Дмитрий Шишкин, журналист, специально для Vласти
Есть штамп избитый – «антинародный режим», он настолько же затаскан, как и «видавшие виды оперативники», потому к применению не рекомендуется – любые последующие фразы, будь они пресыщены смыслом и аргументацией, этим штампом сразу же обесцениваются.
Но вот ведь какая штука – в последние месяцы нынешние правительство и парламент, кажется, делают всё, чтобы по праву вернуть себе это гордое, но дискредитированное разными городскими сумасшедшими звание.
Экспериментировать решили над только было начавшим формироваться средним классом. Это мишень удобная – ведь в нашей богатой нефтяной стране большинство населения – бедные, следовательно, особых социальных потрясений в результате этих экспериментов ожидать не приходится.
Но, кроме безответности среднего класса есть и ещё один фактор, видимо – этих «середнячков» так и тянет как-нибудь унизить и поставить на место. Потому что средний класс – совершено оборзевший. Они взяли за моду чего-то требовать, по судам бегать начинают уже, доказывать, письма какие-то пишут, обращения. Завтра – не успеешь оглянуться – профсоюзы настоящие создадут.
Бедный народ должен что-то просить, умолять, руки целовать, на коленях ползать – вот это правильный стереотип поведения. А эти считают, что как будто бы сами что-то там заработали и теперь право имеют. Наивные бандерлоги.
Ударить решили сразу по самому интимному и больному месту, чтоб не было никаких иллюзий по поводу перспектив. Чтобы не размножались. Сократили «декретные» выплаты для дам, зарабатывающих непозволительно много – свыше 186 тысяч тенге. Утёрлись. Эксперимент требовал развития.
Женщины – они такие беззащитные… На них и продолжили – подняли пенсионный возраст. Поглядели – как оно? Ну, погудели чуть-чуть, да успокоились, когда пообещали хвост по частям отрезать, да министра молодого за косноязычие уволили. Все радостные такие.
Экономия на декретницах – около 4 млрд тенге в год и на пенсионерках – еще примерно столько же. То есть, в масштабах бюджета – это мизер, элементарно разворовывают больше – даже по официально озвучиваемым данным.
Для сравнения, доходная часть бюджета прошлого года составила 4 трлн 763 млрд тенге. При этом умудрились не освоить из расходной части более 41,5 млрд тенге. Нет никаких оснований считать, что в этом году освоение будет полным. Таким образом, сумма экономии на женщинах в пять раз ниже суммы недоосваиваемых средств. И в два раза меньше, например, чем суммы, арестованные на счетах бывшего акима Атырауской области Бергея Рыскалиева и членов его ОПГ. То – есть, наворованного в одной только области.
Экономический эффект минимальный, как очевидно. Так что гнусные мои подозрения в части мотивации правительства и парламента не такие уж и надуманные, оказывается.
Дальше – больше.
- Ну-ка, чтоб ещё вытворить? – Словно задался вопросом маленький Карабас-Барабас где-то внутри чиновничьих и депутатских душ. - А, право на самооборону! Давайте запретим травматическое оружие – единственный, по сути, доступный и пригодный для этого инструмент!
Тяп-ляп, готов законопроект. Опять возмущаются, опять вяло и нежизнеспособно. Как-то всё не то, размаха нет, буйства красок.
И родился вот этот иезуитский совершенно пассаж о «своеобразном налоге на роскошь». Фраза пошла в народ с лёгкой руки министра финансов Жамишева, обронившего на онлайн-конференции, что нынешний повышенный налог на авто с объёмом двигателя свыше 4-х литров – это и есть, повторю эту, тронувшую меня, фразу – «своеобразный налог на роскошь».
Учитывая то, что прозвучало это в контексте предлагаемого существенного, до четырёх с лишним раз, повышения налога на авто с двигателями теперь уже объемом от 3-х литров, вполне естественно все сделали вывод о том, что это – тоже теперь роскошь. Вне зависимости от возраста и стоимости. В свете нашей убогой и давно устаревшей системы подсчета налога на транспорт по литрам в двигателе выходит, что новая машинка за 100 тысяч долларов может быть бюджетным вариантом, а старичок-джип пятнадцатилетней выдержки за 10 тысяч – роскошью.
Думаете, этого в правительстве не знали? Не представляют себе, что роскошь измеряется только стоимостью? Как бы не так.
И если кто-то вдруг подумал, что совсем не то Жамишев имел в виду, ну или, например – что просто юмор у министра такой, то это зря.
