1937-й

В США президентом во второй раз становится Франклин Рузвельт, а королем Великобритании — Георг VI, отец нынешней королевы Елизаветы II, продолжается гражданская война в Испании, японцы захватывают Пекин, Тяньцзин и Нанкин, падает дирижабль «Гинденбург», летом в СССР начинается «Большой террор», при кругосветном перелете исчезает самолет Амелии Эрхарт, убит последний балийский тигр, запатентована первая в мире электрогитара, выходит фильм «Ленин в октябре», Time называет человеком года китайского политика Чан Кайши.

КазССР четвертый год руководит Левон Мирзоян, пришедший на смену Голощекину. В 1937 принимается Конституция Казахстана, разработанная под руководством первого секретаря ЦК КП Казахстана товарища Мирзояна. В том же году на февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б) его критикуют за местячковый культ личности: гору Хан-Тенгри он назвал просто и незатейливо «пиком Мирзояна».

30 июля издается приказ НКВД СССР № 00447«Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». В КазССР должны арестовать 7500 человек, каждого третьего поручалось расстрелять — это  2500 человек. В декабре 1937 года Мирзоян просит Сталина увеличить лимиты на репрессии, зимой 1939 года его самого поведут на казнь. 

В 1937 году Алма-Ата уже девять лет как столица республики, столько же работает железная дорога. Город активно застраивается, в 1937 году газета «Социалистическая Алма-Ата» рассказывает о новом генплане, который разработан с перспективой, что в столице на 4600 га будут жить около 360 тысяч человек (к концу 30-х алма-атинцев уже 227 тысяч). Архитекторы видят город малоэтажным — со зданиями в 4-5 этажей, и не очень большим. Озеленение должно занимать не менее 50% общей площади кварталов. С 1937 по 1939 год в Алма-Ате собираются построить 130 тыс. кв. метров жилья. В этом же 1937 году решают превратить рощу Баума в лесопарк. 

В 1937-м завершилась вторая пятилетка. Радостно рапортуют, что промышленность Казахстана превысила уровень 1913 года в 12,5 раз. В Алма-Ате работают 122 предприятия цензовой промышленности и 264 кустарно-промысловых. 

В республике ожидают, что в 1937 году рост товарооборота составит 40,3% - по сравнению с показателями 1936 года. Прогнозируемый рост денежных доходов населения составляет 12%. Однако за годы первой и второй пятилетки в городе построено только 8 новых магазинов. Всего же в Алма-Ате 488 торговых точек — в 1928 году, когда она стала столицей, их было 796, но тогда численность горожан составляла 71 тыс. человек, а теперь их больше двухсот тысяч. В 1937 году городские власти просят выделить деньги на создание складов, овощехранилищ, магазинов, лавок и благоустройство рынков. 

В городе зимой ощущается дефицит электроэнергии, тогда как летом наоборот ее избыток. Поэтому на 1937-1938 год планируется возведение гидростанции на реке Большая Алма-Атинка. Еще в 1935 году началось строительство Алма-Атинского водопровода и канализации, в 1937 году оно продолжится, и не без проблем — с запозданием поступят керамические трубы, цемент и фасонные части к трубопроводам. Отрадно видеть, что некоторые вещи не меняются даже спустя 80 лет. 

Не все хорошо в городе и с медициной. По нормам на тысячу человек должно быть 6 коек. Однако в Алма-Ате их 2,9. При этом городская больница работает в помещении барачного типа. В 1937 году сдают здание хирургической больницы и только она отвечает всем нормам. В этом же году достраивают терапевтическую клинику и родильный дом. Всего же в городе 13 лечебных учреждений. 

