Что касается отечественных реалий, то летом, государственный секретарь Марат Тажин на заседании Межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Казахстана обозначил современные проблемы исторической науки и дал понять, что государство не намерено пускать процесс исторических изысканий на самотек. Чем вызвано такое внимание к вопросам истории? Попробуем разобраться.
История Казахстана: наука или поле для экспериментов?
Впервые тревогу о состоянии отечественной исторической науки забил ученый - номадист с мировым именем, профессор, Нурболат Масанов в книге «Научное знание и мифотворчество в современной историографии». На почти 300 страницах группа ученых-историков на большом фактическом материале провели анализ новейших тенденций в сфере мифологизации истории Казахстана.
По сути, эта книга стала реакцией на расцвет жанра так называемой «альтернативной истории», которая породила множество анекдотичных, а иногда и откровенно бредовых трактовок исторических событий. Целью научного исследования стало развенчание псевдонаучных изысканий. При этом ученые предложили пути преодоления данной ситуации.
К счастью, сейчас власть обратила внимание на состояние исторической науки. И это, хоть и несколько, на наш взгляд, запоздалое, но необходимое действие. Ведь, по большому счету речь идет об определении контуров будущего страны, ее главных ценностей и ориентиров.
Но формирование очертаний будущего должно опираться на прошлое. Именно поэтому разрабатывается программа исторических исследований «Народ в потоке истории» которая, по замыслу, должна показать развитие Казахстана в контексте развития человеческой цивилизации в целом.
Еще одна немаловажная вещь – история тюркско-славянского взаимодействия. На сегодняшний момент это весьма актуальная тема, поскольку национал-патриотические силы активно внедряют в сознание своих сторонников идеологемы, которые, по сути, являются т.н. «языком вражды». Межу тем, как отметил М. Тажин, «это прежде всего история многогранного взаимодействия – торгового, политического, военного, культурного».
В числе основных направлений, помимо прочего, было дано поручение подготовить качественные учебники по истории. Предполагается, что в учебный процесс будет внедрено два базовых учебника по истории Казахстана: национальной истории с древнейших времен и до настоящего времени; а также новейшей истории независимого Казахстана с прилагаемой хрестоматией, включающей фактические материалы. Также планируется выпуск электронных учебников, аудио и видеоматериалов. Однако, ход выполнения этого поручения вызвал у экспертов вопросы. В частности, их разработкой занимается институт истории государства. Однако этот институт, был создан 5 лет назад для изучения исключительно новейшей истории Казахстана. Каким образом сотрудники института будут разрабатывать учебник истории Казахстана с древнейших времен остается, для специалистов, загадкой. И это при том, что в Казахстане действуют несколько признанных научных центров: Институт истории и этнологии им. Ч. Валиханова, Институт археологии им. А. Маргулана, Институт востоковедения им. Р. Сулейменова.
Но, в целом, позитивный импульс для исторических изысканий это заседание дало. Так, организованы научные командировки казахстанских ученых в фонды десяти стран: Иран, Индия, Китай, Египет, Турция, Монголия, Великобритания, Германия, Узбекистан, Россия.
История России: согласие или размежевание?
Сходные проблемы существуют и в России. Пожалуй, ситуация у нашего северного соседа еще более сложная, в силу федеративного устройства страны.
В результате, скажем, в Татарстане одно представление о татаро-монгольском иге и о присоединении Казани и Астрахани к Москве, а в Москве другое. У народов Северного Кавказа одна оценка войны между Шамилем и царским правительством, а у русских иная. Естественно, что это не добавляет взаимных симпатий и согласия жителям разных регионов.
Именно поэтому президент В. Путин поручил Российскому историческому обществу во главе с председателем Государственной думы С. Нарышкиным создать единый, «каноничный» учебник истории России.
По различным оценкам учебник будет готов концу текущего, началу 2015 г. В учебник войдут такие эпизод новейшей истории России как годы правления Б. Ельцина, чеченские войны, вооруженный конфликт с Грузией. Также решено отказаться от термина «монголо-татарское иго», которое в целях «не разжигания» названо нейтрально – «ордынское иго».
Данная инициатива вызвала предсказуемое «бурление мнений» в российском обществе. Так, к примеру, сторонники идеи объясняют необходимость создания единого учебника отсутствием ясного контекста и чётко изложенной позиции по ряду ключевых вопросов истории государства. Множество существующих учебников истории, а в России только рекомендованных Министерством образования и науки свыше 80, вносят сумятицу и неопределенность в процесс обучения.
Для исправления ситуации было предложено создать единый учебник, построенный по модели Википедии. Проект получил рабочее название «Пишем историю вместе». Создать новое учебное пособие планируется в рамках трех этапов: от формирования макета, включающего основной контент, затем его обсуждения специалистами-историками и, далее всеобщее обсуждение через интернет. При этом на втором этапе специалистами могут вносится правки, что, собственно и подразумевает модель Википедии. После апробации материала в интернет-пространстве, учебник будет издан в традиционной печатной форме.
История и идеология: кто был первым
Общепризнано, что функциями исторической науки являются: сохранение исторической память, или, говоря иными словами того самого социокультурного кода, научно-познавательная функция, воспитательная функция, идейно-политическая функция.
Не случайно, во времена СССР набор студентов и преподавателей на исторические факультеты велся очень пристрастно. Ведь в будущем выпускники этих факультетов отвечали за идеологическую работу на местах.
Можно также вспомнить, что развал СССР сопровождался низложением в общественном сознании людей-символов страны: от политических лидеров до героев-пионеров. То, что мы видим сейчас, например, попытки переписать самые символичные вехи истории, например победу во второй мировой войне – продолжение работы направленной на окончательное размежевание между бывшими союзными республиками.
Надо помнить, что вопросы истории, идеологии и, в конечно счете национальной безопасности очень тесно взаимосвязаны. И если государство не будет ими заниматься, то за это возьмется кто-нибудь другой.