Шолпан Айтенова, специально для Vласти
В настоящее время в Парламенте идет обсуждение повышения налогов на собственность с 2014г. Повышение налогов - не самая популярная мера, но в определенные моменты - единственный действенный механизм по обеспечению постоянно растущих обязательств бюджета.
В настоящее время налог на собственность в Казахстане осуществляется через следующие налоги: налог на имущество (на недвижимость), налог на транспорт и земельный налог, взимаемый с физических и юридических лиц. Наиболее острую дискуссию в обществе вызвала инициатива правительства по повышению налога на имущество и транспорт с физических лиц.
Непринятие в обществе инициативы Правительства повысить отдельные налоги на собственность связано с несколькими факторами:
- Отсутствие конечной цели повышения налогов;
- Население считает налоги больше инструментом экономического насилия, чем предметом общественных отношений, когда налоги возвращаются в виде хороших дорог, школ , больниц и т.д.;
- Отсутствие налоговой культуры и отождествление налогоплательщиков себя как полноправных участников бюджетного процесса;
- Недоверие к системе налоги-бюджет-качественные государственные услуги;
В последние годы во многих странах проходит реформирование в области налога на собственность, но реформа в каждой отдельно взятой стране имеет конкретную цель. Например, Китай решил ввести налог на имущество с 2011 года, в частности, с целью предотвратить спекуляции и необоснованный рост цен на рынке недвижимости, а также предоставить местным властям дополнительный источник дохода по выравниванию разрыва в уровне благосостояния.
Словения проводит реформу в системе налогообложения недвижимости, в основу которой входит исчисление налога на базе рыночной стоимости.
В Испании временно повышается налог на недвижимость в ряде регионов в рамках антикризисных мер в период 2012-2013 годы.
Гонконг ввел в начале 2013 года новый специальный налог на сделку по недвижимости 15% процентов от суммы сделки цене, для юридических лиц и физических лиц нерезидентов, с целью пресечения спекуляции и роста цен на недвижимость.
В Литве с 2013 года введен налог на недвижимость принадлежащей физическим лицам, если ее стоимость составляет не менее одного миллиона литов (около 300 тыс. евро), который можно признать как налог на роскошь.
Наше правительство повышая налоги, но не объясняя зачем, выглядит как невеста, которой ничего не нужно от жениха, после свадьбы забирающая всю зарплатную карточку мужа.
Налог на имущество является существенным в доходной части местных бюджетов многих развитых стран. Например, в странах с высоким уровнем дохода, как США, Канада и Франция налог на имущество составляет более половины всех налоговых поступлений в местные бюджеты, что позволяет органам местного самоуправления направлять их на социально-экономическое развитие территории, где этот налог собирается. Участие в работе орагнов местного самоуправления дает возможность налогоплательщикам участвовать в контроле над бюджетными расходами.
В странах с высоким доходом, налог на имущество составляет 2,5 % от ВВП или 17% от всех налоговых поступлений в стране. Также налог на имущество - местный налог, устанавливаемый в данных странах органами местного самоуправления, и составляет львиную долю доходов местных бюджетов, которые в дальнейшем направляются на содержание школ, ремонт дорог и т.д.
Надо отметить, что местные власти могут сами устанавливать размеры и ставки налога, вводят коэффициенты и льготы, например, для инвалидов в Канаде. В большинстве стран с высоким доходом налог на имущество исчисляется исходя из рыночной стоимости этого имущества.
В странах со средним доходом, по версии Всемирного банка, куда относится и Казахстан, налог на имущество также является значительным для местных бюджетов. Из представленного списка только в Казахстане и Латвии самые низкие показатели поступления налога на имущество в местные бюджеты (14,55% и 12,45% соответственно). Международный валютный фонд рекомендовал Латвии повысить ставки налога на недвижимость с целью снижения дефицита бюджета.
Налог на собственность в странах ОЭСР, 2010 г.
Страна | Год/статус страны | ВВП на душу населения, в долл США | Налог на собственность в % от ВВП | Налог на собственность в % от всех налоговых поступлений в госбюджет | Налог на собственность в % от всех налоговых поступлений в местный бюджет |
США | 2010/высокий доход | 46900.39 | 3,21 | 17,49 | 73,03 |
Канада | 2010/высокий доход | 46282.86 | 3.49 | 13.32 | 91.05 |
Франция | 2010/высокий доход | 40808.86 | 3.65 | 13.89 | 53.44 |
Япония | 2010/высокий доход | 43014.64 | 2.70 | 16.98 | 30.01 |
Бразилия | 2009/средний доход | 8472.46 | 1.12 | 4.87 | 29.95 |
Чили | 2010/средний доход | 12570.73 | 0.76 | 3.89 | 40.33 |
Мексика | 2009/средний доход | 7970.16 | 0.30 | 2.05 | 57.39 |
Казахстан | 2010/средний доход | 9008.70 | 0.68 | 5.08 | 14.55 |
Латвия | 2010/средний доход | 10680.53 | 0.70 | 3.82 | 12.45 |
Источник: OECD Revenue Statistics 2011.
