В росте оборотов своих компаний в ближайшие три года уверены 9 из 10 руководителей казахстанских компаний. Часть из них совсем не рассчитывает на сверхдоходы, которые их предприятия генерировали в период нефтяного благополучия, а нацелена на последовательное и стабильное развитие.
«Сейчас мы находимся на рынках, которые или стагнируют, или показывают небольшой рост. Мы же нацелены на ростовые инвестиции, на модель устойчивого прибыльного роста. Поэтому мы хотим сочетания органического роста с ростом через слияния и поглощения. Мы намерены ускорить темпы нашего развития также фокусной работой на недостаточно освоенных территориях всего региона. В рассматриваемые нами рынки входят сектора Food&Beverage, FinTech и всё, что касается B2C в электронной коммерции. Также мы интересуемся социальной сферой, которая сейчас проходит этап разгосударствления», - отметил Кайрат Мажибаев, CEO RESMI Group.
Топ-менеджеры оказались солидарны во мнении, что прошлый год был тяжёлым для всех секторов экономики. Обстоятельства вынуждали их искать разные способы пережить сложный период, в том числе и просить о помощи правительство Казахстана. Эта тактика выживания традиционна и остаётся самой распространённой в крупном корпоративном секторе. Но уже в 2017 году необходимость поддержки правительства отошла на четвертый план. Сейчас бизнесмены хотят развиваться преимущественно в связке с поставщиками и клиентами, пытаясь найти взаимовыгодные основы для сотрудничества.
«Новый стратегический альянс или совместное предприятие, сотрудничество с предпринимателями и стартапами. В связи с изменениями, которые готовит на нашем рынке регулятор, мы пониманием, что для поддержания финансовой эффективности бизнеса нам, скорее всего, нужны будут новые стратегические альянсы и инвесторы», - выразила мнение Жанар Калиева, СЕО страховой компании Kompetenz
Вместе с этим руководители рассчитывают, что плоды принесёт работа в предпринимательских сетях, бизнес-кластерах и торговых организациях. «Недавно на примере ритейлеров мы видели, что они как раз таки подошли к тому, чтобы действовать в кооперации. Но немного грустно видеть, что в среде стратапов, НПО и науки бизнес пока не видит большого потенциала для сотрудничества. В целом по миру интерес к сотрудничеству с этими группами гораздо более высокий», - рассказал Константин Елисеев, один из авторов исследования и лидер практики по сопровождению сделок компании PwC Евразия.
Помимо внешней кооперации бизнес будет полагаться и на собственные силы. Половина участвующих в опросе компаний весь прошлый год инвестировала в улучшение бизнес-процессов, их автоматизацию и развитие человеческих ресурсов. Последнее направление особенно важно – топ-менеджеры называют дефицит квалифицированных кадров первоочередной проблемой развития своего бизнеса. «Мы изменили структуру компании – перешли с деления по функциям на продуктово-брендовый дивизион, ввели систему вознаграждения сотрудников, дашборды, энергосбережение производства чтобы снизить потери производства и, соответственно, сохранить экологи», - поделился Ерлик Балфанбаев, СЕО Alina Group.
Несмотря на всё ещё непростые экономические условия, лишь 7% опрошенных руководителей планируют сокращать персонал. «Мы видим, что этот показатель существенно ниже, чем в той же России или в целом по миру. Для сравнения, в прошлом году 40% казахстанских руководителей бизнеса считали, что им придется прибегнуть к сокращению затрат – увольнению людей», - подчеркнул Елисеев. По его словам, треть опрошенных топ-менеджеров и вовсе планирует увеличить фонд заработной платы сотрудников, называя эту меру главным мотивационным инструментом. Однако повышение уже не вернёт их к докризисному уровню.
От государства же бизнесмены ждут, прежде всего, усиления борьбы с коррупцией – 64% руководителей считают её главным приоритетом для казахстанского правительства. Впрочем, и эффективность государственного регулирования ставится ими под сомнение: только 14% бизнесменов считают действия властей эффективными.
«Дерегулирование и упрощение стандартов, особенно в налоговом администрировании, очень важно. Компании должны стремиться к профессионализации, а государство обязано этому содействовать. Есть стандарты, которых нужно придерживаться для элементарной общей безопасности. Чтобы снизить уровень коррупции, государство должно научиться управлять этими процессами или поменять систему посредством ужесточения стандартов», - полагает Ельдар Абдразаков, СЕО Сентраз Секьюритиз.