В 1937 году на проспекте Сталина (Абылай хана) начинают строить железнодорожный вокзал, который сохранился по сей день. Строят много: здание Горисполкома, Верховного совета, Наркомата пищевой промышленности. Самая масштабная стройка того периода, приметы которой прямо сейчас, в 2017-ом году, уничтожаются —  трамвай. В 1937 году в Алма-Ате появится трамвай, его сдадут к 20-ой годовщине октябрьской революции. Любопытно, что смету строительства трамвая утверждают 16 февраля 1937 года, а заработает он уже в ноябре. Протяженность пути нового вида транспорта — 7,5 километров. В это время в мире активно развивается троллейбусное движение, которое до Алма-Аты дойдет уже в 1941 году — первый троллейбус проедет по улицам города за два дня до начала войны.

Но вернемся в 1937 год.В городе активно укладывают асфальт и строят булыжные мостовые наподобие тех, что нашли недавно на ул. Панфилова. В Алма-Ате везде и много высаживают деревья: к примеру, на ул. Пастера (Макатаева), Сталина (Абылай хана) и Горького (Жибек Жолы) появилось 1250 штук, в Пушкинском сквере - 800, на улице Фурманова — 100, в роще Баума  — 30 000 саженцев и 50 000 черенков. 

В 1937 году открывается кафе «Лето» на нынешних улицах ул. Кабанбай батыра и Байсеитовой, рядом с кинотеатром «Ала-Тау» (не путать его со снесенным недавно «Алатау»). Однако в Алма-Ате все еще проблемы с питанием, не хватает мяса, хлеба, круп, везде и за всем выстраиваются очереди. Но, несмотря на это, жизнь кипит. Показывают кино, устраивают танцы, в парке «Федерации» (парк 28 гвардейцев-панфиловцев) выступают 6 оркестров, массовые гуляния продолжаются до 3-4-х утра. Единственное «зрелище», с которым  в Алма-Ате, да и в целом в республике, есть проблема — это цирк. Судя по документу протокола №227 заседания Бюро Казрайкома ВКП (б) под грифом «строго секретно», цирк признали «наиболее отсталым участком художественного обслуживания трудящихся».

В Центральном государственном архиве кинофотодокументов мы нашли фотографии из жизни города того периода. 

 

1937 год. Озеро в парке культуры и отдыха 

Жилые дома на улице Фурманова 

Жилкомбинат №1 на ул. Фурманова 

Ул. Красноармейская (Панфилова), слева филиал гостиницы «Алма-Ата»

Юрий Домбровский, из  очерка «Абылхан Кастеев-первый художник казах»: 

«А между тем летняя Алма-Ата, по которой мы шли, была непередаваемо прекрасна, мало было еще фонарей, на улицах стояли лужи — асфальтировали только центр, современных построек кроме турксибовских времянок было раз два и обчелся, а самым высоким зданием считался Дом Наркоматов с гастрономом внизу».

1937 год. Улица Горького

Кафе «Лето»  

Кинотеатр «Ала-Тау»

Вид на город Алма-Ата 

Алма-атинский призывной пункт, располагался в доме, в котором в 1920 году находился штаб Дмитрия Фурманова. 

Юрий Домбровский, «Факультет ненужных вещей»: 

«Нельзя сказать, чтобы улицы выглядели нарядно. Это еще не была «красавица Алма-Ата» сороковых, а тем более пятидесятых годов: хаты, хатки, странные саманные постройки, где добрую половину дома занимает стена, а окошко находится под крышей; потом вдруг выкатится крепкая, как орех, русская изба с резными подоконниками и широкими воротами, за ней потянется длинная турксибская постройка на целый квартал - масса окон, террас, дверей, лестниц - и снова хаты, хатки. Глина, саман, тес, тростник. Ни бутового камня, ни кирпича. Новых двухэтажных домов мало - старых совсем нет. В общем, мирно спящая казачья станица самого начала века.

И вдруг произошло чудо: я пересек улицу и очутился в совершенно ином городе. Улицы здесь были широкие, мощеные, дома многоэтажные, изукрашенные сверху донизу, к каждому из них вела лестница с огромными церковными ступенями из белого камня. Крыши у этих хором были тоже особенные - сводчатые, и кончались они то шпилем, то цветным куполом, то петухом. И везде резное дерево, белый камень, колонны, узорчатые водостоки».