Место, что пусто не бывает
Оба налога – и НДС и налог с продаж (НСП), занимают одно и то же место в налоговой системе. Оба налога направлены на обложение конечного потребления, другими словами, расходов населения на приобретение товаров и услуг в некоммерческих целях. Наличие такого налога в паре с индивидуальным подоходным налогом дает возможность сместить налоговое бремя с доходов на расходы, что в итоге должно стимулировать сбережение. Следовательно, полностью отказаться от налога на потребление никто не планирует, и вопрос состоит только в том, какой налог выбрать.
НДС и НСП выполняют свою роль каждый по-своему. НДС взимается по ставке 12% от цены товара или услуги. При этом уплачиваются эти 12% по частям каждым предприятием, которое участвует в цепочке добавленных стоимостей. Достигается это через применение механизма зачета, когда НДС, уплаченный поставщикам, зачитывается против НДС, уплаченного покупателями. Получается, что каждое предприятие оплачивает свою долю в налоге пропорционально создаваемой им добавленной стоимости. Здесь надо отметить, что даже при простой перепродаже товара возникает добавленная стоимость. Только состоять она будет преимущественно из прибыли такого посредника.
НСП работает по иному принципу. Такой налог должен уплачиваться один раз, на этапе розничной реализации. Соответственно, необходимо каким-то образом определить, какие признаки характеризуют продажу товара для конечного потребления, и отделить ее от продажи для коммерческого использования. Вопрос не праздный: к примеру, один и тот же компьютер может приобретаться как для домашнего применения, так и для установки в офисе. Если такое разделение не будет произведено правильно, то возникнет «каскадный эффект», когда один и тот же товар или услуга будет облагаться налогом по полной ставке несколько раз, что неприемлемо.
Гармония недостатков
Поскольку оба налога различны в механике взимания, то они имеют различные преимущества и недостатки. Здесь необходимо сразу понять, что положительные и отрицательные моменты налогов могут проявляться с различной силой в зависимости от специфики страны, к примеру, имеющегося уровня коррупции, распространенности безналичных платежей и прочего.
Сильная сторона НДС – это большое количество плательщиков и обложение практически любых продаж. Во-первых, это делает НДС сложным для уклонения. Наличие продаж больше порогового значения делает начисление НДС практически неизбежным. Во-вторых, значительная часть НДС собирается на этапе импорта товаров, их производства, или уплачивается оптовыми дистрибуторами. Следовательно, практически невозможно потерять весь НДС целиком, ведь кто-то из участников цепочки добавленных стоимостей обязательно уплатит свою долю налога.
Основным же недостатком является необходимость возврата НДС из бюджета, которая возникает в случае превышения НДС, уплаченного поставщикам, над НДС, полученного от покупателей. Типичным примером такой ситуации является экспорт, где иностранный покупатель вовсе не уплачивает НДС экспортеру. При этом возможность получения денег из бюджета без каких-либо усилий в условиях высокой степени коррумпированности государственных органов стала, по известному мнению, Клондайком для многих дельцов.
НСП не предполагает возврата налога из бюджета, т.к. взымается только в рознице и не требует механизма зачета. Однако такое ограниченное применение НСП создает проблему сбора налога в традиционно непрозрачном для Казахстана розничном секторе. Из плательщиков НСП выпадут импортеры, производители, оптовые дистрибуторы, т.е. все те, кому по своему размеру и статусу приходится быть добросовестным налогоплательщиком. Остается множество торговых предприятий и предприятий общепита, которые массово прячутся в упрощенных налоговых режимах. При этом в отличие от НДС, если кто-то откажется платить НСП, то бюджет теряет всю сумму налога целиком.
Как видно, НДС вполне может быть идеальным налогом в странах с эффективным государственным аппаратом и низким уровнем коррупции. Аналогично и НСП может хорошо собираться в странах с прозрачной экономикой.
Огнем и мечом
При переходе на НСП перед Комитетом государственных доходов встанет задача по сокращению теневого сектора экономики. С одной стороны, в течение последних пятнадцати лет в этом вопросе мы далеко не продвинулись. Так, за десятилетний период с 2002 по 2011 годы размер ненаблюдаемой экономики по данным Комитета по статистике снизился с 21,5% до 19,5% от ВВП. При этом все это снижение было достигнуто до 2006 года, после чего показатель балансирует на уровне 19,5%. С другой стороны, «ужесточать администрирование» и «закручивать гайки» больше свойственно нашим контролирующим органам, чем нахождение баланса интересов, который требуется для адекватного возврата НДС из бюджета.
Соответственно, введение НСП будет, скорее всего, сопровождаться продолжением тренда на ужесточение налогового контроля. Кассовые аппараты с интернет связью, широкое использование терминалов для оплаты банковскими картами – это только начало. Стоит ожидать реформирования специальных налоговых режимов для малого бизнеса с включением в него элементов вмененного налога. Это вызовет рост издержек ведения бизнеса в Казахстане, но практика показывает, что правительство в этом вопросе за ценой не постоит.
Также стоит усомниться в упрощении жизни для прежних плательщиков НДС. За последние годы вокруг НДС выстраивалась система тотального налогового контроля предприятий. Это и реестры счетов фактур, которые питали систему «Пирамида», и электронные счета-фактуры с централизованным хранением и подтверждением, а также уже задумывались о введение НДС счетов. Такие инструменты налогового контроля, по сути, помогали администрировать не только НДС, но и корпоративный подходный налог. Отмена НДС, скорее всего, не приведет к ликвидации этих систем, и вся эта бюрократия сохранится, но перейдет на службу корпоративного подоходного налога.
Цена вопроса
НДС имеет высокую важность для бюджета. Он приносит почти четверть налоговых доходов. Любое неумелое реформирование такого системообразующего налога может привести к тяжелым последствиям для государственных финансов. Ведь, как отмечалось выше, смена налога – это не просто новые правила, но другие плательщики налога, новые проблемы и вызовы, иные подходы к налоговому контролю. Перестроение налоговой системы займет время и, скорее всего, к потерям бюджета, что в период сложной бюджетной ситуации недопустимо.
Сможет ли НСП быстро и безболезненно сменить НДС? Вряд ли. Во-первых, до 70% поступлений по НДС формируются на этапе импорта и только 30% собирается с налогоплательщиков внутри страны. При этом НСП не предполагает обложение импорта. Во-вторых, правительству вряд ли получится сохранить ставку налога на уровне 12%. Ведь плательщиками налога станут предприятия розничного сектора, которые массово используют упрощенные режимы налогообложения. Налогоплательщики, что годами уплачивали только 3% от оборота, вряд ли с охотой воспримут необходимость уплачивать еще и НСП по ставке 12%. Следовательно, размер ставки будет компромиссным и наверняка ниже действующей ставки НДС.
В целом, есть подозрения, что идя на замену НДС налогом с продаж, правительство просто сменит одну проблему на другую. Вопрос в том, сможет ли Комитет госдоходов справиться с новым вызовом, ведь сменой налога он уже распишется в фиаско многолетних и многократных попыток решить проблемы НДС.