Что одно, что другое событие в конечном итоге одурачили зрителей. Правда, в случае с Арманом Давлетьяровым это получилось неосознанно и вопреки изначальным целям, а Олег Жуковский направленно и планомерно примерял на свою публику шутовские костюмы. Дискомфортно оказалось и тут, и там.
Декорации перфоманса-урока «Школа для дураков» - обычные ученические парты. Даже не столько декорации, сколько замена зрительским креслам. Будучи в сознательном возрасте, сидеть за такими партами и на кажущихся игрушечными стульчиках, мягко выражаясь, неприятно. Сам Жуковский изображает школьного учителя, не вполне нормального, но достаточно типичного, чтобы поселить в зрителе-ученике неуверенность: лишь бы не вызвали к доске.
На партах – листы бумаги. В ожидании начала действия бессознательно поднимаю один и складываю кораблик. Оборачивается соседка по парте: «А самолетик умеете?». Умею. Складываю. Она берет его и запускает на первые ряды.
Начинается урок в «Школе для дураков». Маг, волшебник и немного клоун Жуковский колдует у доски, а я складываю из бумаги еще один самолетик. Отдаю себе отчет в том, что погрузилась в атмосферу урока, и мне, отличнице, стыдно и не к лицу мастерить, а тем более запускать в полет разные оригами. Понимаю, что это не школа и не урок, и даже не театр, а целый психологический тренинг. Посмотрите, мол на себя, со стороны – как вы ведете себе в жизни? Никто ничего не запрещает, делайте, что хотите, веселитесь, развлекайтесь. А вы сидите в стороне и мнете самолетик.
В конце концов я пересиливаю себя, жду, когда «учитель» отвернется к доске и бросаю самолетик к впереди стоящим партам. Он ударяется в спину какой-то «ученицы», похоже, больно. В моем случае цель перфоманса достигнута.
В общем же, публика реагирует на «Школу» не так оживленно, как должна была бы. Мы в Алматы не настолько избалованы интерактивным театром, чтобы чувствовать себя в нем адекватно – нам привычнее смотреть со стороны, ждать, чтобы нас развлекли, а не развлекать себя самостоятельно. Жуковский говорит, что можно прыгать, танцевать, кидаться, брызгаться. А что-то все равно не пускает. Мне кажется, клоуну от этого грустно.
В последний год часто обращаю внимание, что разговоры об уровне культурной жизни в стране, в частности, в Алматы, сводятся к признанию инертности креативного класса. Большинству более комфортно обсуждать (а чаще ругать) то немногое, что пытается создавать меньшинство. Лень и бездеятельность называют главными чертами поколения. А может, мы еще только учимся, и готовы принимать уроки извне.
Учиться можно и на театральной «Школе для дураков», и на музыкальной «Гравитации». В первом случае главным уроком будет доказательство того, что все в наших руках. Во втором – демонстрация, что в результате получится, если вовремя не взять инициативу в свои руки. В любом случае ясно одно: чтобы не остаться в дураках, пора запустить свой самолетик.