Вроде бы все понятно, что идет попытка стабилизировать обстановку в стране любыми мирными средствами, поэтому есть «козел отпущения» в лице премьера, хотя он как раз и не заслуживает такой участи, а также планируется коллективное «жертвоприношение» в лице всего кабинета министров, что также является бессмысленным с точки зрения социально-экономической и внутриполитической ситуации в Украине. Однако, не смотря на «перемирие» сторон, какая-та возможность стабилизации обстановки в стране и приветственные возгласы европейских соседей, мы наблюдаем момент истины формы и содержания власти Виктора Януковича, которая окончательно дискредитировала себя от головы до пят, но не перед европейскими политиками и народами, которых происходящее не касается, а перед в глазах всего населения Украины, включая все регионы, все социальные, политические, религиозные и этнические группы.
На лицо непоследовательность в своей внешней политике, ненадежность в отношениях со старыми и новыми партнерами, неспособность обосновывать стратегически важные решения, беспомощность перед радикальными группами, трусливость перед ответственностью и, конечно, неготовность защитить мирное население. Отсюда, одни уже не желают такой власти, другие молча презирают ее, а третьи будут вести себя еще смелее и наглее.
Ведь всем известно, особенно оппозиции, что после президентства демократа Ющенко, когда все ветви власти реально разделили полномочия и ответственность, при Януковиче кабинет министров опять превратился в исполнителя стратегических указаний президента и его Администрации, как во времена авторитарного Кучмы. Поэтому, очевидно, что украинская власть за годы независимости никак не может исправиться и освоить уроки своей же истории, чтобы смело взять на себя ответственность за социально-экономическое и внутриполитическое состояние страны, продолжая традиционно подставлять правительства.
По имеющимся данным, за 21 год независимости Украины кабинет Н. Азарова будет 16 или 17 составом. Спрашивается, зачем же тогда команда Януковича вернула себе большие полномочия, если не хочет ни отвечать, ни решать. Прямо как в известной поговорке - «И время провести, и невинность соблюсти».
Если уж Леонид Кучма прибрал почти всю власть к рукам в 1994-2004 г.г., так хоть для пользы экономике Украины, которая ожила, правда при помощи и больше в интересах олигархических групп. Но, видимо, по-другому не могло быть – это своеобразный «крест» вырвавшихся на рыночной или демократически простор советских людей, точнее чиновников.
То, что нужно было давным-давно решать внутренние проблемы страны, в том числе западных регионов, об этом говорить не приходится, так как не под силу нынешнему политическому истеблишменту Украины – и действующим во власти, и оппозиции. По их действиям видно, что все они заточены только на чужую помощь и, главное, не имеют четких взглядов дальнейшего развития страны.
Режим Януковича смотрит то на Россию, то на Запад, то на всех сразу. Кстати, этот подход за годы независимости стал своеобразной визитной карточкой украинских властей во внешней политики – отсутствие внятного и целенаправленного вектора, попытка играть на двух политических досках. За что и расплачиваются. А ведь не каждому дано быть политическим «гроссмейстером» чтобы проводить сеансы одновременной игры. Поэтому ничего удивительного, что в первый месяц Евромайдана население той же восточной Украины не проявляло особой активности, устав от внешнеполитического шараханья Януковича и общей неопределенности Украины. Только сейчас, когда страну захлестывает волна радикализма, уже напоминающая Ближний Восток, население Крыма, Донбасса и других городов опомнилось и активизировалось, так как «худой мир лучше…».
Ну а что касается оппозиции, то она - отражение самой власти, также надеется на чужого дядю, только смотрит на Запад. Правда, надо признать, что цели у лидеров оппозиции есть, но больше политические и идеологические - подальше от родственной России, поближе к чужой, но цивилизованной Европе, убрать власть януковичей, создать европейски порядок. Конечно, сложно сдвинуть государственную «махину» с советскими корнями и обросшую системной коррупцией в течение 21 года, и поэтому сегодня мы видим апелляцию к Западу, взоры молодежи, устремленные на Европу, пассивное ожидания обывателей. Но не такой же ценой, которая легко просчитывается экономистами, политиками и …военными.
Мы опять же наблюдаем, что унизительные для любой власти условия договоренностей с оппозицией все равно не устраивают и не будут устраивать последнюю, тем более радикалов, которые явно подчиняются не Яценюку, Кличко и Тягнибоку, а каким-то другим, неведомым силам. Ибо они больше всех озабочены проблемами Украины, но не экономическими, а демократией, ради которой они и хотят приблизить бывшую советскую республику в рамках программы «Восточное партнерство». Запрос Запада вскрылся в его реакции в конце прошлого года на приостановку Киевом процесса евроинтеграции – любой ценой не допустить вхождения Украины в Евразийский экономический союз, что равнозначно не допустить полноценного создания такового. А отсюда можно выводить общие и даже конкретные прогнозы дальнейших событий и их последствия.
Для этого необходимо просто оглянутся по сторонам – на страны бывшей Югославии, Средний и Ближний Восток. Может украинские политики, бизнесмены и вместе с обычными гражданами думают, что их человеческая природа совсем иная, чем у сербов и арабов, поэтому у них будет все по-другому. Ведь дистанциируются же они всю жизнь от истории Московского княжества, а там автоматически и от истории Российской империи, СССР и всех русских, не говоря о других национальностях. Будто бы не предки украинцев жили в одних государственных образования - 400 лет в Российской империи и 200-250 лет в Монгольской империи. Конечно, исключительностью страдают сегодня все народы постсоветского пространства, особо те, кто ближе к парижам, венам и лондонам. Но надо знать меру, уже прошел 21 год, а толкового ничего не сделано, и винить восточную Украину и даже Россию глупо, ибо сами такие же во всем. Ясно, что такое отношение от комплекса неполноценности, приобретенного в закрытом советском обществе. Этот синдром излечивается, но постепенно, надо только иметь четкую программу, самому работать над собой и прилагая большие усилия.
Однако бывает, что излечивает такое общество и государство принудительная «шоковая терапия» в форме прямого политического и военного вмешательства, после чего уже мечтают вернуться хотя бы в первоначальное состояние. Ближние примеры – Сербия, Сирия, Ливия, Египет, Ирак и т.д.
Возможно, что украинцам, особенно старшему поколению, пережившему войну унизительно иметь власть, которая не умеет организовывать что-то путное и ведет себя явно как чужая «тетка», может поэтому, понимая суть власти Януковича, к проевропейским оппозиционерам и националистам в декабре быстро присоединились вездесущие радикалы и постепенно стали примыкать обычные граждане. Сейчас ситуация реально на грани гражданской войны и раскола страны. По всему, стороны не смогут договориться, шансы упущены, дальше обострение… . Наступает время мировых центров силы.
Тем временем, Янукович выслушивает рекомендации вице-президента США Джо Байдена повернуть в Европу, генсек НАТО Расмуссен критикует Москву за постоянное давление на Киев, правительство и.о. Арбузова просит у российского премьера Д.Медведева отсрочку по задолженности за газ, а Путин обещает Евросоюзу сохранить кредитную и другую льготную помощь Украине. Самостийная Украина, ее власть и народ в реальности зависят от всех.