Бекнур Кисиков, вице-президент Казахстанской Франчайзинговой Ассоциации, президент Интернет Агентства Cafla, специально для Vласти
Мало какое событие в нашей стране сегодня не сопровождает алкоголь. Спиртные напитки традиционно присутствуют в ассортименте при празднованиях дней рождений, свадеб, а корпоративные мероприятия вообще трудно представить без алкоголя, я молчу про посиделки в барах-ресторанах под привычные граммы разных дринков и пива.
Культура, или вернее культ потребления алкоголя, настолько въелась в нашу кровь и плоть, что застолья без горячительных вливаний нам кажутся пресными и скучными, а любые посягательства на наше право отдыхать «под градусом» воспринимаются крайне болезненно, критично, и учитывая предыдущий опыт – с большим скепсисом.
И поэтому, несмотря на бодрые, позитивные отчеты официоза о снижении уровня потребления алкоголя в Казахстане, в реальности я не заметил такого тренда. И более того, если же исходить из данных Агентства по статистике, то очевиден ежегодный, почти непрерывный рост уровня продаж алкогольной продукции по стране в среднем на 20%.
Например, если в 2010 году было продано водки, коньяка и ликеро-водочных изделий на сумму 51 829,6, млн. тенге, то в 2011 мы достигли отметки в 62 738,4 млн. тенге. Люди не перестали и не перестают пить, несмотря ни на какие ограничения. Справедливости ради следует признать, что и ограничений то особо серьезных нет.
Да, конечно, ограничение на продажу спиртных напитков лицам, не достигших 21 год - существенный шаг на пути частичного снижения алкогольной зависимости у молодежи. Особенно, учитывая результаты исследования Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии (РНПЦППН) Министерства здравоохранения, показавшие, что третье место по употреблению алкоголя в республике занимает молодежь, а почти четверть из них – школьники.
И все это на фоне отчетов ВОЗ о том, что Казахстан находится на 34-м месте по уровню потребления алкоголя среди 188 таргетированных стран, и заявлений, что мы почти самая пьющая страна в Центральной Азии. А соседи по региону отстают от нас достаточно далеко по списку, на добрые полсотни позиций, а то и сто, как например Таджикистан, занимающий 134 место в этом списке.
Это, наверное, право каждого – пить или не пить. В конце концов, взрослые люди имеют право на свои слабости. Ведь все в больших дозах вызывает вред, и алкоголь не исключение. Но все бы ничего, если бы алкоголь не приносил наглядный и доказуемый вред обществу, а сами потребители, как члены социума, часто являются причиной многих происшествий. Например, в результате пожаров и ДТП по вине нетрезвых людей погибло почти 2000 человек, а от воздействия или употребления спиртных напитков за пять лет умерло около 12 тысяч казахстанцев.
Конечно, нельзя винить только алкоголь в этом, и процент происшествий с участием трезвых людей также высок. Но, алкогольный эффект нельзя умалять
В мире накоплен достаточно богатый опыт по снижению уровня потребления алкоголя среди населения. Не всегда эти меры эффективны, но ряд стран могут показать положительные результаты.
Согласно этим данным, основной, наиболее эффективной мерой все же является повышение цен на алкоголь. К примеру, из стран бывшего социалистического лагеря можно выделить опыт Польши.
Потребление спиртных напитков является давней традицией Польши, уровень потребления алкоголя был всегда высоким в этой стране. Но правительство увеличило акцизы на водку в 2,5 раза, в результате произошло сокращение потребления крепких напитков. Конечно, компенсация пошла за счет пива, не менее опасный напиток замечу, тем не менее, по последним данным, Польша одна из первых из посткоммунистических стран преодолела кризис сверхсмертности, а продолжительность жизни увеличилась до 70 лет. Примерно такие же данные можно привести по другим странам Европы.
Конечно, при снижении доступности спиртных напитков увеличивается теневой оборот алкоголя. Но, тем не менее, теневой сектор в разы меньше легального сектора и не влияет в целом на картину. В той же Польше, например, несмотря на контрабанду и подделку водки, а также самогоноварение, общий результат показал существенное снижение потребления крепких спиртных напитков.
