Аскар Аукенов, журналист, специально для Vласти
В прошлом месяце довелось побывать в недельном информационном туре в Германии, посвященном перспективам развития транспортной инфраструктуры в современных условиях. Увиденное небезынтересно и применительно к нашей обширной стране, тем более что транспортные и логистические проекты постоянно значатся в числе приоритетных.
Правительство периодически провозглашает своей целью превращение одного из городов Казахстана в международный транспортный хаб. Время от времени говорится и о выгодном расположении республики для использования ее в качестве транзитной между Европой и Азией, с извлечением соответствующих дивидендов.
Вот только, наверное, чтобы успешно реализовать этих планов громадье, необходимо изучать передовой мировой опыт в данной сфере, знать современные тренды и вероятные перспективы. Между тем на крупнейшем глобальном мероприятии в области транспорта – выставке-конференции InnoTrans 2012, которую мы посетили в рамках поездки – можно было встретить кого угодно, от перуанцев до вьетнамцев, но только не представителей наших транспортных ведомств.
Основными докладчиками на конференции выступили, разумеется, германские официальные лица – министр транспорта и городского развития, глава союза транспортников, руководитель железнодорожной компании, топ-менеджер фирмы - ведущего производителя транспортного оборудования. Это было обусловлено не только местом проведения форума, но и той ролью, которую сегодня играет Германия в транспортном мире – безусловного лидера и разработчика инноваций.
В первую очередь, это, конечно, касается Европы. Как было замечено, Германия является центром Европейского континента: куда бы вы ни направлялись, в большинстве случаев придется пересечь эту страну. Вам это ничего не напоминает? Сдается, если заменить “Европейский” на “Евразийский”, а страну на Казахстан, то получится выдержка из традиционной риторики отечественных чиновников и экспертов на всевозможных совещаниях. Правда, сходство, к сожалению, покуда прослеживается лишь в словах, но не в реальной жизни.
В Германии придается действительно исключительно важное значение транспорту и логистике, целенаправленно готовится много сильных специалистов в этой сфере. Благодаря отличной инфраструктуре, местный транспорт может максимально быстро доставлять людей и товары из одной точки в любую другую, обеспечивая транзит из северных портов на юг страны, с запада на восток и далее за границу. Конечно, это достаточно дорогое удовольствие. Но ведь и столь обширными природными богатствами, как Казахстан, Германия не обладает.
Причем даже кризис не повлиял на финансирование транспортной инфраструктуры, в которую ежегодно инвестируется более 10 млрд. евро. Парламент осознает приоритетность данной статьи и каждый раз дает свое “добро”. В целом отрасль развивается согласно федеральным инфраструктурным планам, как правило, охватывающим период в 10-15 лет. Текущий действует с 2001 года, следующий намечается начать реализовывать в 2015 году.
Это своего рода базовый документ, а не подробный финансовый план. Сначала определяются перспективные идеи, общие концептуальные задачи, научные разработки. Далее происходит финансовый анализ, изучается соответствие урбанистическому развитию, соблюдение экологических требований, составляется отчет. Затем устанавливаются необходимые политические решения и происходит набор участников осуществления программы. Кстати - создаются три ее сценария, из которых, в зависимости от ситуации, в конечном итоге выбирается один. На 2001-1015 годы было запланировано инвестировать около 149 млрд. евро.
Но и это еще не все. Германские представители не раз подчеркивали на конференции: “мы хотим делиться нашими знаниями и опытом с другими государствами”. По сути же, это мощный бизнес, который уже несколько лет делает Германия, проектируя, создавая и развивая транспортную инфраструктуру в разных частях света, а затем поставляя для нее технику и занимаясь сервисом.
Около трех лет назад правительство приняло новую стратегию по транспортному сотрудничеству с другими странами. При диппредставительствах с этой целью было открыто около 140 офисов. “Мы изучаем и анализируем ситуацию в конкретной стране или городе, выявляем проблемы, вырабатываем возможные решения, вносим коррективы и приходим к какой-то единой позиции от визита к визиту”,- пояснили спикеры. Например, в настоящее время подобная работа проводится в Перу.
Если уж быть реалистами, то нам, вероятно, следует все же ориентироваться не на Германию, а именно на ее партнеров. Одним из таковых, в частности, становится Бразилия. Министр транспорта этой страны на конференции рассказал, что там сейчас наблюдается возрождение железнодорожного транспорта.
