Трамвай, который выжил

Ризабек Исабеков, Павлодар, специально для Vласти

В Павлодаре директор государственного транспортного предприятия урезал оклады себе и заместителям, чтобы поднять зарплаты водителям. Руководитель трамвайного управления, принадлежащего облакимату, Муслим Махмудов рассказал интернет-журналу Vласть, как он за счет 2,5-миллиардного кредита от ЕБРР собирается приобрести 25 новых трамваев, обновить пути и старые вагоны, а еще как сокращает расходы и увеличивает пассажиропоток.

Муслим Махмудов почти 30 лет работает в трамвайном управлении. Начал подрабатывать тут слесарем еще со школьной скамьи, а с 1988 года служит официально и прошел все ступени. И автослесарем работал, и водителем. Позже – ревизором безопасности движения, начальником автопарка, отделов охраны труда и техники безопасности. В последнее время был на должности заместителя председателя правления и с апреля стал первым руководителем.

Почему же Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выдает предприятию столь солидный займ в 2,5 миллиарда тенге? Муслим Махмудов говорит, что финансовый институт провел большой анализ работы трамвайного управления и увидел перспективу его развития. Несмотря на устаревший парк, несмотря на то, что подобные предприятия, бывает, закрываются. Сегодня 100% акций АО «Трамвайное управление города Павлодар» принадлежат социально-предпринимательской корпорации (СПК) «Павлодар». Единственным акционером СПК является акимат Павлодарской области.

— Наш парк – крупнейший в Казахстане. В Алматы, насколько я знаю, на две-три ветки выходили всего по восемь вагонов. В Усть-Каменогорске, по моим данным, около 30 вагонов. В Павлодаре в часы пик на пути выходят 67-68 вагонов, а обычно в смену – 43 вагона. Трамваи наши ходят до часу ночи, а в это время ни один автобус уже не выезжает на маршруты. К тому же у нас большой коллектив – 671 человек, который ждет помощи, - говорит Махмудов.

Он подчеркивает, что, несмотря на большой срок эксплуатации вагонов, предприятие поддерживает их в рабочем состоянии.

— Тьфу-тьфу (улыбается), но в нашем городе не было происшествий с трамваями, как в южной столице, когда вагон самопроизвольно поехал и «собрал» 14 автомашин. В Алматы, я полагаю, сыграли два фактора – подготовка технического персонала и состояние парка, — отмечает председатель правления.

Трамваи Павлодара – это 111 единиц пассажирского транспорта и пять единиц спецтехники, в том числе снегоочистители, и путейские вагоны, которые занимаются ремонтом. Из более чем сотни пассажирских вагонов семь – новые. 

Два приобретены в декабре 2012 года за счет 7-летнего кредита в банке. Еще пять трамваев год назад Павлодару подарило акционерное общество «Алюминий Казахстана».

— Проект кредита от ЕБРР начался еще в 2013 году. Без него развитие трамвайного управления было бы сложным. Из 104 старых трамваев лишь девять единиц еще не выработали 18-летний эксплуатационный срок, а остальные его превысили. Есть вагоны, которым около 30 лет. Мы их, конечно, будем списывать в первую очередь после покупки новых вагонов, держать их в обороте на запчасти.

— На какой срок выдается кредит ЕБРР?

— На 13 лет, и у нас есть определенные гарантии, поддержка – в министерстве по инвестициям и развитию и в минюсте готовятся правила субсидирования. То есть основные убыточные маршруты планируется субсидировать за счет бюджета города или области. Нам также выделяется республиканский грант – 910 миллионов тенге, из них 450 миллионов мы пускаем на модернизацию 30 вагонов, а остальную сумму на обновление инфраструктуры – это замена 30 километров контактного провода, 30 стрелочных переводов. Также будем ремонтировать стыки на рельсах, из-за которых трамвай стучит при движении, но перестанет, после того, как пути станут бесшовными, — поясняет Махмудов.

В 2011 году тогдашнее руководство СПК «Павлодар» объявляло о намерении приобрести 30 трамваев-пенсионеров из Польши. Поляки готовы были продать павлодарцам списываемые вагоны 1975 года выпуска.

— Хорошо, что польские трамваи не взяли, — вспоминает Махмудов.

По его словам, уже подготовлена тендерная документация на конкурс по закупу новых трамваев и примерно через полтора месяца тендер будет объявлен. В планах руководителя предприятия – обновить парк в конце 2016 года, либо в начале 2017 года:

— Наша задача – получить 25 новых вагонов, но все зависит от курса тенге. Сначала банк хотел выдать кредит в евро, но мы настояли на тенге. Там будет видно, какой завод выиграет тендер – российский, белорусский или чешский.

Муслим Махмудов не менее важным мероприятием, чем закуп новых вагонов, считает модернизацию трех десятков вагонов, срок эксплуатации которых уже вышел. Будет полностью обновляться фаэтон, а также салон внутри. Вагоны разбираются до «скелета», и устанавливается новое оборудование – от сидений до табло в кабине водителя, от электрооборудования до стекол с уплотнительными резинками.

Председатель правления считает, что нынешний тариф – 60 тенге за одну поездку не соответствует затратам предприятия, которое прошлый год завершило с убытками. Тем не менее, с июля зарплата водителей трамваев выросла на 15%, а с августа директор планирует поднять ее всему коллективу.

— За счет чего же, Муслим Джафарович, если несете убытки?

— За счет оптимизации. Я, как заступил на должность руководителя, стал изучать, где можно сократить расходы. Мы сэкономили на ГСМ, урезали зарплаты членам правления, начиная с меня. Также мы сократили интервал движения между вагонами – вывели на линию их чуть больше, и горожане стали чаще пересаживаться с автобусов на трамваи – в общем, привлекли пассажиров и прибыль.

Трамвайное управление – это для меня родное предприятие. Я здесь вырос, с этим коллективом работаю давно. Они все знают, что я переживаю за судьбу управления всей душой. Отец мой, Джафар Джафарович, ныне пенсионер, председатель азербайджанского этнокультурного объединения «Ватан», полжизни отдал трамвайному управлению – строил его, поднимал вместе с коллективом. Сегодня я со своей стороны стараюсь делать все, что могу.