Новая эра Z

Выходящий на этой неделе в условиях суровой конкуренции (соревноваться придется со всеми: от блокбастера «Инферно» до фестивального фаворита «Ученик») зомби-хоррор «Новая эра Z» обещает держаться в прокате крепко и достойно – кино получилось неглупое и интересное.

Мади Мамбетов
  • Просмотров: 8723
  • Опубликовано:

Оригинальное название: The Girl With All The Gifts

Жанр: хоррор, драма

Бюджет: 6 миллионов $

Актеры: Гленн Клоуз, Джемма Артертон, Сенниа Наннуа

Маленькая чернокожая британка Мелани (Сенниа Наннуа), лет 11, коротает ночи в одиночной камере, где терпеливо отсчитывает минуты до побудки. В урочный час раздается звон и грохот, Мелани аккуратно погружается в инвалидную коляску с тюремными ремнями, и ждет, пока в ее карцер не вломятся два солдата. Под громыхание грубых оскорблений жизнерадостную, вежливую девочку намертво привяжут к креслу – жестко зафиксировав даже голову, - и повезут на учебу. Очевидно, что ритуал – ежедневный, и подвергаются ему еще с пару десятков детей. Эти дети будут доставлены в своих колясках в учебную комнату, где их заставит зубрить химию малоприятная учительница. В какой-то момент ее сменит другая преподавательница, в растянутом милитари-свитере и карго-штанах, которая явит собой разительный контраст: мисс Хелен Джастино(бывшая девушка Бонда Джемма Артертон) - сама нежность и сочувствие. Пока Хелен (и зрители в зале) удивляются жестокому обращению, которому подвергаются вполне приличные внешне отроки, камера дает визуальную экспозицию – и тогда выясняется, что действие происходит в осажденной базе, на которой укрылись последние нормальные люди. А окружает эту базу обратившееся в зомби остальное человечество. Да и сами детки, уж на что визуально нормальные, почуяв человеческую плоть, теряют самообладание и пытаются урвать кусочек. Даже милейшая на вид Мелани.  

Потом случается прорыв ограды, зомби наводняют базу, и небольшая группка выживших, включающая пару солдат, суровую даму-ученую Кэролайн Колдуэлл (шестикратная номинантка на «Оскар» Гленн Клоуз) и испытывающих друг к другу искреннюю симпатию мисс Джастино и Мелани, пытается пробраться через оккупированные живыми мертвецами британские равнины к Штабу, где сохранился последний оплот людей. Путь пролегает через Лондон и до цели дойдут далеко не все…

«Новая эра Z» послушно укладывается в новый канон зомби-фильмов, где ходячие трупы не ковыляют вяло, как в клипе Джексона Thriller, а весьма бодро носятся по экрану, и где причиной превращения является не допотопное гаитянское вуду, а вполне объяснимое научно влияние природных факторов (здесь – грибковая эпидемия). И свой нео-зомби-антураж фильм вполне оправдывает: местные зомби мозгов не требуют и вообще не разговаривают, но двигаются стремительно, чувствуют запахи живых, за неимением людей жрут кошек и собак, и наводят инфернального ужаса. Любители хорроров получат свою дозу адреналина, за которой явились в кинотеатр. Но важнее то, что удовольствие от этой картины рискуют получить даже зрители, не являющиеся поклонниками жанра. Потому что этот фильм в довольно приевшуюся зомби-обертку умудрился упаковать несколько пусть не особо оригинальных, но довольно глубоких идей, выверенное сочетание комедии и серьезной драмы, а также неожиданной для картины такого жанра сильный актерский ансамбль. 

В нем, надо сказать, успешно сочетаются как вполне ожидаемое мощное присутствие гранд-дамы Клоуз, так и свежая прелесть дебютантки Наннуа, которая отыгрывает свою роль с энергией и убедительностью прирожденной актрисы. Вообще, именно во впечатляющей динамике трех актрис, полностью перетянувших на себя одеяло в этой постановке, заключается одна из ярчайших отличительных черт фильма. Если в других бесчисленных киновысказываниях на заявленную тему женщины играли подчиненные роли, то «Новую эру» смело можно назвать первым большим зомби-хоррором, где рулят дамы. И если Гленн Клоуз выдает сурового безжалостного матриарха, озабоченного выживанием всего своего вида, то Аттертон больше акцентируется на роли матери, волнующейся за одного ребенка. Да и героиня Мелани, уж на что юна, точно так же исполнит роль вполне материнскую.

Но кроме явной феминизации затертого до дыр сюжета, «Новая эра» способна предложить несколько незамыленных концепций, самой значительной из которых является поставленный ребром вопрос эволюции. Закончилась ли она, достигнув вершин научно-технического прогресса? Или это только этап на пути к новым трансформациям?

Так или иначе, «Новая эра», не давая традиционного хэппи-энда, все-таки остается довольно жизнерадостным фильмом. А это ли не достижение для картины о бегающих в поисках свежего человеческого мяса мертвецах?