Помимо этих мер ВОЗ рекомендует физическое ограничение доступности алкоголя. Что не всегда у нас выполняется. До сих пор, крепкий алкоголь легко купить.
В целом нет специализированной программы по снижению потребления алкоголя. Хотя, конечно есть ряд подпунктов в некоторых программах. Например, можно отметить программу Саламатты Қазақстан, где уделяется внимание вопросам снижения потребления алкоголя, и даны конкретные целевые ориентиры: снижение распространенности злоупотребления алкоголем до 15% к 2013 году, 14% к 2015 году.
Радует, что согласно программе цели достигаются не только через экономические механизмы, но и за счет повышения цен, но и других мер, как например: Повышение информированности о здоровом образе жизни, пропаганде вреда алкоголя, увеличение охвата населения спортивно-массовыми мероприятиями и т.д..
Конечно, в рамках подпрограммы трудно определить конкретные действия, но все же важный момент этой программы – это упор на пропаганду вреда алкоголя. Не секрет, что сегодня антиалкогольная пропаганда по сравнению с тем же перестроечным периодом – в разы слабей.
И если мы ведем речь о каких-то мерах по снижению потребления алкоголя – нужно начинать с пропаганды, с информирования, и чем раньше – тем лучше. Пока, хоть и действует запрет на рекламу, но, тем не менее, более или менее скрытая реклама присутствуют как на ТВ, так и в Интернете.
Несмотря на идущие споры о влиянии рекламы на потребление алкоголя, есть данные исследований по 17 странам с высоким доходом, где с запретом алкогольной рекламы уменьшилось потребление почти на 16%, и одновременно на 10% снизилось количество ДТП.
Но, поддерживая все эти меры в области ограничения доступности алкоголя для молодежи и пропаганды здорового образа жизни, я все же хотел бы, чтобы все это не превратилось в кампанейщину и охоту на ведьм. Как было, к примеру, в последнюю антиалкогольную кампанию позднего СССР, где доходило до абсурда в виде уничтожения виноградников. Что естественно создало появление теневого сектора и суррогатного употребления спиртосодержащих напитков в виде одеколона, денатуратов, подделок и прочих, что привело к увеличению количества фатальных отравлений.
Алкогольная промышленность у нас хорошо развита, настолько хорошо, что программа импортозамещения в этом сектора достигла до 90%. А такая полноценная отрасль – это отечественные предприятия, большое количество занятых людей, налогооблагаемая база, социальный фонд и прочее.
И любое изменение в области алкогольного ограничения может привести к снижению продаж, к возможным банкротствам, к повышению безработицы, а учитывая мультипликативный эффект и хозяйственные межотраслевые связи, негативных факторов для экономики может быть больше.
И если наша цель – добиться снижения потребления алкоголя, то желательно, чтобы это были не только какие-то запретительные меры, но и создание альтернативных безалкогольных производств, то есть должен быть целый комплекс взаимосвязанных логических мер.
В конце концов, лишая человека права на выпивку, мы лишаем его конституционного права, и хотелось бы провести четкое разграничение между выпивающим время от времени, и хроническим алкоголиком. А между тем последних в стране по неофициальным данным почти более полмиллиона человек. И все меры автоматически бьют по кошельку тех граждан, которые не являются алкоголезависимыми, и потребляют спиртные напитки спорадически.
И в этом смысле очевидно, что нужно бороться не с алкоголем, а с пьянством. А это уже отдельная тема. И учитывая то обстоятельство, что система ЛТП приказала долго жить, количество хронических алкоголиков может вырасти. И в этом заключена основная проблема. Нет цельной стратегии по решению этой проблемы, все отдано на откуп частным клиникам, сомнительным лекарям и даже сектам.
И поэтому, хотелось бы, чтобы снижение количества потребления алкоголя выражалось не только в количественных показателях, но и в качественных. Чтобы в комплексе мер была предусмотрена система не только экономических инструментов, но и социальных, предусматривающих реабилитацию алкоголезависимых, усиление роли пропаганды ЗОЖ, формирование т.н. «безалкогольных образов», и усиление информационно-предупредительной работы с несовершеннолетними.