Марат Шибутов, Vласть

 

Если среди ваших друзей есть любитель конспирологии, который крайне любит всякие тайны и заговоры, существует  отличный способ занять его на время. Покажите ему состав независимых директоров ФНБ «Самрук-Казына» и задайте следующие вопросы:

 

 

 

 

  1. Зачем государственному холдингу, где нет других акционеров кроме государства независимые директора?
  2. Почему независимые директора -  иностранцы?
  3. Почему независимые директора представляют 3 страны (Россия, США, Великобритания), которые первоначально дали гарантии суверенитета Казахстану?

 

Ну,  а когда любитель конспирологии озадачится этими вопросами, то надо сразу добивать его биографией Ричарда Эванса с обязательным упоминанием Королевской Масонской школы и крупнейшей оборонной корпорации British Aerospace plc. В общем, есть тут место для пытливого и не сильно занятого ума!  Но конечно, все гораздо проще и больше упирается в обычную бизнес-логику и некоторые особенности менталитета казахстанской элиты. Правда остается один интересный аспект – это та готовность, с которой британцы так легко меняют старую добрую Англию на далекие восточные страны. При этом надо сказать, они продолжают давнюю и старую традиции, которая и прославила британцев в мире. Можно даже вспомнить некоторых из этих людей.

 

Начнем, конечно, с самого известного – Томаса Эдварда Лоуренса или Лоуренса Аравийского. Этот маленького роста блондин стал олицетворением успешного разведчика и востоковеда, а также военного, писателя и археолога – в общем, талантливый во всем человек. В чем же была его заслуга? Дело в том, что немцы в конце XIX и начале XX века хотели добраться до нефтяных месторождений Месопотамии (позже Ирака) и путем сотрудничества с османами прервать сообщение англичан с Индией и Китаем через Суэцкий канал. Для этого немцы с турками построили 2 железные дороги – Багдадскую (Берлин – Вена – Стамбул -  Багдад - Басра - Кувейт) и Хиджазскую (Дамаск-Медина).

 

Заодно союзники запустили проект пантюркизма, который должен был создать существенные проблемы России и этим самым заставить ее убрать часть войск с вероятного восточного фронта. В ответ на все эти усилия, англичане придумали свой проект панарабизма и с началом Первой мировой войны вторглись в Ирак, заодно подняв масштабное восстание арабов в Османской империи. Лоуренс Аравийский как советник будущего короля Ирака Фейсала помогал бедуинам координировать свои боевые действия и успешно разрушил Хиджазскую железную дорогу, сыграв ключевую роль в освобождении Сирии и Аравийского полуострова от турок.

 

Пусть Лоуренс Аравийский и был самым известным, и так скажем «распиаренным» английским разведчиком на Ближнем Востоке, но ему не уступает его коллега Гарри Сент-Джон Бриджер Филби (отец Кима Филби), который консультировал не хашимитов, как Лоуренс, а другую династию – саудитов. Будучи советником Ибн Сауда он помог не только освободить арабов от турок, но и победить во внутриарабских столкновениях, что привело к образованию Саудовской Аравии. Ну а позже содействовал появлению крупнейшей нефтяной компании в мире Saudi Aramco.

 

При этом и Лоуренс и Филби также вели и научную деятельность и писали вполне интересные книги, которые до сих пор в некоторых кругах входят в разряд обязательных.

Ну, а если взять с военной точки зрения, то среди англичан на Востоке не было равных Роберту Клайву и Чарлзу Гордону. Первый существенно расширил владения англичан в Индии и Бенгалии, а второй командовал войсками империи ЦИН в борьбе против тайпинов. Учитывая, что это восстание унесло жизни примерно 30-40 миллионов китайцев, его вклад в историю Китая да и всего мира весьма велик.

 

Самым же экзотическим из этой череды колонизаторов, военных и шпионов был «белый раджа» Саравака  на Калимантане Джеймс Брук. С одной стороны, британский чиновник с хорошим образованием и начальным капиталом, а с другой стороны многочисленные племена морских даяков, ценящих только соль, медные котлы и отрубленные головы врагов – конечно, у даяков не было шансов. Самое интересное, что свой контроль над севером Калимантана Джейсм Брук смог передать по наследству и династия белых раджей правила там до 50-х годов XX-го века.

 

В общем, чтение биографий этих авантюристов, шпионов и военных можно подумать, что у британцев есть определенный миграционный инстинкт, который заставляет их отправляться за приключениями как можно дальше от Родины. Но если говорить серьезно, то в наличие такого количества в Британии талантливых людей, которые выбирали военную карьеру в колониях, разумеется, виновата, прежде всего, система майората, действовавшая с XIII века и после окончательного решения земельного вопроса в XIV  веке  выталкивающая британцев за пределы своей страны. Старший сын наследовал буквально все, что приводило к тому, что всем младшим сыновьям приходилось добиваться всего своим трудом – наследства-то не было. Получалась эдакая интересная форма избирательной меритократии.

 

По данным исследователей, среди младших сыновей пэров и баронетов в Британии, которые родились между 1750-м и 1800-ми годами, самой большой популярностью пользовалась  военная карьера: 45,5% служили в Армии и Королевском флоте, 25% посвятили себя церкви, 13% отправились в колонии,  7% младших сыновей стали юристами. Британское общество выталкивало из своих рядов мужчин во весь мир под девизом – «Добейся успеха или умри!». И учитывая размеры Британской империи, успеха они добивались. Жестокая конкуренция весьма помогала талантам найти себя.

 

Пусть эти времена остались в прошлом, но все равно многие джентльмены с Туманного Альбиона предпочитают все-таки на определенном этапе карьеры уехать на Восток. И нельзя сказать, что они делают это зря – пусть они больше не командуют войсками и не переодеваются дервишами в странствиях, но место независимого директора или президента компании все-таки имеют.

 

PS. Сравниться с перечисленными, но далеко не всеми  известными британцами, по своим подвигам в различных колониях могут только немец Пауль Леттов-Форбек, прославившийся в боях в Восточной Африке во время Первой Мировой войны и американец Фредерик Уорд, командующий «Всегда побеждающей армией», подавлявшей тайпинское восстание в Китае. Но это уже совсем другие истории.