— Что сейчас происходит на рынке. Как кризис сказывается на вашей работе?
— Кризис, конечно, сказывается, мы видим, что люди сейчас потребляют меньше. Они продолжают к нам ходить, но при этом тратят меньше. Условно говоря, если раньше они покупали большую порцию попкорна, то сейчас покупают среднюю. Есть изменения и, соответственно, нам, как бизнесу, тоже нужно адаптироваться к новым реалиям.
— Кризис сказывается только на баре или и на посещаемости кинотеатров?
— Кинотеатры — это очень стойкий бизнес во времена кризиса, потому что это самая доступная опция развлечения. Наша задача — оставить его таким же доступным, мы к этому стремимся. Если говорить о посещаемости, то сразу после девальвации был спад. Естественно, у людей была неопределенность, все пытались понять, что происходит. После того, как ситуация стабилизировалась, стабилизировалась и сама посещаемость кинотеатров. Но я говорю только о ситуации в нашей сети. Люди стали внимательнее относиться к деньгам, тратам, покупкам. Мы со своей стороны стараемся предлагать различные условия, чтобы стимулировать нашего покупателя. Например, комбо-наборы и специальные акции.
— Сабина Кузенбаева, бывший гендиректор сети, говорила, что 2014 год был одним из худших для киноиндустрии, 2015 год не переплюнул 2014? И какова ситуация в этом году?
— 2015 год был в принципе неплохим, вышло больше хороших, сильных релизов по сравнению с 2014 годом, особенно в части блокбастеров. Картинку, конечно, смазывала экономическая ситуация в стране. Но в целом, по нашим ощущениям, бокс-офис был сильнее. По этому году сказать сейчас сложно, нам до конца года еще жить практически целый квартал.
— Как себя в кризис ведут торговые центры. Они готовы идти на уступки по аренде? По пересмотру условий? Сразу после девальвации была череда скандалов, связанных с тем, что ТРЦ стали считать аренду по новому курсу.
— Любой процесс требует времени. Мы со всеми нашими партнерами ведем диалог, договариваемся. Нам повезло, что наши партнеры очень профессиональные, и они понимают, что это не наше желание, это экономическая ситуация так сложилась.
— Какова ситуация сейчас в регионах. Я знаю, что вы уходите из них?
— Мы последние полгода очень внимательно смотрели на ситуацию, много думали о том, что делать и как нам дальше развиваться как компании. В июле-августе у нас сформировалось видение, — мы решили сфокусироваться на больших кинотеатрах, на больших форматах. В Алматы и Астане — это 8-10 залов и более. Это не что-то сверхъестественное, это глобальный тренд в кинотеатральном бизнесе, потому что таким образом увеличивается количество релизов, посещаемость растет. Мы видим, что большой формат более интересен для посетителей. Мы более гибки, мы можем больше предложить нашему посетителю и доходность таких кинотеатров значительно выше, нежели когда залов меньше.
— Вы где-нибудь в регионах остаетесь?
— Нет, на данном этапе мы решили полностью сфокусироваться на большом формате, мы сейчас реализуем амбициозный проект в Астане (речь идет о киноплексе в MEGA Silk Way – прим. автора). Это будет самый большой кинотеатр в Астане и один из самых больших в Казахстане.
— То есть у вас остаются кинотеатры только в Алматы и скоро откроется Астане?
— На данный момент да. Конечно, мы смотрим куда развиваться дальше, как развиваться. В общем, мы видим, что в регионах есть большой потенциал.
— Вопрос по Алматы. Нет ли у вас ощущения перенасыщенности рынка?
— Конкуренция усиливается, уплотняется. Наверное, мы на эти вещи смотрим иначе. Если мы берем пирог и делим его на большее количество кусочков, естественно, каждый из кусочков становится меньше. Наша задача, и мы много над этим работаем — тактика органического роста путем увеличения количества посещения и охвата более широкой аудитории, то есть если посмотреть на количество посещений, то есть люди, которые ходят в кинотеатр один раз в году, а есть, которые 10 и более. Побудить эти две группы заинтересовать ходить еще чаще – сложнее. Очень большая часть наших гостей, посещают нас 4-7-8 раз в год. Мы стараемся, чтобы они ходили к нам чаще. Почему мы хотим большие кинотеатры? Это больше релизов, больше интереса, новинок, форматов. Если есть большое кассовое кино – блокбастер, мы можем его предложить нашему клиенту чаще. Есть еще разные возрастные группы, у которых разная потребность в кино.
