Недавно беседовал с подругой, живущей в Астане. И как-то случайно всплыл разговор о ведущих телеканала «Евразия», которые минувшей весной поразили всю страну своими «шокирующими» новостями, «эксклюзивной» информацией и вообще тоном и манерой подачи своих, с позволения сказать, «новостей». Те самые два молодых человека с гладкими телевизионными лицами и повадками незрелого Киселева. Я с ними не знаком, но мы коллеги, и мне было очень любопытно узнать, как они себя ведут вне эфира. Ну, может быть, стрессуют от того, что им приходится по воле начальства озвучивать. Выходят из студии с печальными и мрачными лицами, боятся глаза поднять на окружающих…
У меня странные взгляды на жизнь, оказывается. Подруга над такой наивностью посмеялась и сказала, что отлично себя чувствуют. Звезды эфира. И окружают их толпы людей, которые восхищаются их деятельностью, карьерой, успехом. Некоторые, наверное, даже завидуют.
На прошлой неделе вскрылся колоссальный скандал с казахстанской тяжелой атлетикой. У олимпийцев наших, гордости страны, нашли допинг. Причем в старых пробах. Я с нашими атлетами лично не знаком, в этом виде спорта не разбираюсь, но за Ильина болел. И все равно меня смутил вихрь негодования в сети: наших засудили! Все равно Илья - мой герой! Западный враг воду мутит!
Мне же кажется, что не надо придумывать себе конспирологию вселенского масштаба, а стоит оценить ситуацию трезво (благо, адекватных разъясняющих материалов в интернете предостаточно) и принять грустную реальность: наши чемпионы нарушали правила, делали это, видимо, систематически, и их ожидают последствия.
Или вот еще - вернулся из США молодой человек Азамат Тажаяков. В Штатах он отсидел три года, и больше его в эту страну не пустят. Потому что не надо было прятать рюкзак своего приятеля Царнаева и препятствовать следствию. А газета «Караван» пишет прочувствованную статью про то, что у него все беды позади, что он устал и хочет домой, и что встречает его, помимо родни, и корифей казахстанского кино Асанали Ашимов. В Facebook появился возмущенный пост одного пользователя, с которым я полностью согласен: мы слишком легко забываем, что вернувшийся на родину соотечественник заметал следы за братьями Царнаевыми, которые убили в Бостоне троих и ранили больше 250 человек. Кто-то скажет – элементарная глупость, там не было преступного умысла. А мне кажется, в таких делах глупость – это порок.
В свое время я по работе был вынужден посещать светские мероприятия и общаться с самыми разными людьми, которых по какому-то недоразумению причисляют к «элите страны». Очень богатые и ухоженные дамы и господа фланируют по мрамору роскошных ресторанов, разодетые в пух и прах, и наслаждаются своим величием. А мне виделись казнокрады и их любовницы, бывшие криминальные авторитеты и их любовницы, люди с колоссальными амбициями и небольшой совестью. Или большим отсутствием ее. Я рад, что теперь почти не приходится с ними пересекаться. Вокруг себя я вижу массу интересных толковых талантливых молодых людей, и вижу, что какого-то финансового и карьерного успеха большинство из них добилось, пойдя в услужение к этим обитателям роскошных ресторанов. Я живу скромно – но зато вдали от тех людей.
Когда в детстве ажешка одергивала меня словами «уят болады», я понимал это так: веди себя прилично, а то перед людьми стыдно. Живи прилично, а то будет стыдно на люди показаться. Не подличай, не воруй, не бери взяток, не обманывай свою жену, не запугивай слабого, не прогибайся перед сильным. А то стыдно перед людьми.
Сейчас, как я понимаю, смысл слова «уят» изменился.
Никому ничего не стыдно. Уят выродился в интернет-мем, в аляповато-пестрый платок, которым разные мужички прикрывают чересчур откровенные, по их мнению, статуи. Бить жену – не стыдно. Воровать из государственной казны, наших общих денег, - не стыдно. Принимать нелепые законы, плохо исполнять свою работу, выносить несправедливые приговоры – не стыдно.
В свое время ажешка внушила мне, что «уят» - это не чувство само по себе, а индикатор взаимоотношения индивидуума и общества. Это не про совесть, а про честь. Совесть – она тебе сама сигнализирует, без внешней подсказки, что ты поступаешь неверно. А честь отражает то, как к тебе относятся люди вокруг. Поэтому и беречь ее надо смолоду, и потерять ее легко (и здесь вовсе не о девственности речь) – а тогда тебе, условно говоря, будет заказан вход в дома к достойным людям. Сейчас схема изменилась – кажется, и нет больше людей, перед которыми стыдно.
Ведь не только писаными законами административного и уголовного кодекса живет общество – тут другое нужно. Чтобы те, кто творят несправедливости, подлости, преступления ощутили, как косо смотрят на них окружающие. Как им перестают подавать руку и здороваться при встрече. Как их, в конце концов, перестают пускать в «хорошие дома». Общество должно само регулировать себя, иначе все будет только ухудшаться.