Шуга Нурпеисова, культуролог, литератор, специально для Vласти
"Экономика должна быть экономной", - сказал генсек Брежнев. Молодежная политика должна быть по-настоящему молодежной – добавлю я. В обществе есть его самая талантливая, энергетически здоровая часть – детство и юношество. Если с умом подойти - она может стать носителем самых востребованных в ХХI веке качеств – цельного, глубокого сознания, креативности и ответственности. Это нужно, чтобы быть на уровне вызовов времени.
Но интересно бы узнать, сколько на самом деле обращения к энтузиазму и жажде приключений, что есть отличительная черта юных, заложили в молодежную политику наши идеологические стратеги? Если не говорить с юными именно на этом языке, который им более всего близок, их не вовлечь ни в одно стоящее дело. Молодежную политику должны сочинять такие люди, как, скажем, Иван Охлобыстин – весьма резвый, эксцентричный сценарист и актер. Но вместе с тем, священник и заботливый отец шестерых детей. Взрослых и молодежь отличает не столько количество прожитых лет, но прежде всего – иное восприятие мира.
Фильтр печального жизненного опыта и насмерть въевшихся шаблонов замечательно блокирует доступ к усвоению новой информации. Но этот взрослый цинизм и отчужденность, внутренняя эмиграция от жизни социума проникли и в молодежную среду. А ведь доверие к себе и к миру – исток энтузиазма, пластичности, живости и, как следствие, способности учиться всему играючи.
Ребенок целиком, с головой погружается в игру, он весь захвачен. И оттого впитывает знания, как губка. Потому так талантливы дети и бездарны вечно зажатые взрослые. И потому молодежная политика должна бы всячески учитывать это обстоятельство. И должна бы строиться вокруг страстной, азартной, готовой дерзать природы молодых людей. Все полезное, нужное, но требующее выдержки, воли и напряжения сил облекайте по возможности, в форму игры. И вы не нарадуетесь успехам своих детей. Так советуют педагоги.
Побольше веселья, состязательности, розыгрышей – и можно мотивировать детей учиться и работать с одержимостью тех же китайцев. Как бы взрослый мир не остужал своей мелкой прагматичностью и скукой, дети продолжают играть. Правда, сейчас эти игры стали чрезвычайно опасны и разрушительны – в крутых, безжалостных, бездумных хищников, ничего не созидать, но самоутверждаться за счет тех, кто послабее. Но игра есть игра, в хищников играть тоже очень увлекательно.
Но ведь можно предложить несравненно более продуктивную игру в рыцаря. Драйв и крутость те же. Только знак с минуса меняется на плюс. Такой стиль поведения резко расходится с господствующим духом времени. Игра на понижение дается легче. Игра же в рыцаря, аристократа требует незаурядной выдумки, так что без режиссеров и сценаристов не обойтись.
Партии все не устают расписываться в неумении работать с потенциальным электоратом. Но взрослых не расшевелить, разве что какая-нибудь праворулька не грянет или отмена декретного пособия. Но набрать в штат профессиональных игротехников и на примере собственной линии молодежной политики наглядно демонстрировать, какое человеческое лицо обретет Казахстан в случае ее победы, могла бы каждая партия. Если бюджет позволит.
Рыцарь ищет подвигов, верен другу и слову, защищает слабых. А как еще отвадить старших детей в школах от повадки обижать младших? Другой мотивации попросту нет. Заодно так можно отвадить от мата. Взять на «слабо».
Золотая, такая изнеженная молодежь может последовать примеру английских принцев, Уильяма и Гарри. И отправиться в армию. И это само собой снимет проблему армейской дедовщины. Тот же Уильям волонтером поехал в какую-то невообразимую глухомань. Камера запечатлела его широкую, искреннюю улыбку в условиях, далеких от королевских. Наши могли бы на каникулы наведываться в отечественную глушь – аулы, прикидывая в уме, как в будущем направить свои силы на их подъем.
Творчество – та же игра. Благодаря английскому профессору Толкиену всему миру полюбились персонажи европейской мифологии. Если бы кто-то взялся (разумеется, так же талантливо) литературно обработать тюркские мифы, это стало бы еще одной живой, чувственной связью, которая протянулась от земли Казахстана к сердцам граждан. Пока же в ней видят, скорее, объект хозяйствования.
Если в детях не пробуждать (а это, в принципе, возможно) ответственность, благородство, зато всеми доступными методами убивать в них творческое, игровое начало, они непременно вырастут безликими и беспомощными, аморфными.
Человечеству все время даются дети, как еще один шанс что-то в жизни кардинально преобразить.