Аскар Аукенов, журналист, специально для Vласти
События последних дней на Чистопрудном бульваре в Москве, вернее, неожиданно возникший широкий резонанс вокруг центра их проведения – памятника Абаю, установленного еще в апреле 2006 года, лично меня заставили задуматься о двух вещах - эффективности государственных вложений и вечных ценностях.
Вот уже 20 лет казахстанские власти ведут неустанную работу по продвижению положительного имиджа и узнаваемости страны на международной арене. С самой зари независимости они не жалеют огромных средств на организацию так называемых конференций по повышению инвестиционной привлекательности Казахстана, которые по своей сути являются теми же пиар-проектами.
Ныне, правда, эти мероприятия обрели модный статус “страновых IPO”. В различных зарубежных государствах регулярно проходят дни казахстанской культуры, с благодарностью воспринимаемые как сложившимся официальным пулом отечественных культурных деятелей, так и чиновниками от данной сферы.
Кому не хочется бесплатно прокатиться в интересные места, вкусно поесть и попить, получить гарантированную аудиторию, да еще и заработать на этом. Диппредставительства набили руку на проведении пышных приемов в честь государственных праздников РК. Помимо блюд национальной кухни, они, как правило, сопровождаются традиционными песнями и танцами в исполнении казахстанских студентов местных вузов.
Знакомые ребята, обучающиеся в Европе, рассказали, что при посольствах есть специальные люди, которые старательно составляют базы данных на учащихся-соотечественников, по первому зову готовых надеть на себя чапаны, койлеки, саукеле либо взять в руки флажки и плакаты. Ценятся умеющие играть на народных музыкальных инструментах и голосистые. Подобным образом также обеспечивается оформление визитов за границу больших казахстанских чиновников.
Рычагом в отношении молодых людей, в подавляющем большинстве “болашаковцев”, выступает угроза лишения стипендии или будущих проблем в трудоустройстве. Многие, впрочем, являются добровольно – денег на пропитание не хватает, а на таких мероприятиях можно сытно поесть и прихватить с собой угощение для сокурсников.
Задача повышения известности и авторитета республики с размахом ведется и в пределах ее границ. Началось с несколько искусственного “казахстанского Давоса”, зато продолжилось уже реальными саммитом ОБСЕ и Азиадой. Это не считая “программных” съездов мировых религий и всевозможных заседаний в рамках интеграционных структур. А также международных кинофестивалей и съемок “блокбастеров” с участием голливудских “звезд”. На глобальных телеканалах и в ведущих иностранных печатных СМИ все чаще появляются ролики и сюжеты, а также статьи о Казахстане, его инициативах и видных персонах.
В общем, казалось бы – что еще можно придумать, все делается как надо. Конечно, не все приносит ожидаемый эффект, но работа эта долгосрочная, быстрых результатов добиться сложно, а финансирование из госказны идет бесперебойно. Это ничего, что и после не одного десятка инвестиционных форумов зарубежные предприниматели не в состоянии понять причуд и скрытых правил ведения бизнеса в нашей стране. Не беда, что успешные зарубежные визиты порой омрачаются несанкционированными акциями протеста против отдельных нюансов политики казахстанских властей, вызванных особенностями исторического развития и национального менталитета.
Лишь какой-то непонятливостью европейцев можно объяснить, что и после Астанинского саммита критика со стороны ОБСЕ по поводу выборного процесса и ситуации со свободой слова в Казахстане не утратила свою остроту. Как, вероятно, неизвестными аспектами спортивной медицины обусловлены провалы наших атлетов на международных турнирах после оглушительного успеха на домашней Азиаде. В число мелких придирок, безусловно, можно занести и замечания некоторых критиков относительно того, что к нам приезжают покрасоваться и посниматься в большинстве своем уже сошедшие с больших экранов и подиумов кинознаменитости.
Все эти мелкие недочеты в Астане воспринимали стоически и, насколько возможно, реагировали сдержанно. Нервы сдавали редко и только в самых вопиющих случаях. Ну, как, скажите на милость, можно было спокойно воспринять беспрецедентную по наглости кражу оригинального дизайна герба нашей державы каким-то мелким латиноамериканским государством? Или заслуживающую немедленного возмездия (может, напрасно мы добровольно отказались от своего ядерного арсенала?) коварную подмену нашего гимна издевательской пародией, случившуюся в ближневосточной стране? Это уже, согласитесь, ни в какие ворота.
Однако, вышеперечисленные невзгоды, с которыми пришлось столкнуться доморощенным пиарщикам и имиджмейкерам от государства, не идут ни в какое сравнение с тем подлым кинопасквилем, который выпустил на потеху недалекой и злобствующей по любому поводу западной публике аццкий комик Саша Барон Коэн.
Этот удар нанес долгие годы кровоточившую рану на старательно создававшемся чистом и незамутненном официальном образе страны. Истерика МИДа, судорожные попытки нанести ассиметричный удар, возбуждение нацпатриотов… Удивительно, но горячие головы не отрезвил даже тот факт, что сам фильм был вовсе не о казахстанцах, а об американцах и высмеивал социальные стереотипы и предрассудки, бытующие в звездно-полосатой империи.
Обида застила глаза казахстанскому форин офису, и он щедро делился этой обидой, игнорируя очевидную трэшевую стилистику “Бората” и абсолютную “отфонарность” выбора Казахстана в качестве родины главного героя. То, что последствия психологической травмы не изжиты до сих пор, показывают продолжающиеся отсылы к данной теме из уст различных государственных мужей, в том числе совсем недавний, немотивированный абсолютно ничем, пассаж главы МИДа, поблагодарившего Коэна за… содействие росту популярности страны.
Свой личный посильный вклад в дело повышения международного имиджа Казахстана могли бы внести всемирно известные и популярные выходцы из нашей республики – например, Сергей Лукьяненко и Тимур Бекмамбетов. Однако, они предпочитают позиционировать себя как люди без определенной государственной и национальной принадлежности, относящиеся к глобальной культуре, что, думается, в немалой степени продиктовано соображениями маркетинга.
Как это иногда бывает, помощь, причем исключительно действенная, пришла незапланированно и оттуда, откуда ее не ждали. Выбор оппозиционно настроенными москвичами в качестве места своей очередной акции пространства вокруг памятника великому казахскому просветителю, философу и писателю, неосторожное высказывание господина Навального, последующее возмущение казахстанской общественности и покаяние российского оппозиционера, пересказ этой истории в ряде зарубежных СМИ – такое нарочно придумать было нельзя.
В итоге не только повсеместно всколыхнулся интерес к Абаю как к символу казахской культуры, его стихи читают известные шоу-персоны и собираются перепечатать некоторые издательства. Абай, словно сжалившись, протянул нам сквозь века руку помощи, по всей вероятности, отныне полностью заместив своей личностью карикатурную фигуру Бората в представлениях людей за рубежом о Казахстане. Во всяком, случае, теперь, услышав название нашей страны, первым делом делом им в голову будет приходить фраза “Occupy Abay”.
Разумеется, до тех пор, пока мы сами что-нибудь не напортачим.