцы наблюдают за ходом процессов, общаются с рабочими, лично решают возникающие проблемы. Подходы к проектной работе в командах были изменены после того, как осенью 2016 года руководство компании посетило японские предприятия. Сегодня поставщики воспринимаются бизнес-партнерам: им дается больше зон ответственности, юридически закрепляются партнерские отношения, много внимание уделяется их развитию – встретить руководителей и сотрудников партнерских компаний в обучающем ДоДзё-центре BI Group можно каждую неделю.
Проектный подход в работе, реализация Lean-проектов с использованием фрагментов Agile-технологий при их «тонкой подстройке» помогает раскрывать и развивать в сотрудниках лидерские навыки. Им дается возможность проявить себя в микропроектах, проводятся специальные тренинги, общественные и спортивные события (марафоны, форумы, поддержка малоимущих семей, посадка деревьев и т.д.).
РАБОТА LEAN-ЦЕНТРА
Команда Центра Lean компетенций, опираясь на технологии #LeanNext, помогает коллегам на проектах непрерывно повышать качество и эффективность работы, постоянно снижать потери, повышать свою компетенцию, раскрывая при этом лучшие черты характера, работать командно, опираясь друг на друга и помогая друг другу, поддерживать спортивный дух преодоления себя и на строительной площадке, и в офисе, и на беговой дорожке.
Для этого используются и широко известные инструменты (групповая деятельность, маевтика, визуальный менеджмент, ролевые игры) и уникальные авторские методики расширения сознания и активизации психологических и физических ресурсов организма. За последние несколько лет опыт применения технологий и инструментов #LeanNext показал их работоспособность и эффективность.
Еще одной задачей центра является регулярный мониторинг LDI (Lean Development Index - уровня Lean-культуры) в компаниях. Применяемые при этом технологии и инструменты являются оригинальной разработкой команды центра Lean компетенций.
Согласно своей философии и стратегии, Центр не сосредоточен только на работе с сотрудниками BI Group или ее бизнес-партнерами. Компания вкладывает свои усилия и ресурсы в развитие общего уровня бережливого мышления в стране, разрабатывает и реализует образовательные и развивающие программы для казахстанских предприятий и организаций.
В компании Тойота говорят: «Мы не строим лучшие в мире машины, мы воспитываем людей, которые умеют делать лучшие в мире машины». Команда BI Group, обучаясь и развиваясь, строит объекты, которые становятся национальной гордостью Казахстана.
«Корпорация» - это совместный проект Vласти и «Самрук-Қазына», в котором ведущие эксперты рассказывают аудитории о современных методах управления бизнесом. Идея проекта – показать казахстанским бизнесменам на локальных и международных кейсах, как новые подходы меняют производство, логистику, маркетинг и планирование в компаниях разного масштаба.