В четверг компания Beeline, в лице генерального директора ТОО «КаР-Тел» Тараса Пархоменко, презентовала итоги за 2013 год. Согласно данным финансового отчета, общий доход компании за 2013 год вырос на 3,3% и составил 127 748 млн. тенге. Общее количество абонентов компании увеличилось на 6,6% до 9, 158 млн. человек. Тем не менее, наблюдается снижение среднего счета абонента на 3,4% в сравнении с 2012 годом. За 2013 год он составил 1 083 тенге в месяц.
Доходы компании не превысили уровень инфляции, которая в 2013 году составила 4,8%. Впрочем, по словам Тараса Пархоменко, для компании это не проблема, поскольку она не ориентирует цены на рост инфляции. При ценообразовании оператор смотрит на возможности клиента и конкуренцию.
«Мы были бы счастливы расти быстрее, но рынок не позволяет этого делать. Поэтому мы ориентируемся на рыночную долю – на то, как мы развиваемся относительно других игроков.
<…> На самом деле, глобальный телекоммуникационный рынок растет медленнее инфляции, потому что инфляция – это корзина каких-то товарных категорий, и с телекоммуникационным сегментом это разные рынки. Соответственно, нам привязываться к этой корзине достаточно сложно, потому что наши услуги в ней занимают лишь 2%», - пояснил Пархоменко.
Структура доходов и дальнейшая политика компании
По словам Пархоменко, основным источником роста стала мобильная передача данных. Выручка по этой статье с прошлого года выросла на 39%. А рост трафика в мобильном интернете составил 84% (с 80 мб в 2012 году до 148 мб в 2013).
Хотя гораздо сильнее выросла выручка в сегменте проводного интернета – на 80%. Сегодня проводным интернетом пользуется 300 тыс. абонентов.
Не очень сильно вырос мобильный сегмент – на 0,3%. При этом средний объем выговоренных минут с прошлого года увеличился с 212 минут до 290.
Как утверждает Пархоменко, несмотря на незначительный рост мобильного сегмента, голосовое общение остается самой высокодоходной услугой. Доля дохода от передачи данных в мобильном бизнесе пока составляет 12%. Впрочем, дальнейшее развитие компании Пархоменко видит в развитии интернет доступа и веб-сервисов:
«Сегодня интернет-трафик растет очень быстро. Мы понимаем, что основное развитие в течение нескольких последующих лет будет связано с интернетом. Наш рост за прошлый год это показал», - считает он.
Правда, несмотря на эту направленность, пока даже в долгосрочной перспективе не стоит ждать ощутимого сокращения голосовых звонков. Пархоменко утверждает, что этому препятствует недостаточное количество смартфонов у населения: «Я думаю, что массовый переход населения на смартфоны должен пройти в следующие 3-5 лет. И когда мы достигнем показателя 60-70% устройств на руках, тогда, конечно, это будет коррелировать с долей доходов от передачи данных, подразумевая, что сюда входит Viber, Skype и т. д.».
Он подчеркнул, что Beeline не собирается препятствовать отказу населения от голосовых услуг и переходу на сервисы вроде Viber, Skype и т. д., как это делали операторы в других странах: «Мы считаем, что нельзя запрещать прогресс, а эти сервисы – свидетельство прогресса. Люди будут хотеть этим пользоваться и нельзя закрывать глаза на то, куда движется мир. Наша задача здесь максимально хорошо подготовиться и найти способ кооперации с такими глобальными игроками, как Google».
По мнению Пархоменко, способ кооперации с большими игроками интересует все телекоммуникационные компании мира, поскольку клиенты предпочитают глобальные услуги. А взаимодействовать с глобальными игроками должны операторы, а не клиенты.
Капиталовложение и развитие технологий
Пархоменко рассказал, что Beeline достаточно много инвестирует в развитие инфраструктуры. В 2013 году объем инвестиций составил 20% от дохода: «Мы инвестируем много потому, что мы должны строить сети 3G, мы должны расширять покрытие и при этом должны обеспечивать плотность. Потому что растет трафик, в год он растет больше чем в два раза».
В следующие годы компания будет стремиться к эффективности инвестиций, которую показывают европейские операторы. Объем их инвестиций в инфраструктуру составляет 10%. Но, количество инвестиций в краткосрочной перспективе не уменьшится. В этому году компания также собирается выделить для этого 20% от дохода.
В долгосрочной перспективе объем инвестиций тоже вряд ли сократится. По словам Пархоменко, к 2015-2016 году должны быть освобождены частоты 4G и проведен конкурс между операторами. И большое количество инвестиций потребуется уже для этой инфраструктуры.
Перспектива мобильных операторов
Как рассказал Пархоменко, у многих мировых мобильных операторов сейчас есть обеспокоенность относительно будущего развития бизнеса. Сейчас компании решают, какую политику выбрать – продолжать связывать абонента с абонентом и предоставлять мобильный интернет, или же вводить услуги, которые будут необходимы потребителям.
Одной из таких услуг могут стать мобильные финансы, к примеру, P2P платежи. Как работают P2P платежи – абонент пополняет свой мобильный счет, а потом через терминал или банк может снять с него деньги. Или же абонент может перевести деньги на счет другого абонента, вне зависимости от того, в каком банке он обслуживается.
«Мы смотрели на масштабы потенциальных платежей, и мы смотрели на его объемы, это достаточно большие объемы. <…> Но по примеру России, которая запустила этот сервис 2 года назад, сказать, что это сильная статья дохода, которая конкурирует с передачей данных – мы не можем. Чтобы это раскрутить в Казахстане, должно пройти время и должна быть экосистема, чтобы люди пользовались такого рода услугами. Мы считаем, что это будет существенная добавка к доходу, но только через 3-5 лет, только если будет создана правильная среда», - рассказал Пархоменко.
Рассылки и Минтранском
Не остались в стороне и последние резонансные новости о рассылке про банкротство банков и реформировании Министерства транспорта и коммуникаций.
Касательно рассылки Пархоменко объяснил, что операторам невозможно контролировать несанкционированные рассылки: «Если это будет сделано, к примеру, в Facebook, то, как на это может повлиять оператор? Это не вопрос ответственности оператора. В данном случае мы предоставляем лишь телекоммуникационную инфраструктуру.
<…> Чтобы решить проблему в перспективе, нужно просто адаптировать законодательство к тому, чтобы злоумышленники, которые используют WhatsApp, Skype и т. д. в плохих целях, несли за это ответственность. Если же речь идет о том, что кто-то обратился к мобильному оператору, заплатил и попросил произвести мобильную рассылку, да, я согласен, здесь мы находимся в правовом поле и должны смотреть за тем, что мы рассылаем».
То, как повлияет на работу операторов реформирование Минтранскома, пока неизвестно. По словам Пархоменко, сейчас Минтранском – это один из главных регуляторов отрасли, которое контролирует качество связи и разрабатывает рекомендации по улучшению. Кроме того, оно обсуждает с операторами ставки, предельные цены и законопроекты.
«Сейчас мы ждем новостей по новым изменениям. Сегодня наши люди, которые отвечают за регуляторную политику, они в плотном контакте с коллегами из министерства и мы ждем новостей, чтобы понять, в первую очередь, какие возможности дадут нам эти изменения», - заключил он.