Салтанат Джарасова -   финансовый аналитик, Master in Economics, исполнительный директор Национального Центра экономической грамотности, специально для Vласти

 

Правительство страны проводит очередную пенсионную реформу. Пожалуй, самую хитрую и одиозную, вызвавшую всплеск негативных эмоций – из-за предлагаемого государством постепенного повышения пенсионного возраста женщин, начиная с 1 января 2018 года.

 

Чего только не придумывали законодатели и финансисты в оправдание этих нововведений – и что женщин в стране больше, и живут они дольше, и денег на содержание пенсионеров становится меньше… В общем, то что было изначально задумано, то в итоге и сделано. К 2027 году казахстанские женщины будут выходить на пенсию по достижении 63 лет.

 

Другая хитрость нового пенсионного закона – это создание  единого накопительного пенсионного фонда  (ЕНПФ) правительством Казахстана (в лице Минфина), управление пенсионными активами которого доверено Национальному Банку Казахстана.

 

Теперь получается, что государство в лице ЕНПФ будет иметь доступ к денежным потокам (к тем 9-10% от ВВП), управлять ими и контролировать.

 

Здесь стоит обратить внимание на данные КФН НБРК на 01.06.2013 г.: коэффициент номинального дохода ГНПФ по умеренному инвестиционному портфелю за последние 5 лет составил 27,2% при накопленном уровне инфляции за этот период в 39,68% (в то время как ряд частных НПФ показывали доходность в 33-35%).

 

Год

2009

2010

2011

         2012

Пенсионные накопления в пенсионных фондах, млрд тенге

1 860, 5

2 258,2

2 651,4

3 183,

«Чистый» инвестиционный доход, млрд тенге

481,7

571,4

555,1

667,4

Количество вкладчиков (по обязат. пенс.взносам), человек

7 732 128

 

7 989 782

8 137 395

8 422 512

 

Возникает вопрос - стоит ли ожидать, что менеджмент «новоиспеченного» фонда, в руках которого  будет сконцентрирована большая часть обязательных и добровольных пенсионных накоплений, продемонстрирует чудеса эффективного управления пенсионными накоплениями граждан, приумножая их.

 

Другой вопрос - вероятность возникновения  риска, связанного с так называемым монопольным положением одного финансового института в сфере привлечения пенсионных накоплений. Учитывая, что пруденциальные нормативы финрегулятора по управлению пенсионными активами не будут распространяться на деятельность ЕНПФ,  существуют опасения о негативных последствиях реформы как для вкладчиков, так  и инвесторов.

 

Однажды изменив правила игры,  правительство, тем самым, подрывает  веру в пенсионную систему, в социальную справедливость, заодно ломая рынок.

 

Вопрос, который возникает при консолидации пенсионных накоплений - будет ли в выигрыше наш народ, ради которого, собственно, и создается пенсионная система? Этот вопрос остается открытым.

 

Примечательно, что наш северный сосед - Россия - передает пенсионные накопления, как было у нас раньше, бизнесу (частным пенсионным фондам), наше правительство все больше вторгается в сферу частного капитала, забирая себе пенсионный рынок.

 

Одним словом, в России идет процесс приватизации и усиления частного сектора на пенсионном рынке. В то же время как в Казахстане мы наблюдаем «национализацию» пенсионного рынка в более или менее скрытой форме, когда у бизнеса забирают наработанную клиентскую базу и их накопления в одни руки – в руки государства. 

 

Тем самым, утрачивается конкурентоспособность пенсионной системы, когда в привлечении и приумножении пенсионных активов граждан были заинтересованы частные фонды (на 1 июня  работало 10 НПФ), которые, согласно новым нормам, теперь будут вынуждены привлекать только добровольные  пенсионные взносы.  Более того, государство мало волнует - как трудоустроить  сотрудников ликвидируемых или перепрофилируемых НПФ.

 

Напомню, начисляемая пенсия казахстанцев складывается из нескольких компонентов - базового,  накопительного/страхового и добровольного. Надо отметить, что за последние годы среднемесячный размер назначенной пенсии существенно увеличился: с 13 418 тенге в 2008 году до 29 644 тенге 2012 году. Однако пенсионеры в нашей стране продолжают относиться к категории населения с самым низким доходом.

 

С каждым годом в стране становится все больше пенсионеров, а доля работающих уменьшается. Это проблема не только Казахстана, это общемировая тенденция, и решают ее в разных странах по-разному. Будь то – повышение пенсионного возраста, или же увеличение обязательных отчислений из заработной платы, внедрение различных пенсионных планов.

 

Теперь уж поистине казахстанцы ожидают наступления пенсионного возраста с ужасом – наступает время не жить, а доживать, в отличие от пожилых европейцев, которые строят планы на будущее и наслаждаются жизнью, путешествуя по всему миру... У них есть рецепт счастья, и финансы здесь главный его ингредиент.

 

Если спросить среднестатистического соотечественника о самом счастливом периоде жизни, то вряд ли он назовет таковым возраст после пятидесяти лет. Временем, в наибольшей степени наполненным надеждами, планами, устремлениями, достижениями и счастьем, наверняка станет возраст между 20 и 50 годами. После 50-60 лет наступает «старость».

 

Нередко счастье в зрелом возрасте ставится в прямую зависимость от материальной обеспеченности – деньги дают возможность путешествовать, посещать музеи, театры, выставки, завести интересное хобби… А с «нашей» пенсией, как правило, далеко не уедешь…