— Вы наверняка оценивали ситуацию и считали, какова емкость рынка, сколько людей ходят в кино. Понятно, что рынок закрыт, цифр нет. Но примерно сколько людей в Алматы посещают кинотеатры?
— Достоверной информации нет. К сожалению, очень мало аналитики и статистики по этому поводу. Мы можем говорить эмпирически, но я очень сильно боюсь ошибиться.
— Говорят, что нужно взять сборы по СНГ и 10% - это Казахстан.
— 5%.
— Каждый год, начиная с 2011 года, говорят о том, что заходит Рентрак и все становится прозрачно.
— Мы прозрачны.
— Что происходит с Рентраком?
— Наша компания изначально стремилась к прозрачности, поэтому мы, наверное, одни из первых, кто в Казахстане подключился к этой системе. Вообще есть два способа сотрудничества с Рентраком. Это – автоматическая выгрузка — когда Рентрак подключен к вашим кассовым аппаратам, и условно говоря, каждые 15 минут выгружает данные в систему, она обновляется очень часто и человеческого вмешательства там нет. Второе – по уведомлению, когда сеть сама уведомляет Рентрак по тем или иным фильмам, в мануальном порядке. Мы работаем по первому принципу, потому что это принцип максимальной прозрачности.
— Я знаю, что периодически все игроки рынка встречаются и идет разговор о том, чтобы объединить все сборы и открыть их.
— Наши сборы и так открыты.
— Но они не публикуются.
— Мы не можем их публиковать, потому что все эти цифры принадлежат правообладателям. Вы можете к ним обратиться.
— Но по России-то данные публикуются.
— По России – потому что там есть федеральные сети, которые все подключены к этой системе. И очень большое количество сетей, которые сотрудничают с Рентраком. Соответственно покрытие намного лучше.
— Вопрос по поводу распределения сборов между дистрибутором и кинотеатрами. Большинство стран работают по системе 50% на 50% от стоимости билета, у нас же кинотеатрам достается меньше 50%. Наши условия работы с дистрибуторами хуже, чем, к примеру, в России. Какие-то подвижки в этом намечаются?
— Мы стремимся к этому. Мы всегда говорили о необходимости перехода на такую систему взаимоотношений. Мы ведем диалог со всеми: и с дистрибьюторами, и со студиями. Это процесс, который занимает время. Я не знаю, сколько времени нужно, но рынок развивается и придет к этому. Мы как компания не просим ничего сверхъестественного.
— В ближайшей перспективе вы будете повышать цены на билеты?
— Мы не повышали цены на билеты уже давно. Это было или в 2013 или в 2014 году. Я точно не скажу, потому что это происходило до того, как я пришел в компанию. С середины 2015 мы точно этого не делали. После девальвации мы не поднимали стоимость билетов, потому что кино — это очень доступный, недорогой вид развлечений, мы хотим, чтобы он оставался таким. Для этого бизнеса важно, чтобы была посещаемость. При этом располагаемые доходы у людей не увеличились. Мы не планируем в ближайшем будущем значительно повышать цены на билеты. Мы пытаемся изыскивать внутренние возможности, чтобы не менять стоимость билетов и продукции. Пересматривали бизнес-процессы, работали с поставщиками. Что такое кинотеатр? Это очень много валютных расходов: техника, лампы, обслуживание. Весь этот удар мы взяли на себя, и все эти возможности не повышения цен мы изыскивали внутри компании.
— Бауржан Шукенов, глава киносети «Арман» сравнивал кинопрокат с бегами, где все сидят в кредитах на развитие, при этом технологии меняются очень быстро и то, что ты купил в кинотеатр в этом году, в следующем уже не соответствует мировым стандартам. Поэтому кинотеатры находятся в постоянном стрессе.
