В сентябре президент Касым-Жомарт Токаев в своем первом послании народу Казахстана объявил о переходе к концепции «слышащего государства» в части налаживания эффективной системы коммуникаций с населением и бизнесом. Почему многие инициативы правительства, имеющие благие намерения, встречаются с недоверием и сопротивлением общества еще до начала их реализации? Салтанат Джаненова, один из авторов «Пособия по политической коммуникации в Казахстане», ассистент-профессор Высшей Школы госполитики Назарбаев Университета, делится своими размышлениями на этот счет.

Политические документы, стратегии, и госпрограммы в Казахстане бывают «красиво» прописаны, с благими намерениями, но они часто терпят неудачу на этапе их реализации.

К числу барьеров в реализации госполитики можно отнести всепроникающую масштабную коррупцию, одновременное исполнение большого количества инициатив, погоню за краткосрочными результатами, неспособность координировать процесс реализации политики. Неэффективные государственные программмы ведут к снижению доверия, общественной поддержки и даже цинизму, сводящему на нет реализацию политических решений. Государственные органы в различных сферах деятельности - экономики, аграрного сектора, социальной работы, образовании - не обеспечивают должной коммуникации о результатах реализации политики. В любой области мы наблюдаем «кризис коммуникации» между госорганами и гражданским обществом. В международной научной литературе многие госпрограммы в Казахстане описаны как «незавершенные работы», «имитация», и «мимикрия», где «отсутствуют четкое видение в политике и служение обществу».

Граждане Казахстана слабо информированы о государственных инициативах, что является ключевым компонентом для принятия или непринятия политики со стороны общества. В развитых странах политические коммуникации с общественностью, например, открытые дебаты между оппонентами, опрос мнений населения для учета в разработке госполитики, являются обязательным компонентом работы правительства. СМИ в развитом мире играют важную роль в налаживании коммуникации между правительством и обществом. В Казахстане сфера средств массовой информации, к сожалению, находится в плачевном состоянии. Большинство из СМИ полностью контролируются государством. Существует несколько независимых СМИ, и те немногие, которые борются за выживание, являются жертвами политического и экономического давления. Как результат, общество настроено к СМИ скептически и с большой долей пессимизма. По индексу свободы прессы «Репортеры без границ» Казахстан в 2019 году занял 158 место из 180 стран. Связи с общественностью часто являются саморекламой с сильным политическим и идеологическим уклоном.

Ситуация с политической коммуникацией оставляет желать лучшего. Если правительство желает серьезно повысить эффективность реализации политики, оно должно научиться управлять коммуникациями. В «Пособии по политической коммуникации» приводятся несколько примеров госполитики, которые потерпели неудачу на этапе реализации, включая пенсионную реформу по повышению пенсионного возраста для женщин с 58 до 63 лет, земельную реформу, строительство курорта «Кок-Жайляу», и другие кейсы. Все эти примеры объединяют схожие причины: провал госорганов в части коммуникации с общественностью, неспособность оценивать ситуацию, предупреждать риски, и вносить коррективы для создания обратной связи с гражданским обществом.

Правительства во всем мире больше не могут игнорировать мнения граждан, поскольку они влияют на общественность через социальные сети. Особенно это проявляется в Казахстане, где граждане, имея ограниченные возможности для участия в разработке и реализации госполитики, вынуждены прибегать к социальным сетям для выражения мнений. Социальные медиа в Казахстане перевернули коммуникацию «от правительства к гражданам» с ног на голову. Сегодня любой активный гражданин может стать источником новости и контента, и получить широкий охват. Технологически подкованные молодые люди интересуются демократией, личным пространством, правами человека, и другими вопросами гражданского общества. Когда правительство пытается заблокировать доступ в интернет, даже аполитичная молодежь будет выражать антиправительственные настроения. Они готовы эмигрировать, у них нет доверия к правительству и будущему страны.

Следует признать, что первые попытки налаживания связи с обществом со стороны правительства сделаны. Действуют общественные советы, создан Национальный совет общественного доверия, некоторые министры и акимы ведут блоги и активны в социальных сетях. Но этого недостаточно. Все примеры существующей положительной практики зависят от личности: если руководитель открыт к общению, то общественный совет при этом госоргане имеет больше шансов быть услышанным, а значит и результативным. Как только произойдет смена руководства, весь наработанный опыт в связях с обществом может сойти к нулю. Зависимость от личностей – это нездоровая система, «здоровая» эффективная система – это когда все госорганы (министерства и акиматы) и государственные организации (больницы, школы, полиция и др.) желают искренне «слышать» и «слушать» граждан, когда вся государственная система ориентирована на интересы общества. В этом случае «слышащее государство» получает гораздо больше шансов реализовывать свою политику, имея поддержку и доверие населения. 

«Пособие по политической коммуникации в Казахстане» было представлено в середине ноября в Назарбаев Университете. Его авторами являются Басскаран Наир из Школы государственной политики имени Ли Куан Ю Национального университета Сингапура, Салтанат Джаненова и Балжан Серикбаева из Высшей школы госполитики. Широкий спектр тем книги включает медиа-менеджмент, маркетинг госполитики, планирование успешных кампаний, управление «мягкой силой», и кризисное управление.

Кишор Мадхубани, декан-основатель Школы государственной политики им. Ли Куан Ю Национального университета Сингапура, в своем отзыве о книге отметил: «Мы живем в быстро меняющемся мире и государственные политики становятся все более сложными. Правительства должны научиться искусству коммуникаций, чтобы завоевывать поддержку среди населения. Эта книга обязательна к прочтению для ключевых лиц, формирующих политику в Казахстане и других странах Центральной Азии».

Ержан Ашикбаев, заместитель министра иностранных дел Республики Казахстан: «Пособие по политической коммуникации в Казахстане является поучительной книгой с примерами из практики, помогающими читателю ориентироваться в сложности формирования и реализации политики. Эта книга об эффективной коммуникации является новаторским вкладом для лиц, формирующих политику в Казахстане и регионе».