Эксперты ассоциации приводят данные о том, что в мировом рейтинге самых быстрорастущих авторынков мира по результатам I полугодия Казахстан занял 4 место (на первом месте с ростом более 102% оказалась Республика Перу).

 

В другом рейтинге, где оценивается количество продаж по странам мира, Казахстан разместился на 47 месте из 100, тогда как годом ранее находился на 54-м. Первое место в данном рейтинге занимает Китай, где за полугодие было продано 10 млн новых автомобилей, далее  следуют США, Япония, Бразилия, Германия и Россия. В этом же рейтинге ниже Казахстана находятся Португалия, Финляндия, Ирландия. В данный момент рынок находится на подъеме, однако эксперты прогнозируют, что в следующем году рост замедлится.

 

Доля импорта среди проданных с начала года автомобилей составила 78,6%, доля автомобилей отечественной сборки – 21,4%. Продажи автомобилей отечественной сборки за январь – сентябрь нынешнего года по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года выросли на 91,5%, с 12958 до 24817 единиц. Самый динамичный рост демонстрирует сегмент легковых автомобилей, который вырос на 96%, с 6362 авто по итогам 9 месяцев прошлого года до 12450авто в году нынешнем.

 

В денежном выражении за период с января по сентябрь рынок вырос по сравнению с соответствующим периодом на 67% и достиг $2,6 млрд; год назад данный показатель оценивался в $1,54 млрд. На долю национальных производителей пришлось $547 млн, что на 107% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. На долю импортеров пришлось чуть менее $2 млрд против $1,3 млрд по итогам 9 месяцев прошлого года. В начале осени средняя цена предложения на легковые авто и внедорожники составила $21784. Это на 5,2% ниже показателя аналогичного периода прошлого года, когда соответствующая цифра составляла порядка $22971.

 

С начала года наибольшее количество продаж, 32%, зафиксировано в ценовом диапазоне $10-15 тыс, это на 5% больше, чем в январе – сентябре 2012 года. За год с 21% до 17% сократилось количество продаж авто в бюджетном диапазоне менее $10 тыс. Практически на одном уровне (15% в январе – сентябре 2012-го и 16% в январе – сентябре 2013-го) зафиксированы продажи в диапазоне $15-20 тыс. С 9% до 10% увеличились продажи новых авто по цене $20-25 тыс, а доля автомобилей в ценовом сегменте $25-40 тыс за год выросла с 15% до 16%. Более заметным оказалось снижение продаж в ценовом диапазоне $40-80 тыс. Если по итогам 9 месяцев 2012 года доля продаж дорогих автомобилей в общем объеме рынка новых авто достигала 9%, то в нынешнем году она сократилась до 6%.

 

С точки зрения сегментов по результатам трех кварталов 2013 года лидером потребительских предпочтений остается класс В, показавший рост продаж по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 89,5%, с 24739 до 46875 единиц. На втором месте расположился класс С, продажи в котором выросли по итогам 9 месяцев с 12163 единиц в прошлом году до 20083 единиц в нынешнем. Продажи новых автомобилей Е-класса увеличились с 2293 единиц до 3247 единиц, а авто класса А – с 1285 до 2987 авто. Рост продаж в классе D составил 13,4%, с 934 автомобилей по итогам 9 месяцев прошлого года до 1059 авто в соответствующем периоде нынешнего года. По оценкам экспертов АКАБ, продажи в этом классе увеличились за счет новых моделей, в первую очередь Chevrolet Malibu. В классе F с начала года реализовано 122 автомобиля, рост продаж немногим превысил 5% и произошел в основном за счет SsangYong Chairman, производимого в Казахстане, на мощностях «АгромашХолдинга». В сегменте внедорожников продажи выросли с 16384 единиц по итогам 9 месяцев 2012 года до 31105 единиц в аналогичном периоде нынешнего года. Больше всего, на 121%, выросли продажи компактных SUV, в данном сегменте по результатам трех кварталов драйвером роста стал Renault Duster.