Он подчеркнул экономические успехи Бразилии: “ЗВР и ВВП растут – в этом году ожидаем 4,7%”. Железная дорога в результате реорганизации перешла в собственность 5 частных и 2 государственных компаний, образующих 12 концессий. Пока большинство перевозок осуществляется по автодорогам, но правительство намерено кардинально изменить ситуацию в пользу железнодорожного транспорта. Оно разработало “Национальный план логистики и транспорта”, согласно которому в 2008-2023 годах намечается построить около 12 тысяч километров железных дорог и модернизировать систему.
В следующем году будет проведен тендер на технологию по развитию железнодорожной сети в Рио. Будет строиться трансконтинентальная линия длиной 440 км. Планируется запустить скоростной поезд Рио – Сан-Пауло – Кампинас. Всего же в инфраструктуру за эти годы будет вложено 133 млрд. риалов.
“Это огромные деньги,- признал министр.- Нам нужны финансы, технологии и специалисты”. Уже решено, что порты и аэропорты перейдут в частные руки. “Мы приглашаем все заинтересованные стороны. Мы – надежная экономика, быстро развивающийся рынок, имеем большое влияние во всей Южной Америке”,- заявил спикер под занавес своеобразной презентации.
И вот здесь уже точно нельзя не отметить сходство условий и декларируемых преимуществ латиноамериканской страны с Казахстаном: большая территория, развивающаяся экономика, устаревшая инфраструктура, богатые природные ресурсы, стремление к региональному лидерству, хорошие макроэкономические показатели.
Что касается тенденций развития отрасли в целом, то, как было резюмировано на InnoTrans, эпоха автомобильного транспорта по большому счету окончена. Это поняли уже все развитые страны. Рельсовый транспорт – наиболее экономичный, надежный и экологичный. (Как заметил германский министр, “мы не настолько богаты, чтобы каждый год ремонтировать автодороги, разбиваемые большегрузными автомобилями”, кроме того автотрассы и воздушное пространство попросту перегружены).
Наступила эпоха его ренессанса, но, разумеется, на базе новых технологических и потребительских требований. Германия здесь “впереди планеты всей”. В настоящее время 26% пассажирских и 28% грузовых перевозок находится в частных руках, и эти доли продолжают увеличиваться. Германские представители заявили, что “у нас нет огромных денег, но есть несколько конкретных инновационных проектов”. Они, в частности, касаются сокращения вредных выбросов в атмосферу, увеличения скорости движения, уменьшения роли человеческого фактора.
Уже в ближайшее время есть планы по снижению до 30% потребления энергии новыми поездами. Важное значение имеет интермодальность – чтобы пассажиру не нужно было каждый раз покупать новый билет при пересадке с поезда на поезд (кто был в этой стране, тот знает, насколько разнообразен там рельсовый транспорт), чтобы с помощью мобильного телефона можно было легко узнавать тарифы и отслеживать движение составов, определяя удобные стыки.
Необходимо развивать пригородное и междугородное сообщение, где решение – высокоскоростные поезда (кстати, официальные лица, с которыми у нас были встречи, лишь удивленно поднимали вверх брови, слыша, что Казахстан закупил испанские скоростные поезда).
Сегодня в мире действует всего 18 тысяч км высокоскоростных железных дорог. Через несколько лет их станет уже 40 тысяч км. Все большее значение приобретают безопасность и экологичность. Очень важен сегодня и малый уровень производимого шума, где пересматриваются стандарты (стоит ли лишний раз упоминать о том, насколько устали от транспортного шума алматинцы). Сейчас над этим работают инженеры.
Помимо рельсового транспорта в Германии развивают электрический – электромобили и электровелосипеды. В частности, сейчас в Берлине и Ганновере реализуется пилотный проект по созданию системы электрифицированных общественных велосипедов. Покупая месячный абонемент, жители этих городов имеют возможность пользоваться инновационным двухколесным транспортом, позволяющих людям любого возраста преодолевать значительные расстояния при помощи двух колес с малыми физическими затратами. Ожидается, что распространение этого средства передвижения произведет настоящую революцию в области городского транспорта, заставив еще больше людей отказаться от обычных автомобилей.
В результате уже в обозримом будущем – никаких проблем пробок, удорожания горючего и ухудшения экологии. Это у них. А что же у нас? Поймаем ли мы мировой транспортный тренд или вновь окажемся в его хвосте, чтобы спохватиться через много лет? Направим ли преходящие нефтяные доходы в строительство своего будущего или опять растратим на громкие, но бесполезные прожекты?