Марат Шибутов, Vласть


 

Одним из самых моих любимых сериалов в последние годы, как и у многих людей по всему миру, является фильм «Подпольная империя», повествующий о жизни «авторитетного человека» из Атлантик-сити Еноха «Наки» Томпсона. Сериал очень скрупулезно передает атмосферу 20-х годов XX века, причем с разных планов (это достигается путем развития нескольких сюжетных линий). При этом сквозной темой является устройство власти в США в то время.


 

С одной стороны мы видим, как Наки обеспечивает победу республиканцев в штате Нью-Джерси, помогает избранию президентом США Уоррена Гардинга, ну и выходит сухим из воды, манипулируя как местными, так и федеральными властями. Первые 2 сезона «Подпольной империи» зритель не сомневается – вот он мощный политик, настоящая власть в Атлантик-сити и в штате Нью-Джерси. Но в третьем сезоне все по-другому.


 

В третьем сезоне эпизодически (5, 8 и 12 серии) появляется новый персонаж – министр финансов Эндрю Меллон. Он появляется всего несколько раз, но круто меняет судьбу как Наки Томпсона, так и его противников, и мы видим в этом холеном, жестком лице с аккуратной бородкой (прототип, кстати, носил только усы), настоящую власть США, перед которой все влияние Наки Томпсона не более чем пшик. Более того, Эндрю Меллон находится на такой высоте, что заправила Атлантик-сити недостоин находиться с ним в одном клубе и разговаривать напрямую по телефону. Так кто же этот Меллон – человек, с которым недостоин общаться Наки Томпсон, с которым постоянно тусуются генеральный прокурор США, губернатор штата и сенаторы?


 

Небольшое лирическое отступление. Впервые фамилию Меллон я узнал лет в 14, когда в детской библиотеке имени Чехова мне попалась книга из серии «Владыки капиталистического мира», посвященная семейным династиям американских миллиардеров – Дюпонам, Рокфеллерам, Кеннеди, Меллонам, Фордам, Карнеги, Джаннини и пр. Пусть с определенной долей советской пропаганды, но более-менее книги этой серии реальность отражали. К сожалению, в современном постсоветском пространстве такие книги уже не выходят – потенциальные противники уже другие, ну и наука уже не та.


 

Расскажем все-таки о Меллоне. Будучи одним из лидеров республиканцев и министром финансов при трех президентах подряд (Гардинге, Кулидже и Гувере) целых 11 лет он сумел выполнить 2 задачи, которые перед ним поставила американская элита:

  1. Снизить государственный долг, увеличившийся во время Первой Мировой воны

  2. Обеспечить процветание крупных корпораций и бизнеса в целом.


 

Меллон смог и то и другое, в частности, он создал то, что позже именовалось «меллономикой», то есть сочетание низких налогов и низких государственных расходов. В итоге возникли так называемые «ревущие 20-е» - время расцвета американских корпораций, накопления больших состояний, обогащения, ну и всех атрибутов красивой жизни – джаза, ар-деко, кинематографа, радио. Правда, расплачиваться за это пришлось Великой Депрессией, но это уже другая история.


 

Эндрю Меллон же оставался все это время 3 по богатству человеком в США - его состояние оценивалось в 400 миллионов долларов и богаче него были только Джон Рокфеллер и Генри Форд. Позже уже, кажется, такие богатые люди в государственную власть не шли – разве что их наследники вроде братьев Кеннеди или Нельсона Рокфеллера. Самое интересное, как и многие другие американские мультимиллионеры той эпохи, он был большим филантропом и создал несколько музеев и университет (в интернете есть забавное сравнение с российскими миллиардерами на этот счет http://nechtoportal.ru/rossiya/oligarhi-u-nih-i-v-rossii.html#more-6014).


 

Но, тем не менее, несмотря на свою влиятельность, с началом Великой Депрессии ему пришлось уйти со своего поста и даже подвергнуться затем расследованию его доходов. Одним из обвинений, которые ему предъявляли демократы, было владение огромным заводом по производству алкоголя, который как раз и показывают в «Подпольной империи». Но, тем не менее, и он и члены его клана обладают большим влиянием в США.


 

В общем, крайне интересный был персонаж, как истории, так и экономики. А теперь заодно еще и кино.


 

Конечно, некоторые говорят, что власть аристократических семей уже ушла в прошлое после «революции менеджеров», что сейчас демократические процедуры взяли вверх, но думается что это не так. Потомки первых поселенцев, а особенно ее богатой части, в основном из англичан, шотландцев и голландцев, до сих пор правят в США и являются наиболее уважаемой частью их общества, пусть даже и не мелькая в прессе. Происхождение из уважаемой семьи открывает все двери и значит даже больше, чем миллионы долларов личного состояния.


 

Особенно хорошо этот тезис подтверждает 44-й президент США, выходец из рода первых поселенцев Данхэмов и родственник 6 президентов США (Джеймса Мэдисона, Гарри Трумэна, Линдона Джонсона, Джимми Картера, Джорджа Буша-старшего и Джорджа Буша-младшего), ставленник клана Кеннеди Барак Хусейн Обама.


 

PS. Интересный факт – Эндрю Меллона в фильме изображает номинант на «Оскара» Джейми Кромвелл, выпускник университета Карнеги-Меллона в Питтсбурге.


 

PPS. Семья Меллонов владела или владеет пакетами акций The Bank of New York Mellon Corporation (крупнейший в мире банк по объему депозитов – 2,7 триллиона долларов), нефтяной компании Chevron-Texaco, алюминиевой корпорации Alcoa, судостроительной компании New York Shipbuilding, крупнейшего строителя АЭС Westinghouse, лидера пищевой промышленности H.J. Heinz, ну и автогиганта General Motors. Это не считая прочих видов активов.