Фраза про роскошь изначально была в аргументации правительства, что легко подтверждается, если открыть сам текст законопроекта, а вернее – пояснительные записки к нему.
Разработчиком законопроекта о повышении налогов на транспорт и недвижимость, кстати, является и не министерство финансов вовсе (хотя заявлять о полной непричастности и случайной «засветке» Жамишева с его своеобразием и роскошью – будет лишним), а министерство экономики и бюджетного планирования во главе с Досаевым.
От него и первая записка, в которой, в частности есть следующие строки: «Кроме того, предусмотрены нормы по реализации Концепции новой бюджетной политики в части усиления фискальной функции отдельных налогов при налогообложении предметов роскоши».
Ну и далее – уже известные нам «роскошные» предложения, сводящиеся к медленному и верному раскулачиванию владельцев авто, ранее отделывавшихся налогом максимум в 200 долларов.
Далее те же самые строки повторяются и в пояснительной записке уже премьер-министра Ахметова Мажилису.
Так что нет никакой ошибки. Есть целая Концепция! И не случайно, поэтому, Жамишев про роскошь заговорил на конференции – минфин не мог быть непричастен к разработке такого сурового программного документа. При этом, обратите внимание, далее он же кое-что важное в этой связи уточнил: «Вводить специальный налог на роскошь, мне кажется, смысла нет». Конечно! Ведь для владельца авто с шестилитровым мотором за 200 тысяч долларов нынешняя (и оставшаяся нетронутой новым законопроектом) ставка налога в чуть более чем две тысячи долларов в год, то есть 1% от стоимости – это и без того непосильные траты! Лучше с владельца старенькой четырёхлитровой машины взять 5-10% от её стоимости – так справедливее же.
Ведь, если налогом на роскошь обложить действительно богатых – вся идея и всё веселье эксперимента над средним классом теряется!
Это, действительно, похоже на крайне изощренное издевательство, не правда ли?
Особенно в связи с, опять же, экономическим эффектом от всех этих нововведений, стремящимся к нулю. С «роскошных» авто от 3-х до 4-х литров бюджет, по прикидкам экспертов, выручит дополнительно от 2-х до 4-х миллиардов тенге в год. Итого – декретницы, пенсионерки, автовладельцы помогут стране на 12 миллиардов в год максимум.
Чтобы понять всю глубину заботы правительства и парламента о своём народе, давайте опять для сравнения прибегнем к цифрам. На этот раз к тем, которые касаются менее чем 1% населения и которые отчаянно правительством отстаиваются на самом высоком уровне. Это экспортные таможенные ставки на сырую нефть.
Казахстан, получивший буквально на днях в рамках ТС внутрироссийские цены на транзит нефти, категорически заявил, что сохранит свою собственную экспортную ставку. А это очень интересная тема. Потому что у нас эта ставка – 60 долларов за тонну, а в России – более чем в шесть раз (!) выше - 369,2 доллара за тонну в июле 2013г. Кроме того, она постоянно увеличивается – так, в августе она составляет уже 379,8 долларов за тонну.
Можем, конечно, принять в расчёт разные факторы – как-то, повышенную себестоимость добычи на многих месторождениях, то, что многие месторождения новые, в них вложено очень много средств и т.п. Но и на этот случай есть ответ из России: там льготные ставки экспортной пошлины на нефть действуют для некоторых месторождений, в том числе тех, что на Каспии (очень дорого разрабатывать). Они, представьте себе, всё равно втрое (!) выше нашей обычной ставки. - с 1 августа 2013г. - 180,8 долларов с тонны, до этого было 172,9 доллара.
Теперь давайте вспомним пенсионерок, декретниц и владельцев «роскошного» автошрота с их 12 млрд тенге в год. И сравним, сколько казахстанский бюджет получил бы средств, если бы наша экспортная ставка на нефть была бы уравнена в среднем (нужно учитывать, что ставка не распространяется на недропользователей, работающих по соглашениям о разделе продукции) хотя бы со льготной российской.
Итак, экспорт нефти и газоконденсата (облагается единой ставкой) в 2012 году составил 68,6 млн тонн. Умножаем на наши виртуальные 120 долларов надбавки за каждую тонну – вуаля – 8 млрд 232 млн долларов в год, по нынешнему курсу – 1 трлн 259 млрд 496 млн тенге. Это в 105 (сто пять) раз больше, чем экономия на «антинародных» поправках в законы.
«Бандерлоги, хоро-о-ш-ш-ш-о-о ли вам ви-и-и-и-идно?».