Несмотря на незначительность доли поступлений налога на собственность в государственном бюджете Казахстана, налог на собственность имеет значение для местного бюджета. Например, за 2012 год налог на собственность составил 15% всех налоговых поступлений местного бюджета, но, предлагаемые к повышению, налог на имущество с физических лиц и налог на транспорт с физических лиц принесли местным бюджетам только 2,2% налоговых поступлений.
Налог на собственность в Казахстане за 2012 год
Наименование | Государственный бюджет, тыс. тенге.
| Местный бюджет, тыс. тенге.
| ||
Налоговые поступления, всего: | 4095366313 | 100% | 1119761293 | 27% |
Налог на собственность, всего из них: | 172304651 | 4% | 172304651 | 15% |
1)Налог на имущество физ. лиц | 4024529 | 0,09% | 4024529 | 0,3% |
2)Налог на транспортные средства с физ. лиц | 25171992 | 0,61 | 25171992 | 2,2% |
Источник: по данным Минфин РК
Местное самоуправление в Казахстане пока на стадии становления и только на сельском уровне, и при существующей модели местного самоуправления не работает система, где налог платится там и расходуется, так как на сельском уровне нет самостоятельного бюджета.
В Казахстане налог на имущество также является местным налогом, но аккумулируется на областном и районном уровнях. То есть сельский житель заплативший налог на имущество почувствует этот налог на себе опосредовано в виде трансфертов, соответственно и влияния никакого не имеет на то, как будут израсходован этот налог на имущество.
Учитывая централизованный характер бюджетного процесса, когда не местные власти, а министерство устанавливает ставки налога и расходы бюджета также спускаются с центра, в рамках реализации различных программ, даже жители областных центров, Астаны и Алматы не имеют возможности влиять на то, как будут израсходованы их налоги.
Такая ситуация не способствуют формированию налоговой культуры, когда жители могут сознательно соглашаться с повышением налогов для улучшения качества той среды, в которой они проживают, и где этот налог будет расходоваться. Также негативное отношение формируется из-за непрекращающихся коррупционных скандалов в сфере бюджетных расходов.
Так, по данным агентства по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями, 30% всех экономических и коррупционных преступлений в 2013 году приходится на бюджетную сферу.
По данным министерства финансов в 2012 году из 2 767 385 плательщиков налога на имущество с физических лиц, 2 120 251 человек уплатили от 0 до 1 тыс. тенге. Это чрезвычайно низкий показатель для страны с доходом выше среднего по определению Всемирного банка, 9,7 тысячи долларов на душу населения.
Казахстан относится к странам с уровнем дохода выше среднего, но средний казахстанец не может позволит себе купить недвижимость (квартиру) по рыночной стоимости из того дохода, который официально заявлен агентством по статистике. МЭБП предлагает исчислять налог не по рыночной стоимости, а по той, которую министерство определило как «адекватную ситуации».
В то же время в стране насчитывается боле 4,7 млн. недвижимого имущества с разной площадью. Устанавливая ставку исчисления налога ниже рыночной, министерство понимает низкий доход населения или завышенную рыночную стоимость имущества, с учетом старения жилого фонда (70% жилого фонда построено в советское время, то есть более 20 лет назад).
Если вычесть из общего количества собственников граждан с квартирами, построенными до независимости, получим ли мы тот самый пресловутый средний класс? Вряд ли, потому что есть категория граждан, получившая новое жилье по госпрограмме, то есть не заплатившие за них ту самую рыночную стоимость от 1400 долл. за кв. метр.
Является ли высокий показатель ВВП на душу населения показателем благополучия всех его граждан? В Казахстане 55% ВВП страны производится в 5 регионах Казахстана, где проживает 28% населения, что свидетельствует о диспропорциях не только в социально-экономическом возможностях регионов, но и неравномерность распределения доходов его жителей.
Разница в денежных доходах населения между отдельными регионами составляет два и более раза, что без сомнения отразится и на возможности большей части населения платить повысившиеся налоги на собственность.
Налог на имущество нужно повышать, и он может соответствовать рыночной стоимости собственности, но для этого собственность должна быть приобретенной на реальные доходы граждан (не от приватизации, после развала союза или бесплатно полученную от государства как ветеран, госслужащий, лучший полицейский и т.д.).
Также необходимо формировать налоговую культуру и доверие к системе, когда население имеет возможность участвовать и влиять на прозрачное и эффективное расходование этих налогов на благо самих налогоплательщиков.