Вячеслав Абрамов, Vласть
В 1990-е в Казахстане было всего три телевизионные программы новостей, в которые хотели по разным причинам попасть молодые тележурналисты. На КТК, первый частный канал с самыми народными и популярными новостями, на «Хабар», открывающий доступ в любой кабинет и в «Информбюро», самую независимую информационную программу современного Казахстана.
«Информбюро» никогда не было идеальной программой. Прямых включений с мест журналисты не могли себе позволить, потому что у каналов, где программа работала, не было таких денег, некоторых спикеров не было в сюжетах, потому что они просто отказывались давать интервью этой программе. Но «Информбюро» было ориентиром для многих.
Долгое время программа выходила только в 9 вечера, а в начале 2000-х решила расшириться и стала выходить еще и в 6. Помню, как не только я, но и многие мои знакомые молодые журналисты считали своим долгом посмотреть оба выпуска, чтобы не пропустить ничего.
Журналистов «Информбюро» десятилетней давности знали по именам, практически всех. А первые ведущие Светлана Британова и Тимур Нурпеисов и вторые — Татьяна Дельцова и Бекжан Идрисов были казахстанскими Светланой Сорокиной, Татьяной Митковой, Михаилом Осокиным, Александром Гурновым - звездами первой телевизионной величины.
Как говорит моя коллега Зарина Ахматова, в те времена казалось, что для того, чтобы называться журналистом, нужно было сделать в профессии очень многое. К «Информбюро» это относилось в первую очередь — трудно было себе представить, каким талантом нужно обладать, чтобы оказаться в их команде.
Сейчас кажется, что ничего необычного в программе не было — программа просто освещала новости не однобоко, старалась предоставить слово разным сторонам, не боялась давать высказаться оппозиции и открыто говорила об острых темах. Спустя время выяснилось, что всему этому места на современном казахстанском телевидении почти нет и «Информбюро» в связи с этим смотрится то ли оппозицией, то ли эталоном «западной» журналистики, которую сейчас принято ругать.
То, что журналисты «Информбюро» того времени Дмитрий Бациев, Сергей Туник, Александр Таланов, Дарья Бублик, Парыз Байтенов, Дана Рысмухамедова, Галина Рыжкина, Маржан Ельшибаева, Александр Габченко, Алишер Еликбаев, Ирина Хе, София Мустафаева, Мария Гордеева и многие другие, делали из обычных телевизионных сюжетов, сейчас смотрится специальными репортажами, а их в современных казахстанских новостях почти нет.
По ощущениям того времени «Информбюро» было новостной программой, какой она и должна быть на телевидении.
«31 канал» завтра будет отмечать свое 20-летие. «Информбюро» большую часть своей жизни провело именно на этом канале. Свою главную программу канал, ушедший в конце 2000-х в глубокое развлечение, будучи купленным российским СТС, уже год пытается вернуть к прежнему уровню. В конце этой недели будет новая попытка — в строй возвращается одно из лиц «Информбюро» середины 2000-х - телеведущая Динара Егеубаева.
Возвращение Динары — хорошая новость хотя бы потому, что в телевизионных новостях в нашей страны уже давно — бесконечный конвейер. Журналисты приходят в новости на пару-тройку лет и уходят — кто делать публицистику, кто — развлечения, кто-то вообще уходит из профессии. Так задалось, что теленовости в стране с начала 2000-х, в основном, удел молодых. Хотя традиционно большее доверие зрителей вызывают журналисты и ведущие опытные, взрослые, хорошо знакомые, от которых новости узнаешь в течение многих лет.
Накануне двадцатилетия «31 канала» у меня, как у телевизионщика в прошлом и телезрителя в настоящем, только одна фантазия: чтобы хотя бы на один месяц в «Информбюро» вернулась хотя бы половина его старой команды. Не знаю, какие рейтинги они соберут, но смысл новостям вернуть они смогут. С праздником, 31-й!