Логично, что телеком и финансы, вступившие в стадию зрелости, одними из первых стали искать точки соприкосновения. У операторов связи есть армия абонентов, на лицевых счетах которых лежат деньги, и технически ничего не мешает использовать их для оплаты товаров и услуг помимо услуг связи. Кроме того, оператор агрегирует огромное количество данных об абоненте за время его обслуживания, называемых «большими данными» или big data – куда, когда и как долго звонит, где чаще всего пользуется телефоном, чем интересуется в интернете, как перемещается и многое другое. Сложенные в портрет, эти детали позволяют качественнее сегментировать пользователей и точнее таргетировать предложения банковских услуг. Не случайно направление fintech (такое название получил симбиоз ИТ и финансовых услуг) сейчас на подъеме, демонстрируя впечатляющие темпы роста и изобилуя стартапами, изобретающими всевозможные услуги на базе мобильного банкинга.
Немного истории
Мы привыкли, что все новинки приходят к нам с Запада - из Европы или из-за океана. Между тем, родиной мобильных денег является Африка. Историческая неразвитость банковской системы в странах «третьего мира» на фоне активно развивающихся сетей сотовой связи привела к идее создания платежной системы на основе мобильных лицевых счетов. В 2007 году кенийской компанией Sagentia была разработана платежная система M-Pesa для местного телеком-оператора Safaricom. Изначально система разрабатывалась для локального использования, однако, получив широкую популярность среди населения за счет простоты пополнения счетов и осуществления переводов, привлекла внимание Vodafone, по заказу которого сервис был масштабирован компанией IBM. В настоящее время Vodafone предоставляет на базе M-Pesa финансовые услуги в 10 странах мира, обслуживая почти 30 млн. аккаунтов. Работая на базе SMS-запросов, M-Pesa стала доступной для любых категорий пользователей с самыми низкотехнологичными телефонами, благодаря чему и снискала огромную популярность.
Примечательно, что собственно в Европе и США, где у населения давно сформирована привычка безналичных расчетов, идея использования мобильного счета в качестве кошелька не получила широкого распространения. Европейцы и американцы активно используют мобильные платежные приложения, но привязаны они не к балансам лицевых счетов, а банковским картам. Баланс лицевого счета используется разве что для приобретения цифрового контента в онлайн-маркетах и социальных сетях (Google Play Store, iTunes, Spotify, Microsoft Store, Facebook и т.д.)
Мобильные финансы по-казахстански
С точки зрения предпосылок для развития услуг мобильных финансов Казахстан находится в пограничном состоянии – для нас характерна как достаточно зрелая банковская система, присущая развитой экономике, так и специфическая культура, все еще поддерживающая недоверие к безналичным формам расчетов. По данным Национального банка, на 1 апреля 2017 года в Казахстане было зарегистрировано 14,5 млн держателей платежных карт, что соответствует 82% проникновению среди населения страны. При этом в общем обороте операции по выдаче наличных занимают 84%, соответственно, доля безналичных платежей составляет всего 16%. В таких условиях мобильный счет как платежное средство выглядит вполне привлекательно – с одной стороны, платить с телефона удобно, с другой – не нужно лишний раз «светить» данные банковской карты. Кроме того, доверие абонентов к сотовым операторам в целом высокое, да и коммуникации, если вдруг что-то пошло не так, с операторами отлажены четче и проще, чем с банками.
Анализ текущих предложений мобильных операторов выявил довольно скудный перечень услуг на сегодняшний день. Абоненты activ могут использовать средства на балансе
Чтобы прочитать полную статью, вам нужно купить подписку или авторизоваться на сайте