Несбывшаяся «сталинская» Алма-Ата. Часть II

Городской активист и исследователь Давид Камински в рамках проекта Archcode Almaty продолжает рассказ о нереализованных проектах 30-50-х годов в Алма-Ате. В этой части описаны объекты, разбросанные по всему центру Алма-Аты.

Давид Камински
  • Просмотров: 10680
  • Опубликовано:

Различные масштабные сооружения планировалось построить по всей территории между улицей Ташкентской (пр. Райымбека) и улицей Арычной (пр. Абая), рекой Весновкой (Есентай) и проспектом Ленина (Достык). В непосредственной близости от центральной площади должны были находиться два крупных зрелищных сооружения —опера и цирк, а также несколько административных зданий — коммунальный банк и Дом Печати. А вдоль улицы Комсомольской, как и предполагал генплан, располагались бы главные высшие учебные заведения города. Большинство этих проектов в конечном счете удалось реализовать, но с большим запозданием и даже на другом месте, а также с кардинальными изменениями в архитектуре. 

В двух кварталах восточнее проспекта Сталина, по улице Калинина и замыкая собой Красноармейскую улицу, сегодня располагается Государственный театр Оперы и Балета имени Абая. Открытый всесоюзный конкурс на его проект состоялся в 1933 году. Предполагалось, что алма-атинский театр сможет вместить в себя 1500 зрителей.


На конкурс поступило предложение Н. И. Рипинского. Его конструктивистский проект, не сохранившийся до наших дней, занял второе место. Кроме него свои варианты предложили Д. Н. Чечулин, использовавший «упрощенную классику», и И. М. Лихачев, предлагавший здание с массивным порталом, который вызвал недовольство публики.

Авторами еще одного конкурсного предложения выступили архитекторы В. Д. Кокорин и В. Д. Владимиров. Их видение было «импровизацией на тему Востока», хотя в здании отсутствовали ярко выраженные национальные мотивы. Более того, в нем чувствуется некоторое присутствие конструктивизма, но композицию в целом можно назвать классической. 

Действительно неоклассический, монументальный вариант здания предлагал архитектор Гегелло. Его видение всецело придерживается неоклассических приемов. Скульптурная группа, которую он предлагал разместить над главным входом, подобна таковым над портиком Большого театра в Москве.

Дальнейшей разработкой проекта занимался архитектор Н. Круглов. Но его первоначальное предложение заметно отличалось от того, что мы увидим в итоге. Первый вариант выделялся яркими округлыми формами, куполом и сложной композицией главного входа с множеством колонн, и скульптурными группами на постаментах. А площадь перед зданием окружали невысокие трибуны. Предложение раскритиковали за несоответствие духу города. Тем не менее дальнейшие работы над проектом осуществлял именно Круглов. 

Следующее предложение архитектора было близко к финальному. Масштабы сооружения заметно уменьшились и в нем узнается современное здание. Наиболее заметная его черта — барельефы, тянущиеся по всей длине фасада. 

Но от барельефов и прочего декора пришлось отказаться. Композиция здания осталась прежней, разве что между колоннами над главным входом теперь присутствуют полукруглые арки, в которых расположены скульптуры.

Строительство здания было завершено только в 1941 году. Арки стали прямоугольными, стали читаться национальные мотивы. Так же вместо статуй главный вход теперь украшает расположенный над колоннами барельеф. К сожалению, автор не смог участвовать в проекте до конца, так как был репрессирован и заканчивал постройку уже Н. Простаков.

Так же по улице Калина, но в западном направлении от проспекта Сталина, изначально предусматривалось строительство Дворца Пионеров авторства М. Д. Шугал. Двухэтажное здание с сильно вынесенным портиком, колонны которого имели бы коринфские ордера, а остальной фасад украшали бы барельефы, орнаменты и скульптуры. Внутри здания располагалось бы множество помещений для различных кружков, а во дворе — эстрада зеленого театра. Стены расписаны или украшены материалами, а в отделке использовался бы мрамор.

Примечательно, что существовал другой проект архитектора Боброва, который по некоторым причинам не был рассмотрен и возвращен автору. Его Дворец Пионеров был асимметричен и имел три этажа. Первый этаж включал в себя длинную аркаду, шедшую справа от главного входа. Второй и третий этажи заметно уступали ему в площади. Вершину здания венчал купол в окружении нескольких небольших шпилей. 

Только в 1962 году на этом месте появилось здание Дворца Пионеров. Проект архитектора Ким До Сена уже не отличался богатством декораций. Строение снесли в 2006 году, чтобы освободить место для отеля RIXOS.


Академия наук по первоначальным планам должна была не замыкать улицу Красина (ул. Валиханова), а находиться на ее западной стороне, севернее улицы Кирова. Автором первого варианта Академии выступал А. Н. Ширяев. Его проект 1937-го года отличался монументальностью. Тяжелые квадратные колонны, отделанные темным камнем и увенчанные бронзовыми капителями, обрамляли главный вход в здание со стороны улицы Калинина. Внутри располагался бы президиум филиала Академии Наук, конференц-зал, геологический, биологический, исторический и другие отделы Академии. 


