Адиль Каукенов, Старший аналитик  Агентства по исследованию рентабельности инвестиций (АИРИ), Астана, специально для Vласти

 

Хоргос – и как КПП, и как Центр приграничного сотрудничества традиционный источник информационных поводов в казахстанском медиапространстве. В последние темы, связанные с Хоргосом, вновь вышли в топ наиболее актуальных новостей. Оставив в стороне страсти по поводу судебных разбирательств на таможне, обратим внимание на вопросы, относящиеся к Центру приграничного сотрудничества.

 

Приятные новости

 

Итак, 25 мая в Алматы прошла первая совместная Казахстанско-китайская презентация проекта «Создание международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» по привлечению инвестиций и торговых партнеров». Участники были полны оптимизма и повод для этого действительно есть. Важность и перспективность проекта сомнений не вызывает, да и статистика по нему впечатляющая. В 2012 году объем внешнеторгового оборота через контрольные пропускные пункты Хоргос превысил 11 млрд. долларов. По данным таможенной службы Синьцзян-Уйгурского автономного района, это на 55% больше аналогичного показателя 2011 года. Объем импорта составил $8,6 млрд., а объем экспорта вышел на уровень $2,4 млрд. К 2018 году, на средства предпринимателей в МЦПС «Хоргос» планируется реализовать более 100 проектов. Как ожидают китайские партнеры, к 2020 г. объем грузооборота через КПП Хоргос достигнет 20 млн т, к 2030 г. - 35 млн т.

 

Также приятной новостью стало сообщение о том, что с последней декады мая казахстанские бизнесмены получили возможность посещать центр приграничного сотрудничества Казахстана и Китая «Хоргос» с помощью железной дороги. Первых пассажиров доставил поезд 394-393 компании «Туран-Экспресс» по маршруту «Алматы-1 - станция Алтынколь - Алматы-1». Состав прибывает на станцию Алтынколь в 5.45, затем автобусы этой же компании привозят пассажиров в МЦПС «Хоргос», до которого десять километров. Обратно в Алматы, совершив необходимые покупки, участники поездки прибывают уже на следующее утро. С собой в Алматы пассажиры смогут взять до 50 килограммов груза, ценой до 1500 евро - без уплаты таможенных платежей. На МЦПС у участников поездки, помимо закупок, есть возможность напрямую заключить договоры с китайскими производителями.

 

Китайские ожидания

 

Подобные достижения, несомненно, пойдут на пользу казахстанскому бизнесу. Однако среди новостей, касающихся этой темы, позиции китайской стороны у нас уделяется слишком мало внимания. А зря, развивать сотрудничество, не изучив планы и претензии партнеров, тем более крупнейшего торгового партнера, было бы слишком недальновидно.

 

Итак, управлять Центром сотрудничества с китайской стороны уполномочено народное правительство Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Китайская сторона основной функцией китайской зоны Центра считает ведение торговых переговоров, выставку и продажу товаров, их хранение и транспортировку, развитие гостиничных, торговых и финансовых услуг, проведение различных международных региональных торгово-экономических конференций и пр. С целью содействия развитию Центра сотрудничества китайская сторона основала зону поддержки на территории Центра в одном километре от Центра Хоргос. Площадь данной зоны поддержки – 9,73 кв км, ее главными функциями служат содействие импорту-экспорту, таможенная логистика, хранение и транспортировка товаров. В настоящее время китайская сторона завершила создание инфраструктуры и инспекцию объектов строительства, 23,3 млрд юаней инвестиций уже вложены в 15 ключевых объектов, расположенных на китайской стороне Центра сотрудничества.

 

Также не так давно СМИ сообщили о том, что численность населения, постоянно проживающего на территории китайской специальной зоны экономического развития «Хоргос», достигла 15 тысяч человек. По завершении строительства всех объектов инфраструктуры здесь может возникнуть современный приграничный город, способный вместить 200 тысяч жителей.

 

 Китайские претензии

 

К проблемам, на которые китайские коллеги традиционно обращают внимание, относятся следующие. Во-первых, неразвитая инфраструктура и слабая транспортная сеть. Недавнее открытие железнодорожной ветки отчасти решает проблему для Казахстана, но факт остается фактом. До самого порта Хоргос железная дорога так и не проведена, ближайший от порта на китайской стороне аэропорт в городе Инин пока не имеет воздушного сообщения с крупными городами центральноазиатских республик, к тому же в МЦПС по-прежнему не функционирует система ведения круглосуточного таможенного оформления, что серьезно ограничивает развитие пассажирского и грузового потока.

 

Во-вторых, китайская сторона обращает внимание на то, что визовые проблемы остаются фактором, который серьезно ограничивает прогресс взаимодействия. В настоящее время ситуация такова, что китайский персонал для въезда на казахстанскую территорию Международного центра Хоргос должен возвращаться в Урумчи, Пекин или другие города, где имеются консульства РК в КНР для прохождения соответствующих визовых процедур, к тому же, сами процедуры весьма сложны. Китайская сторона выдает казахстанцам туристические визы, в то время как казахстанская сторона отказывает в выдаче такого типа виз гражданам Китая. Имеется проблема невыдачи виз (казахстанской стороной) и пр.

 

В-третьих, со стороны Китая сохраняется подозрительное отношение к членству Казахстана в Таможенном союзе и планах вступления в союз Евразийский. Китайцы высказывают опасения, что экономическое и таможенное сотрудничество Казахстана с Россией (в первую очередь) и Белоруссией ослабит интенсивность аналогичных процессов на китайском направлении.

 

Также китайские эксперты не скрывают своей осведомленности о наличии в Казахстане теории так называемой «китайской угрозы» и о масштабах ее поддержки со стороны населения, да и многих политиков. И этот фактор, по их мнению, серьезно осложняет перспективы продвижения сотрудничества в рамках совместных экономических и инфраструктурных проектов.

 

В итоге, зная, с каким вниманием китайские партнеры относятся к отстаиванию собственных интересов на переговорах, можно предположить, что в ближайшем будущем, помимо традиционных экономических и инвестиционных моментов, сохранятся попытки добиться решения инфраструктурных вопросов и послаблений в визовом режиме. Не имея серьезных возможностей для сдерживания интеграционных инициатив или влияния на общественное мнение, китайцы, вероятно, продолжат идти по пути использования мягкой силы.  Прилагая ее к конкретным целям.