— К счастью, мы развиваемся немножко по-другому. Мы не очень любим работать с кредитами, это действительно, особенно сегодня, очень сложно. Я не говорю, что мы этого не делаем вообще, но должен быть здоровый баланс. Сейчас наше развитие идет за счет собственных средств.
— В Chaplin Сinemas зашел инвестфонд, у вас есть еще и в России сеть «Каро».
— Инвестиция фонда в «Каро» – это абсолютно отдельная инвестиция, там другой пул инвесторов, это совершенно другая история. Chaplin в Казахстане — это инвестиционный фонд, который является одним из акционеров компании. Наверное, с какой-то точки зрения нам повезло, что есть фонд, потому что мы от него получаем большую поддержку, в том числе фонд помогает нам развиваться, позволяет нам увеличить горизонт планирования на 5-7 лет. Это очень важно для бизнеса – понимать, что будет происходить хотя бы через три года.
— Вы в этом году закрыли самый первый кинотеатр, с которого начиналась сеть — Chaplin в ТРЦ Mango. С чем это было связано?
— Это был болезненный процесс для нас, потому что это первый кинотеатр, с ним было много связано. Но мы посмотрели на показатели кинотеатра и поняли, что перспективы его развития и затраты, которые нужно в него вложить, несоразмерны. Плюс тогда начало приходить понимание, что кинотеатр должен быть большого формата.
— В регионах в принципе нет кинотеатров, целое поколение вырастает без привычки ходить в кино. Периодически всплывает идея того, что государство должно создать свою кинотеатральную сеть.
— Пока мы наблюдаем естественный путь развития. Рано или поздно кинотеатры придут туда. Пока идет фокус на крупные города. Потом, когда спрос в крупных городах будет удовлетворен, сети начнут идти в менее крупные города и так далее. Например, в России для ускорения этого процесса была запущена государственная программа поддержки кино в регионах.
— В Алматы много ТРЦ, которые производят не очень хорошее впечатление, когда-то они были успешны, но время их ушло, и вместе с ними умирают и кинотеатры. Получается, что у нас популярных и качественных ТРЦ единицы. Ощущение, что рынок сужается.
— Стандарты растут, это хорошо. Сейчас в Казахстане очень сложно удивить посетителей. Конечно, сейчас все ТРЦ пытаются как-то найти себя заново. Поэтому мы строим качественные кинотеатры, фокусируемся на качественных ТРЦ, в которые мы заходим. Потому что являемся его неотъемлемой частью и это всегда связка – когда все работают хорошо, все получается. Поэтому мы вводим инновации. Наверное, мы одна из самых инновационных кинотеатральных компаний в Казахстане. Мы строим кинотеатр нового поколения. Внедряем терминалы по продаже билетов, открываем новую зону по реализации продукции, — человек сам может выбирать то, что он хочет купить. Не будет классического бара, к которому все привыкли. То есть это будет формат duty free – открытая расстановка, вы можете сами прийти и выбрать то, что вам нужно. Потратить столько времени, сколько вам нужно, чтобы выбрать, понять, пощупать, увидеть. Этот формат позволяет дать больше времени потребителю. Представьте, вы стоите перед баром, а за вами большая очередь, и вы чувствуете давление, когда вы должны быстро сделать выбор. Мы хотим избежать таких негативных моментов, потому что поход в кино — это атмосфера, эмоциональное состояние.
— Какие еще новые вещи будут?
—Мы уделяем очень большое внимание качеству картинки, звука, сидений. В новом проекте у нас будет самый большой экран в Астане. Два самых больших зала будут оборудованы Dolby Atmos. Будут очень комфортные сидения, отличающиеся от всего того, что есть в Казахстане.
— Вы думаете о том, чтобы открывать кинотеатры в Алматы? Или все, хватит?
— Да, мы смотрим проекты во всех городах Казахстана.
— Для вас имеет значение, где будет находиться территориально кинотеатр? Если это не в центре города?
— Мы можем рассматривать, потому что в Алматы есть места, где в шаговой доступности кинотеатров нет.
— Наурызбайский район?
— В том числе. Но мы очень сильно привязаны к развитию моллов, в отличие от ритейлов, которые могут уйти в street.