Театральный проект, концерт-спектакль для взрослых, актуальное социальное кабаре – это все про «Обезьянок Чарли». Певица и журналист Ева Бехер задумала вынести на сцену вопрос влияния социальных сетей на их пользователей, в том числе и на детей и подростков. Название «Обезьянки Чарли» - аллюзия к песне Александра Вертинского, она стала основой композиции музыкального спектакля группы «Кино и немцы», и ее куплетами отбиваются «акты». Кроме этого, в проекте звучат песни коллектива и, собственно, сами тексты из Фейсбука.
Признаться честно, публикации топовых «блогеров Фейсбука» далеко не всегда тянут на театральный текст – ни даже на документальный, не говоря уже о художественном. Тем менее выгодно их оттеняют песни «Кино и немцев» - по-настоящему талантливые и с запредельной энергетикой. Сама Ева Бехер на сцене так упоительно прекрасна и настолько на своем месте, что рядом с ней что ни поставь, ни прочти и ни сыграй – все не то.
Выбранные авторами спектакля истории и тексты не во всех случаях иллюстрируют те проблемы, которые были вынесены в анонс «Обезьянок» (проникновение виртуального мира в реальный и безопасность в интернете). По крайней мере, свойственное большинству фейсбукчан нытье остросоциальный характер носит редко, чаще это все – о персональных переживаниях. Что до самых сложных ситуаций, когда вполне реальная опасность из виртуального мира грозит детям, то кабаре здесь обошлось надуманными примерами. Оттого и мораль кажется строгой, но какой-то неправдоподобной: не ковыряй в носу – сломаешь палец, не корчи рожи – на всю жизнь такой останешься, не сиди в контакте – завербуют в ИГИЛ.
Еще один элемент, который присутствует в спектакле – пантомима. Две «обезьянки» в исполнении Натальи Самойловой и Ильи Садыкова, отвечают за подтанцовку в музыкальных номерах и иллюстрируют цитаты из Фейсбука. Насколько нужны были эти персонажи «Обезьянкам Чарли» как спектаклю – сложно сказать, но если уложить проект в концепцию исключительно кабаре, то они ей вполне соответствуют.
«Обезьянки Чарли» по своему формату близки прошлогоднему театральному хиту – танго-спектаклю «Любовница». Роднит их и сцена театра «Оркен», где оба они обосновались, и не в чистом виде театральная направленность. То есть если считать и «Обезьянок», и «Любовницу» спектаклями – музыкальными, пластическими, постдраматическими, какими угодно – то они проигрывают, в первую очередь, по режиссуре. Другое дело, если принять эти проекты за эстрадные – в это случае многое можно понять и многое простить.
Музыкальный ли, драматический или эстрадный – у такого театра, который представляют «Обезьянки Чарли», есть важное качество: он продюсерский. А по прогнозам театральных менеджеров, в частности, в России, где продюсерский театр тоже только начинает развиваться, именно он в ближайшие годы будет стоять в авангарде всего театрального процесса. Не удивительно, что первыми по такому пути идут антрепренеры, а не репертуарные театры. Но последним есть хороший повод задуматься: когда независимые проекты с хорошим промоушном отожмут у них ощутимую часть публики, придет время наконец-то что-то менять.