Асхат Узбеков – Главный финансовый директор АО «Казахтелеком»
ТРАНСФОРМАЦИЯ: ЗАЧЕМ?
Рыночные условия, стремительное развитие новых технологий, изменение предпочтений клиентов диктуют необходимость в изменениях, которые рано или поздно касаются всего: стратегии компании, маркетинговой политики, методов ведения бизнеса, внутренних процессов. Инновации и процесс трансформации сопровождают отрасль коммуникаций на протяжении всей ее истории. Вначале были гонцы, посыльные с письмами, курьеры, почта, затем появился телеграф, его вытеснил телефон, телефонная связь стала мобильной, интернет стал высокоскоростным, мобильным и так далее. На каждом этапе эволюции были структуры, которые адаптировались к новым услугам и продолжали успешную деятельность, а были и те, кто остался «за бортом» и покинул бизнес.
Большим стимулом для развития «Казахтелекома» стали стагнация и сокращение рынка фиксированной телефонии, стагнация рынка голосовой сотовой связи и рост объемов передачи данных, продолжающийся рост проникновения Интернета, развитие цифрового платного телевидения. В своей долгосрочной стратегии развития «Казахтелеком» поставил себе цель - удержать лидерские позиции в сегменте фиксированной связи, включая телефонию, широкополосный доступ к Интернету и цифровое телевидение, развитие в мобильном сегменте, выход на смежные рынки инфокоммуникационных технологий, глобальное повышение эффективности бизнеса.
И мы знаем, какими будут ключевые показатели, когда реализуем стратегию развития. Так, к ожидаемым результатам относится: увеличение акционерной стоимости компании более чем в 2 раза. При этом ключевым элементом, обеспечивающим почти 200 млрд тенге прироста акционерной стоимости, является программа трансформации.
СУТЬ ТРАНСФОРМАЦИИ: ЧТО СДЕЛАЛИ И К ЧЕМУ ПРИШЛИ?
Финансовый эффект от программы трансформации составили те средства, которые компания сэкономила или дополнительно заработала в результате реализации проектов в рамках трансформации. На данный момент суммарный эффект за период с 2014 года составил 64,6 млрд тенге.
В декабре 2016 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило кредитный рейтинг АО «Казахтелеком» с BB (прогноз «Позитивный») до уровня ВВ+ (прогноз «Стабильный»).
В октябре 2017 года Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's повысило кредитный рейтинг АО "Казахтелеком" с BB прогноз "Позитивный" до уровня ВВ+ прогноз "Стабильный". По национальной шкале рейтинг АО "Казахтелеком" повышен с kzA+ до kzAА-
Если говорить о качественном эффекте, то, во-первых, были созданы новые услуги и усовершенствованы имеющиеся: разработаны пакетные предложения, IT-услуги и конвергентные решения для бизнеса и дома. Также развиваются каналы продаж, активнее используются цифровые каналы.
Во-вторых, трансформация позволила «Казахтелекому» принять участие в проектах государственной важности, к примеру, стать оператором фискальных данных.
В-третьих, повысилась эффективность бизнеса: четыре территориальных филиала объединили в два – РДТ «Алматытелеком» и РДТ «Астанателеком». В настоящее время этот опыт тиражируется на все областные филиалы. Также были централизованы функции HR, выплаты зарплаты, IT-обслуживания, управления сетью, закупа, бюро ремонтов, были оптимизированы лишние уровни управления в филиалах, внедрена единая система оценки персонала, начато создание дивизионов В2В и В2С, активно оптимизируется недвижимость и техническая инфраструктура.
В-четвертых, в направлении дальнейшего развития бизнеса, «Казахтелеком» совершает экспансию на смежные рынки. На настоящий момент определены рынки, интересные для развития бизнеса, создана дочерняя компания Нурсат+, служащая R&D лабораторией. В планах – заниматься электронной коммерцией, FinTech, M2M-технологиями.
КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК
Компаниям, которые осознали необходимость преобразований, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
1. Необходимо адекватно оценивать свою роль и место в меняющихся условиях рынка, чтобы избежать участи таких компаний, как, например, Kodak или Nokia. Первая проигнорировала появление цифровых технологий фотографий, а вторая переоценила собственные возможности по созданию мобильной операционной системы.
2. Важно обеспечить понимание необходимости преобразований среди акционеров, менеджмента, сотрудников компании, общественности и создать приверженность изменениям, которая впоследствии влияет на успешную реализацию проектов.
3. Необходимо обеспечить «быстрые победы», т.е. быстро достижимые результаты, приносящие очевидный и весомый финансовый эффект, которым, во-первых, можно было бы финансировать дальнейшие шаги, а во-вторых, будут способствовать тому, что персонал- большая команда специалистов, сотрудников филиалов – будут воспринимать победы и успехи компании как командные, проявлять вовлеченность, осознавать свой вклад в развитие компании.
4. В среднесрочной перспективе необходимо качественное переосмысление операционной и бизнес-модели для усиления конкурентных преимуществ, что мы и сделали, то есть правильно определить целевые сегменты, предлагаемые услуги и продукты, выработать модель, которая сможет максимально увеличить их доходность.
5. Но, пожалуй, самое важное – правильно выбранная команда, организационная структура и корпоративная культура. Они являются основой.
ГДЕ НУЖНА ТРАНСФОРМАЦИЯ?
Необходимость в преобразованиях, внедрении существенных изменений в бизнес-стратегию, организационную структуру, культуру и т.д. возникает у всех компаний на разных этапах их развития, на разных этапах эволюции их рынков и отраслей. Зачастую такие преобразования являются не просто нужными, а жизненно необходимыми.
В Фонде «Самрук-Казына» и его портфельных компаниях программа трансформации реализуется с 2014 года с целью увеличения стоимости компаний холдинга, повышения эффективности управления и внедрения принципов корпоративного управления, соответствующих стандартам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
«Корпорация» - это совместный проект Vласти и «Самрук-Қазына», в котором ведущие эксперты рассказывают аудитории о современных методах управления бизнесом. Идея проекта – показать казахстанским бизнесменам на локальных и международных кейсах, как новые подходы меняют производство, логистику, маркетинг и планирование в компаниях разного масштаба.