На свое нынешнее место Академия Наук переместилась уже после войны. Проектом занимался очень известный московский архитектор А. В. Щусев, автор мавзолея Ленина. Несмотря на то, что работы над будущим зданием Академии велись сразу после войны, в 1947 году, предполагалось создание грандиозного сооружения. Главной доминантой была башня, расположенная по оси улицы Красина, перед ней крупный, увенчанный куполом, круглый объем, где находился бы круглый вход. По сторонам от них два симметричных корпуса с широкими колоннадами.  

Но масштабы проекта были существенно урезаны, а к работе над зданием Академии подключится архитектор Простаков. Проект чрезмерно активно использует национальные мотивы. Купол над главным входом из предыдущего варианта претерпел изменения, но идейно сохранился, а каждый угол здания венчает небольшой шпиль напоминающий минарет. По всему периметру здания проходит декоративный, стилизованный парапет. 

Последний, принятый к реализации, вариант Щусева умеренно использует приемы восточной архитектуры, смешивая их с классическими приемами. Композиция здания останется практически неизменной, только боковые корпуса станут ближе к главному. Строительство здания было завершено в 1957 году

В 1981 году с южной стороны по улице Курмангазы к зданию пристроили новый корпус. Архитекторы В. Я. Экк, Н. М. Белоусова, А. Б. Ордабаев гармонично вписали здание в существующий комплекс.

Имя Абая в те годы носил не оживленный проспект, а тихая улочка, шедшая с севера на юг, которая сегодня известна как улица Тулебаева. Проектировщики того периода видели ее как уютную аллею, утопающую в зелени. Их план предусматривал посадку акаций и лип, которые создавали бы наиболее комфортные условия. Кроме того, планировалась установка разнообразных скульптурных групп на пересечении аллеи с другими улицами.

Улица остается такой и в наши дни. Разве что на перекрестках статуи так и не появились. 

На углу улиц Фурманова и Советской (ул. Казыбек би) в 1937 году планировалось начать строительство Коммунального банка. Автор проекта неизвестен. Задумывалось строгое, массивное здание, чей отделанный темно-серым гранитом главный фасад выходил бы на улицу Фурманова. Угловая часть строения имела высоту 3 этажа, отходящие от него боковые крылья были двухэтажными. 

Предположительно здание должно было располагаться в банковском квартале между Фурманова и Панфилова, Комсомольской и Советской. Но скорее всего проект не был реализован, так как в этом квартале на перекрестке Фурманова и Советской только в 1972 году появилось модернистское административное здание.

В квартале между улицами Гоголя и Горького (Жибек Жолы), Фурманова и Абая (Тулебаева) в 1937 году должно было начаться строительство республиканского Дома Печати. Архитектор М. Д. Шугал предлагал здание, разделенное на два корпуса разной этажности. На улицу Фурманова выходил бы издательский корпус, где располагались бы редакции газет КазССР. По бокам корпус замыкался бы четырехэтажными башнями, а главный вход был акцентирован колоннадой. Производственный корпус имел бы два этажа и располагался вдоль улицы Горького, на которую выходил бы не менее богато декорированный фасад. В этом корпусе располагались бы типография. 

Реализация проекта была заморожена на самом раннем этапе и на этом месте в 70-е построили несколько многоэтажных жилых и административных зданий.

Планировалось, что педагогический институт занимал бы территорию между улицами Гоголя и Октябрьской (ул. Айтеке би), Дзержинского (ул. Наурызбай батыра) и Иссык-кульской (ул. Желтоксан). Ф. П. Лопарев создал достаточно сдержанное, но сильное в формах здание. Акцент он сделал на входных группах, которые выделил портиками. В нишах между колоннами автор планировал разместить скульптуры видных деятелей науки. Внутри здания располагались 5 факультетов института, лаборатории, а также библиотека на 500000 томов.

Проект завершили только в 1958 году западнее первоначального места между проспектом Сейфуллина и улицей Масанчи. Замысел автора претерпел огромные изменения, здание заметно потеряло в масштабе и декоре.

По проекту 37-го года кампус КазГУ должен был занимать несколько кварталов у пересечения Комсомольской и Уйгурской улицы (Байтурсынова). Городок, рассчитанный на 2100 студентов растянулся на несколько кварталов: учебный, военно-спортивный, жилой — для студентов и преподавателей, а также учебный ботанический сад. Для каждого квартала использовались собственные планировочные решения. Так в жилых кварталах хотели разместить в цокольных этажах зданий магазины, кафе, мастерские, ателье. В центре этих кварталов находились бы детские сады и ясли. В учебной части комплекса планировалось разместить библиотеку с большим залом для проведения съездов и конференций, а также музей с оранжереями.

Архитектурное оформление комплекса, конечно же, неоклассическое, но уже с национальными мотивами. Планировалось использовать различные орнаменты при оформлении фасадов и интерьеров зданий. Главный корпус, к которому вели несколько широких лестниц, отличался крупным портиком, украшенным сверху рядом скульптур. Основными материалами при строительстве стали бы гранит, мрамор и колыбташ. 

