Екатерина Баркова, журналист, специально для Vласти

 

На значительное повышение тарифа на отопление мое внимание обратил папа. Когда он назвал мне сумму, которая вышла у них с бабушкой в декабре, я подумала, что он ошибся. Но потом мне принесли квитанцию с такими же «астрономическими» цифрами. И если для меня это повышение означает лишь некоторое напряжение семейного бюджета, то для папы это - пятая часть их с бабушкой пенсий.

 

Поневоле задумаешься об экономии. Мера, которую предлагает нам для этого государство, - установка общедомовых приборов учета тепловой энергии (ОПУ). Даже не предлагает, а навязывает, - так как для потребителей, не имеющих таких счетчиков, повышение тарифа на тепло с сентября этого года составило порядка 30%. Департамент агентства по регулированию естественных монополий (ДАРЕМ) по Алматы еще в августе объявил о грядущем повышении и назвал эту меру «экономическим стимулом» для установки потребителями счетчиков на тепло.

 

Лично я только «за» оправданную экономию, - только в данном случае она кажется мне весьма сомнительной. В принципе, такой счетчик должен определять количество потребляемой тепловой энергии конкретным домом по факту, - что однозначно будет меньше усредненной нормы, которая не учитывает множества факторов. Стоимость общедомового счетчика у разных поставщиков по Алматы составляет около 400 тысяч тенге, устанавливать его необходимо при согласии всех (!) жильцов дома.

 

Допустим, мне удастся собрать со всех своих соседей деньги на установку такого счетчика. Но дальше, во-первых, нужно ежемесячно платить за его обслуживание, а через несколько лет счетчик придется сдавать на проверку и менять (как и счетчики на воду). Все это дополнительные расходы, и не маленькие. Во-вторых, снимать показания с такого счетчика будут не сами жильцы, а КСК, - следовательно, придется верить его сотрудникам «на слово».

 

Ну, и самое главное. За счет чего происходит экономия затрат на отопление в доме со счетчиком? Основная причина – в несовершенстве нашей отопительной системы. Температура теплоносителя должна меняться в зависимости от температуры наружного воздуха, - чего наши энергопоставляющие компании обеспечить не могут. А счетчик тепла это регистрирует. То есть, выполняет роль «проверочных весов», которые показывают, сколько тепла вам «не довесили». Получается, экономия средств происходит просто за счет контроля.

 

Почему потребители должны за свой счет осуществлять контроль за работой энергопоставляющих организаций, - непонятно. Тем более что теплее в квартирах от этого не станет, так как регулировать подачу тепла в дом с помощью таких счетчиков невозможно. Другое дело – установка в каждой квартире индивидуального счетчика с регулятором тепла, как это делают во многих странах Европы. Такие регуляторы позволили бы сэкономить не только свои деньги, но и расход потребляемой энергии. А это уже обоюдная ответственность за потребление энергопоставляющей компании и собственника жилья. Лично я «за» такую экономию – потому что она пойдет на пользу экономике всей страны, а не «в карман» отдельных компаний.

 

У нас же вообще непонятно, куда уходят деньги потребителей. Вот, например, тепловые трубы, которые каждый год выкапывают и ремонтируют и, тем не менее, они каждый год лопаются. Только за последнюю неделю в Алматы в результате взрыва на теплотрассе и пожара на трансформаторной станции множество людей остались без тепла и света. И пока наши чиновники сутками устраняют аварии, дома успеют так промерзнуть, что потом их еще несколько дней придется прогревать. Но деньги за отопление с жителей этих домов все равно возьмут, как и положено, по повышенному тарифу.

 

Лично я для себя поняла, что единственный выход не переплачивать в чужой карман и не замерзнуть зимой – это иметь свой дом с автономной отопительной системой. Ну, а пока его у меня нет, придется напроситься в гости к родне, или просто больше двигаться - в конце концов, мое тело тоже вырабатывает тепловую энергию.

 

Но я молода и у меня есть силы, чтобы найти возможность не дать государству обокрасть меня  хотя бы в мелочах, типа этого счетчика. А вот когда я думаю о своей бабушке, которая физически не может много двигаться, и о папе, на чью пенсию по инвалидности дом не купишь, мне горько заранее. Потому что когда-нибудь я могу оказаться в их положении. И, похоже, что мне не на кого будет рассчитывать, кроме детей и внуков.