Антон Морозов, политолог, специально для Vласти

 

На днях министерство регионального развития представило в мажилис поправки по вопросам развития местного самоуправления. Они предполагают расширение финансовой и экономической самостоятельности акимов нижнего уровня управления в решении вопросов местного значения. Говоря другими словами, окружные и поселковые акимы получают право создавать собственные бюджеты и расходовать их на решение проблем местных сообществ.

 

Бюджеты будут формироваться из доходов от аренды имущества, добровольных сборов, благотворительных и спонсорских взносов, отдельных видов штрафов, платы за размещение наружной рекламы и прочих источников, не противоречащих законодательству. Также предполагается передать   сельским акимам часть районной коммунальной собственности.

 

Надо отметить, что местное самоуправление на протяжении всех лет независимого развития оставалось «узким местом» в политической системе Казахстана. Несмотря на наличие в конституции права граждан на осуществление местного самоуправления, формами самоорганизации населения до сих пор являются лишь КСК (кооперативы собственников квартир) и КТС (комитеты территориального самоуправления). Считать их реальными механизмами местного самоуправления наивно – по сути это те же ДЭУ и ДЭЗы, только под новой вывеской.

 

Между тем, утверждение законопроекта правительством в первом чтении и дальнейшая работа над ним вовсе не означают, что в скором времени жители сёл во главе со своими акимами смогут самостоятельно, под свою ответственность решать  вопросы местного значения.

 

К сожалению, работа над законом и даже его принятие не делают обязательным его исполнение. Тем более в такой сложной сфере как местное самоуправление.  Поэтому принцип «поспешай медленно», вполне оправдан. Вплотную к решению этого вопроса власть подошла в начале 2 тысячелетия. В частности, в Послании президента народу «К свободному, эффективному и безопасному обществу» в 2001 году были озвучены задачи дальнейшей демократизации общества по четырем основным направлениям, среди которых  особое место заняли расширение полномочий представительных органов власти, расширение выборности и совершенствование выборного законодательства, а также укрепление институтов гражданского общества.

 

Расширение выборности и совершенствование выборного законодательства предполагалось проводить на основе разрабатывавшейся в то время государственной программы поэтапного введения выборности акимов. Этой программой было предусмотрено проведение, начиная с 2002 года, выборов акимов сельских округов. По завершении этих выборов планировался переход к выборности акимов районов и городов. (И эксперименты с выборами были проведены в 2001 и 2006 годах).

 

В целях укрепления институтов гражданского общества в Послании было сделано несколько важных предложений. Помимо прочего, была поставлена задача принять закон «О местном самоуправлении», в соответствии с которым в аулах и селах, а также в поселках городского типа должны быть созданы общественные структуры самоуправления, наделенные реальными полномочиями по решению местных проблем.

 

Надо отметить, что уже тогда у части элиты существовало мнение, что излишняя централизация препятствует дальнейшему развитию страны. Эту мысль озвучило сначала движение ДВК (Демократический выбор Казахстана), а затем подхватили отпочковавшиеся от него политические организацию.

 

В этих условиях власть решила перехватить инициативу и стала с переменной активностью озвучивать тезис о необходимости децентрализации. Например, в Стратегическом плане развития до 2010 года были  обозначен ряд конкретных шагов, где первым пунктом была обозначена необходимость расширения роли представительных органов власти в политической жизни страны. Основным путем достижения этой цели было определено расширение их полномочий, обеспечение их независимости от исполнительных органов. Причем речь шла о всех уровнях государственного управления. Так, в частности, парламенту позволили играть более активную роль в контроле за исполнением республиканского бюджета. На местном уровне маслихаты должны были получить эффективные рычаги и механизмы  реального контроля за исполнением местных бюджетов.

 

Еще одним шагом была названа  децентрализация  части управленческих функций, то есть  передача ресурсов и ответственности за «социалку» от районных акиматов нижестоящим структурам.

 

В следующий раз тезис о необходимости децентрализации прозвучал через год, снова в послании президента. Среди других задач, указанных в этом послании, была подготовка Концепции разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений.

 

Затем, в 2003 году правительством была разработана и одобрена «Концепция разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений».

 

В послании 2003 года  «Основные направления внутренней и внешней политики на 2004 год» снова в числе основных приоритетов была названа модернизация системы государственного управления, заключающаяся в четком разграничении компетенции между уровнями государственного управления, совершенствование системы межбюджетных отношений. Следующим документом определившем пути развития системы государственного управления стало Послание президента страны народу «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации» озвученное в 2005 году.

 

В дальнейшем власть неоднократно обращалась к данному  вопросу: он обсуждался в рамках НКВД (Национальная комиссия по вопросам демократизации) и на заседаниях ПДС (Постоянно действующего совещания по демократизации). В итоге, в 2012 году президент подписал Концепцию развития местного самоуправления в Республике Казахстан.

 

Даже названия документов позволяют понять, что процесс децентрализации в  Казахстане планируется провести по двум направлениям:  это передача определенных полномочий местным властям и развитие институтов местного самоуправления, которые предоставят возможность населению принимать участие в решении своих проблем.

 

Собственно отсюда же становится понятным, почему власть не торопится с внедрением местного самоуправления. Ведь абсолютно не исключено, что у местных акимов, даже избранных самым законным, честным и  прозрачным образом, не хватит ни опыта, ни полномочий, ни ресурсов, чтобы решить проблемы населения соответствующей территории. В то же время, остается реальностью возможность «минисепаратизма» - установление  так называемог. «режима акимов».

 

Поэтому, скорее всего, в  ведение местных сообществ будут переданы лишь незначительные функции. И информация из открытых источников это подтверждает. Так, согласно сообщениям СМИ «для удовлетворения запросов и нужд местного населения и получения дополнительных доходов сельским акимам будут передаваться клубы, библиотеки, детские сады, находящиеся в районной коммунальной собственности».

 

Заработать много денег на этих объектах вряд ли получится. Но зато, в случае неудачи, если эти самые детские сады, клубы  и библиотеки придут в упадок,  можно будет в очередной раз отложить вопрос о местном самоуправлении до лучших времен.

 

Нам остается успокаивать себя ссылками на мировой опыт, который достаточно наглядно продемонстрировал, что абсолютно совершенной структуры управления государством нет ни в одной стране мира, а реформирование органов государственной власти является перманентным процессом. Думается, что этот тезис мы в скором времени услышим.