Создание студенческого городка КазГУ на этом месте началось только в 50-е годы. Масштабному комплексу, задуманному в 30-е, не суждено было осуществиться. Первое здание, которое сегодня занимает Физический факультет КазНУ, уже не отличается богатством декораций, хотя его входная группа украшена рядом пилястров. Другие корпуса и общежития будут возводиться вплоть до 80-х годов. А уже в конце 70-х основной кампус КазГУ переместится на улицу Тимирязева, заняв территорию между рекой Есентай и Ботаническим садом.

Территорию старого кампуса непосредственно на углу улиц Толе би и Байтурсынова занимает другое высшее учебное заведение — Алматинский Технический Университет.

Первый проект капитального здания алма-атинского цирка появился в 1940 году. Внушительных размеров здание по проекту Бычкова и Твердохлебова должно было находиться на улице Горького около современного Зеленого Базара. Над неоклассическим фасадом, украшенным колоннадами и скульптурными группами, возвышался бы гигантский купол, накрывающий амфитеатр на 1500 зрителей. На двух этажах, окружающих главный зал, располагались бы служебные помещения, кафетерии, красный уголок, а также комнаты матери и ребенка.

Капитальное здание ГосЦирк получит только в 1972, когда на проспекте Абая завершится строительство цирка архитектора Кацева. 


Послевоенная эпоха неоклассицизма все-таки смогла подарить городу важное зрелищное сооружение — Центральный стадион. Идея его строительства появилась в конце 40-х, когда стало очевидно, что существующий «Динамо» не справляется с нагрузками. Новый стадион решили реализовать как часть крупного спортивного комплекса на территории между проспектами Абая и Сатпаева, улицей Космонавтов (Байтурсынова) и рекой Весновкой (Есентай). Первый вариант стадиона был разработан Н. И. Рипинским, который в целях оптимизации расходов предложил построить стадион на земляной основе. По сути стадион представлял бы из себя замкнутый земляной вал, с некоторыми помещениями под ним, по одной стороне которого шли бы трибуны. Поверх этого вала хотели высадить тополя, защищающие зрителей от солнца. 

Главной деталью стала бы парадная лестница с фонтаном, над которой возвышалась фигура женщины с колосьями в руках. Ее появление объяснялось тем, что стадион носил имя «Урожай» в честь начинавшейся Целины.

Несмотря на заманчивость идеи оптимизации расходов, проект Рипинского не приняли. Вместо него построили нынешнее здание архитекторов А. К. Капанова и А. А. Леппика. Но даже в этом неоклассическом здании есть нечто общее с идеей Рипинского: его южные трибуны опираются на землю, будучи размещенными в склоне.

Неоклассическая архитектура Алматы и всего СССР начала угасать после выхода постановления Н. С. Хрущева «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955-го года. Документ критиковал неоклассическую архитектуру за откровенную расточительность, ведь декоративные элементы действительно стоили очень дорого. Те проекты, что не были отменены, подвергли заметным изменениям. Их фасады и интерьеры заметно упростили, многие детали просто исключили. Неоклассический период подошел к концу.

На смену ему пришел новый этап развития архитектуры и градостроительства — модернистский. Избавляясь от «излишеств», архитекторы были вынуждены обратиться к функционализму, заметно уменьшая, а то и сводя к нулю количество декоративных элементов. Теперь особую важность приобрело использование достижений индустриализации архитектуры, применение сборных конструкций и, в конечном счете, появление типовых проектов для жилых и даже общественных зданий.

Сегодня мнения об этом периоде разнятся. Для кого-то именно полные декора и часто соразмерные человеку постройки, особенно жилые дома, кажутся единственно правильным воплощением «той самой Алма-Аты». Они готовы отстаивать идею, что это все строилось именно с расчетом на людей. Другие воспринимают эту архитектуру исключительно в связке с режимом, при котором все это было построено. Для них это символ тирании, погубившей миллионы жизней. Кто-то видит в этом просто набор завитушек и декораций, которые активно используются в современном строительстве, чтобы придать зданиям «богатый» вид.

Но для многих — это просто здания, которыми застроено большинство улиц в центре нашего города. Люди проходят мимо них даже не задумываюсь об их истории.

Статья написана в рамках Archcode Almaty - это проект, посвященный сохранению архитектурной идентичности города. Проект осуществляется при поддержке Фонд Сорос - Казахстан.

Источники: 

1. Газета Социалистическая Алма-Ата 1936-1938 гг.

2. Сарумов М.Н. Алма-Ата планировка и реконструкция А-А, 1937 г.

3. Мендикулов М. Архитектура города Алма-Ата, А-А, 1953 г.

4. Капанов А.К., Баймагамбетов С.К Алматы архитектура и градостроительство. А, 1998 г.

5. Свод памятников истории и культуры города Алматы , А 2007 г.

6. Алматы. Архитектурные хроники. А. 2012 г.

7. Алма-Ата энциклопедия А-А , 1983 г.