В прошлом веке психологи проводили различные социальные эксперименты. В том числе исследовали влияние толпы на отдельного человека и наоборот. Выводы огорчали радетелей за прекрасное. Нет ничего благородного в стремлении выжить или подчиниться чужому влиянию. Несмотря на эти знания, каждый раз попадая в огромные очереди, мы убеждаемся в том, что проще всего быстро и эгоистично деградировать.
Итак, все началось с того, что на монументе "Астана - Байтерек" сломался один из лифтов, у оставшегося образовалась очередь. Даже две. Одна из тех, кто только собирался взглянуть на столицу с высоты птичьего полета, и другая из приобщившихся, насладившихся, и стремящихся покинуть символ столицы. Если в первой очереди народ вел себя мирно, то во второй попахивало скандалом.
Толпа, хоть и небольшая - всегда срез общества, а эта и вовсе сложилась разношерстной. Старики, беременные женщины, дети разных возрастов, романтические юноши и девушки, взрослые с фотографическими аппаратами и без. Кто-то от избытка и возвышенности уже успел принять некоторое количество напитков в буфете под куполом "Байтерека". Так что градус у толпы был как нужно: кто-то пытался руководить процессом спуска, кто-то выпихивал локтями, кто-то рассказывал детям о том, как ужасно ведут себя все взрослые особенно теперь, кто-то упражнялся в неизящной словесности. Жизнь кипела вокруг лифта.
Здесь же женщины вдруг разом превращались в феминисток разных течений, вплоть до самых радикальных, и уже готовились приносить богу лифта мужчину в жертву. Их объединяло желание спасти из давки детей. Своих и чужих.
Посмотреть на дикое поведение сограждан и гостей столицы и Казахстана из технических помещений выходили работники "Байтерека". На просьбы представиться и попытки спуститься по пожарной лестнице раздавались такие реплики:
- Я просто экскурсовод. За вашу безопасность я не отвечаю. Сейчас я позвоню директору.
На просьбу соединить с директором хотя бы и посредством телефона, просто экскурсовод скрылась за дверью и ушла в глубокую и глухую оборону. Мурат Габдрашитович, по словам анонимного экскурсовода, все наблюдал на мониторах с камер, но в переговоры с гостями монумента вступать отказался.
Милейший официант в поднебесном баре,философски отметил, сколь невысок интеллектуальный уровень отдельных работников "Байтерека", которым уже неоднократно телефонировали с просьбой прекратить допуск туристов наверх, чтобы выпустить уже всех заложников столичной достопримечательности.
Женщины у лифта, тем временем, становились все более похожими на амазонок. Сначала они срывались на своих детях, потом, из чувства вины за это и желания отомстить, на окружающих. Стариков, детей и женщин - щадили, зато мужчины в очередной раз узнали, в чем они экзистенциально виноваты перед миром, и лично перед каждой женщиной в толпе. Гонениям подвергались также молодые пары. Превентивно.
Успокоение снисходило в лифте, несущемся вниз. Люди снова входили в обычные роли, женщины слабели в самом правильном смысле этого слова, дети прекращали хныкать, мужчины расправляли плечи, сбрасывая с себя все обвинения, люди улыбались друг другу и снисходительно смотрели на тех, кто только собирался посетить верхние ярусы сооружения.
Напомню, что "Байтерек" символизирует собой государство, сохранившее свои исторические корни, имеющее прочную опору и устремленность к будущему процветанию, что позволяет с уверенностью утверждать: Монумент "Астана - Байтерек" является для всего мирового сообщества символом независимого Казахстана", - сообщает официальный сайт, посвященный монументу. И все это могли наблюдать иностранные туристы у лифтов.