Выдвижение картины для представления России в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» на премию «Оскар» в последние несколько лет превратилось в третьесортное скандальное шоу. Не стал исключением и этот год. Поход Андрея Звягинцева и картины «Левиафан» к заветной статуэтке уже сам по себе мог бы стать сюжетом для достаточно нетривиального фильма. Триумф в Каннах, затем проблемы с прокатом на территории РФ, в связи со свежепринятым законом о мате, следом купирование звуковой дорожки фильма, отказ главного конкурента (Андрей Кончаловский с картиной «Белые ночи почтальона Тряпицына») от участия в отборе и внезапная претензия со стороны продюсеров народной комедии «Горько!».
Но все это происходит в и без того беспокойной России. А что же у нас? Все тихо и спокойно. На «Оскар» выдвигаемся в порядке «живой очереди». Именно так и никак иначе. В этом году с вероятностью 99% Казахстан будет представлен картиной «Уроки гармонии» Эмира Байгазина. Казалось бы, все справедливо: «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля, несколько десятков наград на менее значимых фестивалях, положительные отзывы критиков, овации, цветы и рукоплескания. Однако, есть одно маленькое «но». Все это было в 2013 году. У простого зрителя возникнет вполне резонный вопрос: Какая разница, если фильм хороший? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно все-таки сформулировать определение, что за зверь такой этот «Оскар» и как правильно его кормить.
Престижность «Оскара» в первую очередь обусловлена тем, что вручают его члены именно американской киноакадемии. По сути, это представители Голливуда, чьей первостепенной задачей является создание рейтингового шоу. Само собой, рейтинговое шоу без рейтинговых картин не получилось бы. Именно поэтому национальные «оскаровские» комитеты в разных странах каждый год отбирают самые нашумевшие, популярные и премированные и, что немаловажно свежие картины, обеспечивая их тем самым не только шансом на золотую статуэтку, но и возможность увеличить кассовые сборы. Картине мало просто быть хорошей, ей необходимо как следует пошуметь в новостных блоках, имя режиссера и название ленты должны быть на устах ведущих кинокритиков и киноведов мира, параллельно продюсерам не стоит забывать о промоушне среди большинства членов киноакадемии. У фильма Байгазина был невероятно крутой промоушн в прошлом году, но нельзя забывать, что сегодняшняя газета завтра станет ненужным куском бумаги, кинокритики поглотят десятки новых картин и будут говорить о них, а вчерашний триумфатор и ньюсмэйкер станет просто хорошим прошлогодним фильмом.
Увы, но киностудия «Казахфильм», руководствуясь какими-то своими умозаключениями или принципами, выпустила «Уроки гармонии» в национальный прокат в декабре 2013 года, прекрасно зная, что одним из ключевых условий выдвижения фильма на «Оскар» является кинотеатральный прокат картины дома (хотя бы недельный) до первого октября текущего года. Таким образом, в прошлом году Казахстан представляла картина «Шал» Ермека Турсунова, которая была также поставлена в «оскаровскую очередь» за год до этого, чтобы уступить место национальному блокбастеру «Жаужурек Мын бала». А фильм Байгазина поставили в ту же самую очередь. Весь тот отличный промоушн «Уроков гармонии», который устроила иностранная пресса и жюри международных кинофестивалей, пошел насмарку.
Возникает другой вполне резонный вопрос: а есть ли в этом году фильм, который бы мог достойно представить Казахстан на «Оскаре»? Фильм есть, но его существование государственная киностудия «Казахфильм» (где, он, собственно, и был снят) активно замалчивает. Премьера картины Адильхана Ержанова прошла в мае этого года на Каннском кинофестивале. Критики тепло отзывались о ней, фильм был представлен на многих других кинофорумах, вот только пресс-служба «Казахфильма», сообщавшая о победах «Уроков гармонии» на самом малозначительном фестивале где-нибудь на Сахалине, не сообщила об успехах «Хозяев» ни слова. Более того, картину не взяли в конкурс десятого кинофестиваля «Евразия», выдвинув дорогостоящую конъюнктурную халтуру Ермека Шинарбаева «Голос степи» с народным артистом Казахстана Жераром Депардье в главной роли.
О прокате картины речи и вовсе не возникает: «Хозяева» повисли в воздухе. Сам Ержанов не может прокатывать картину в казахстанских кинотеатрах, потому что формально права на нее принадлежат «Казахфильму». «Казахфильм» же снимает свой логотип из начальных титров. Причины конфронтации Ержанова и студии неясны и чем эта самая конфронтация завершится, непонятно.
Вывод во всей этой истории весьма печален.
Создатели «Уроков гармонии» почти полностью лишились мощного инструмента в продвижении своего фильма среди американской киноакадемии.
Теперь они могут рассчитывать только на то, что фильм будет просмотрен без всякой рекламы большинством ее членов, «Хозяева» же рискуют остаться тем самым фильмом, которым могла бы гордиться страна, но который так никто и не увидел. В общем, есть большая вероятность, что большое шоу под названием «Оскар» в феврале следующего года вновь пройдет без участия Казахстана, ведь шоу должно продолжаться, вне зависимости от «очередей», придуманных где-то в Средней Азии.