 

Данный бренд, отмечают аналитики АКАБ, за последний год вообще показал едва ли не самый впечатляющий рост, замкнув рейтинга десятку самых продаваемых новых автомобилей. Продажи автомобилей Renault по итогам 9 месяцев 2013 года достигли 3083 единиц, тогда как год назад составляли всего 780 авто. С этим результатом Renault оставил позади такие бренды, как Skoda (2715 автомобилей по итогам 9 месяцев), SsangYong (2618), ZAZ (2404) и Mitsubishi (2301). Ну а лидерство неизменно на протяжении многих месяцев удерживает LADA с результатом продаж 40444 авто и 35-процентной долей от всех продаж новых автомобилей по итогам 9 месяцев. На второй строчке расположился Uz-Daewoo (9922 реализованных авто по итогам 9 месяцев и доля рынка 8,55%), на третьем месте – KIA (8737 единиц и 7,53% соответственно, на четвертой позиции – Hyundai (8596 авто и доля 7,4%). Замыкает пятерку самых популярных среди казахстанцев автомобильных брендов (по версии АКАБ) Toyota – с начала года официальными дилерами  было реализовано 8209 новых автомобилей, доля японского бренда составила 7,07%.

 

Среди легковых автомобилей отечественной сборки по итогам 9 месяцев в ценовом сегменте $10-15 тыс лидирует ZAZ Chance с 1951 реализованным авто, в диапазоне $15-20 тыс верхнюю строчку занимает Chevrolet Aveo (944 автомобиля по итогам продаж 9 месяцев). Среди автомобилей отечественной сборки по цене от $20 тыс до $25 тыс наибольшей популярностью пользуется Chevrolet Cruze (2596 автомобилей с начала года), в ценовом диапазоне $25-40 тыс лидирует Skoda Octavia (с начала года был продан 821 автомобиль данной модели). В сегменте $40-60 тыс выбор отечественных автомобилей более чем скромен. По сути, он представлен единственной моделью KIA Cadenza, с начала года казахстанцы приобрели 52 таких автомобиля. Среди отечественных авто премиум-класса на первом месте SasngYong Chairman с результатом продаж 28 единиц, на втором – KIA Quoris, с начала года продажи данной модели составили 11 единиц.

 

Нынешней осенью линейка автомобилей отечественной сборки пополнилась европейским брендом Peugeot. Выпуск седанов известного европейского бренданалажен на мощностях костанайского предприятия «АгромашХолдинг». Казахстанское производство началось с четырех моделей: Peugeot 301, Peugeot 3008, Peugeot 508, Peugeot Partner. Наряду с перечисленными выше моделями на официальном рынке РК отныне также представлен Peugeot 408, выпуск которого в режиме полного цикла осуществляется на заводе PSA Peugeot Citroёn в Калуге.  

 

Что касается самых востребованных на рынке как Алматы, так и республики в целом автомобилей, то десятка самых популярных моделей по итогам сентября нынешнего года выглядит следующим образом: LADA Priora (279 едениц), Hyundai Accent (221), Daewoo Nexia (217), ZAZ Chance (167), LADA Samara (143), Nissan Qashqai (142), LADA Granta (140), Toyota Camry (126), Volkswagen Polo (114), SsangYong Kyron (102).

 

Согласно данным аналитиков АКАБ, средневзвешенный рост автомобильного рынка по месяцам по итогам трех кварталов нынешнего года составил 79%, в прошлом году данный показатель оценивался в 124%. Эксперты полагают, что в следующем году также произойдет снижение индекса роста. Рынок будет показывать предсказуемые результаты, испытывая давление со стороны российских производителей.

 

В более отдаленной перспективе росту влияния российского автопрома будет способствовать намеченный на 2016 год запуск производства полного цикла в Усть-Каменогорске, старт строительству которого был дан в начале ноября. Комплекс предприятий полного цикла по сварке, окраске, сборке автомобилей, а также по выпуску автокомпонентов мощностью 120 тыс. единиц в год создается на базе АО «Азия Авто Казахстан» совместными усилиями казахстанского АО «Азия Авто» и выступающего в роли технологического партнера российского ОАО «АВТОВАЗ». Первыми автомобилями, производство которых освоят на новом предприятии, обещают стать LADA Granta и LADA Kalina. Объем производства в первые 7 лет работы предприятия составит 500 тысяч автомобилей, настроительство мощностей по сварке, окраске и сборке автомобилей в рамках проекта будет направлено $500 млн. Еще $630 млн составит объем инвестиций в создание смежных производств. На предприятии в 2016-2017 годах планируется освоить производство широкого спектра комплектующих: бамперов, сидений, бензобаков, систем выхлопа, а позже - штампованных деталей кузова, подвески и рулевого управления, а также элементов трансмиссии.