Вторым направлением их работы должно стать улучшение инвестиционной привлекательности Казахстана. Её ухудшение в прошлом году констатировали почти 40% опрошенных. При этом взаимодействию чиновников с зарубежными предпринимателями были даны достаточно сдержанные оценки. Авторы исследования отмечают, что они куда больше руководствуются опытом и поддержкой уже работающих на казахстанском рынке инвесторов.
«За последние два-три года инвестиционный климат сильно изменился в связи с девальвацией. Создалась неопределённость вывода капитала для инвесторов. Если говорить об уходе иностранных компаний с рынка, то я всё-таки отрицательно отношусь к этой тенденции. Пусть они и создают дополнительную конкуренцию, но они всё же стимулируют развитие игроков отрасли», - заметил Рахмет Хайруллаев, СЕО буровой компании KazPetroDrilling.
Третьим приоритетом для правительства бизнесмены хотели бы видеть верховенство права во всех сферах взаимодействия с государством. «Казахстанский бизнес считает, что действия законов по-прежнему не универсально, в некоторых случаях избирательно. И это их настораживает», - подчёркивает Елисеев.
Действенное решение этих проблем дало бы казахстанскому бизнесу больше сил для борьбы с внешними угрозами, которых он начинает опасаться всё больше. Одной из главных руководители считают геополитическую нестабильность, в том числе усиление националистических настроений во многих странах. Половина топ-менеджеров утверждают, что из-за этого их предприятиям стало сложнее конкурировать на глобальных рынках.
Вместе с этим тревожным фактором они называют и ситуацию с санкциями в отношении России. «Если вы ведёте бизнес в разных странах, то он становится зависимым от геополитики. К примеру, украинско-российский конфликт привёл к санкциям в отношении России и российских банков, что нашло отражение в нашей компании. В частности, ряд наших крупных клиентов осуществляли свою деятельность через российские банки», - отметила Анар Досмамбетова, СЕО компании «Юнифарм».
На фоне них обеспокоенность у 16% опрошенных вызывает и вступление Дональда Трампа в должность президента США, которое может усилить разногласия между странами. «Избрание Трампа является достаточно значительным риском, потому что выборы породили политическую неопределённость, повлияли на отношения с Китаем», - пояснил Серик Толукпаев, СЕО Aitas Group.
Впрочем, и внутренние риски вызывают у бизнесменов беспокойство. Помимо стабильности валютного курса их заботит и угроза терроризма. «Наверное, правительству нужно взять на заметку то, что для привлечения инвесторов в Казахстан нужно, в том числе, улучшать информационный фон. Плюс как-то корректировать его и объяснять людям то, что ситуация (с внутренней безопасностью- V) под контролем», - пояснил Елисеев.
Несмотря на обеспокоенность геополитической ситуацией, казахстанский бизнес не утратил веру в наличие потенциала для работы на зарубежных рынках. Для 70% опрошенных Россия остаётся главным рынком сбыта и источником конкуренции. Следующими важными партнёрами топ-менеджеры обозначили для себя Китай и США. Это особенно важно на фоне ожидания почти половины руководителей более высоких темпов роста глобальной экономики. Они считают, что худшие времена на главных для Казахстана сырьевых рынках уже позади.
«Я думаю, что рост глобальной экономики в течение 2017 года усилится. Я ожидаю рост мировой экономики в районе 3-3,5%. США могут выступить значительным катализатором этого роста. Два последних года мы уже наблюдали рост во многом благодаря политике финансового стимулирования. Ожидаемый крен Трампа в сторону дальнейшего дерегулирования также должен поддержать рост. Европейский регион, включая Россию, ждёт скромный рост из-за неопределённости на континенте. Перспективы Японии ограничены грузом нерешенных проблем, включая демографическое старение. Темпы роста Китая на уровне 6-7%, хотя и впечатляют на фоне остального мира, но не отражают потенциал Китая. К тому же усилились риски, связанные с ростом долга. При правильном подходе экономика Индии может расти на фоне низких цен на сырьевые товары. Причём быстрее, чем китайская. Однако проводимые в стране реформы ограничивают потенциал», - выразил мнение Ранга Веларатне, СЕО фармацевтической компании Санофи Казахстан.