Но я твердо решил на этом не останавливаться. Около 6 часов вечера я оказался на автовокзале Талдыкоргана. Откуда — еще два часа и я на месте. Если первый таксист был молчалив, то второй активно узнавал куда и зачем я еду. В маленьких поселках, как известно, все друг друга знают. Так и оказалось в этот раз. Мне не пришлось даже называть адрес.
Меня добродушно встретили, накрыли стол во дворе. Я тогда подумал, что это они для меня специально так сделали. Позже оказалось, что летом они ужинают и обедают во дворе почти каждый день. Перед поездкой я планировал подготовить речь с рассказом о себе. Воплотить задумку удалось лишь частично. При этом к своему удивлению я смог как-то рассказать о себе, не все было складно, но 1,5 часа разговора — тоже неплохо. Наверное, я наделал кучу грамматических ошибок, однако все было как-то естественно, и без негативных замечаний. Я понимаю, что мне еще многому необходимо научиться. При этом, мне кажется, я нашел первую пользу от такого обучения. С малознакомыми людьми легче пытаться говорить на казахском языке. Дома мои попытки часто обрубались шутливыми замечаниями и дальнейшими напоминаниями этих ошибок, после которых не особо хотелось еще раз пробовать.
7 июля
На следующий день я с жадностью принялся за работу по книге Күпән Ермековой (Танымгер, 1-й уровень), которую я получил от организаторов моей поездки. В первый же день была пройдена первая глава, которая состояла из 27 страниц, 5 уроков, 41 упражнения. В первой главе я повторил алфавит, различные классификации букв, обозначение местонахождения с помощью окончаний, личные местоимения и отрицательная форма именных частей речи. Единственной проблемой было отсутствие контроля. То есть не было правильных ответов. Поэтому я решил упражнения на произношения делать на опережение: я устно произносил раньше, чем говорил диктор. В общем, у меня сложилось впечатление, что выполнение упражнений из этих книг поможет улучшить мои показатели по тестированию КАЗТЕСТ.
8 июля
Утром в 10 часов утра должен был состояться мой первый урок на казахском языке. Поэтому с 8 утра я стал собирать материал. Решил, что для меня полезней будет переписать условия всех отобранных задач, поскольку они были на казахском языке. Таких оказалось 11. Темой первого урока должен быть «метод Прокруста». А первой ученицей должна была стать девочка, которая закончила 3 класс и приехала к бабушке на лето. В реальности все пошло иначе. Как положено, в 10 часов утра я вышел из дома, чтобы встретить указанную девочку. Во дворе сидел мальчик, которого звали Алтай. Он также закончил третий класс. Чтобы не терять время зря, предложил Алтаю решить одну головоломку со спичками. Как и ожидалось, я столкнулся с проблемой: Алтай не реагировал на мои предложения, не пытался даже трогать спички. Часто говорил, что не понимает ни задачу, ни мое решение. Конечно, я говорил скомкано, но детьми такого возраста есть только два выхода: нужно либо свободно говорить на казахском языке, либо быть для него знакомым. Меня спасла Айгерим, студентка третьего курса, дочь хозяев дома. Она повторяла и корректировала мои высказывания, и постепенно Алтай стал пробовать. У него получалось с трудом. Как позже выяснилось, он раньше не решал задачи с такими головоломками. Поэтому для закрепления я стал предлагать задачи на одну и ту же тему. Особенно Алтаю понравилось убирать четыре спички таким образом, чтобы от четырех маленьких квадратов оставался один большой квадрат. Этим приемом он неоднократно успешно пользовался. Постепенно Алтай стал лучше относиться ко мне, пытался шутить, спрашивал, и уже не говорил, что не понимает меня. Хотя я говорил на том же уровне, что и в начале разговора. Так мы провели около 2 часов. Позже выяснилось, что упомянутая девочка будет заниматься, когда приедет ее родственница того же возраста. После обеда я приступил ко второй главе книги К. Ермековой. При работе над устными заданиями я столкнулся с той же проблемой, что и при сдачи теста: все озвученное диктором я понял, но не все успевал записать или запомнить. А от этого зависело выполнение задания. В этой главе я изучил виды приветствий, формулирование общих вопросов, множественное число, цифры и обозначение количества предметов.
Эксперимент проводится совместно с Qazaq Banki.