В ходе специально организованного «круглого стола» заместитель председателя правления АО НАТР Жуматай Салимов рассказал, что с начала года Агентством совместно со специалистами из разных отраслей экономики проведена большая работа по определению технологических задач бизнеса, которые будут внесены в качестве приоритетов государственного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. У НАТРа есть такой инструмент, как инновационный грант, по которому возможно софинансирование проекта по трансферу технологий в размере до 150 миллионов тенге.
«Это 50% стоимости проекта. Еще 50% должен своих средств внести бизнес. Сейчас в правительстве идет разговор о том, чтобы увеличить эту сумму до 800 млн тенге и включить туда также оборудование, потому что сейчас деньги идут только на интеллектуальную собственность. А очень часто оборудование идет как неотъемлемая часть технологий», - пояснил Салимов.
Чтобы понять не только алгоритм действий, но и объем необходимых затрат, еще в начале года НАТР совместно с Министерством по инвестициям и развитию решили выяснить реальную потребность бизнеса в технологиях. Для этого впервые консультации проводили именно с техническими руководителями, которые зачастую находятся «за кадром».
«По результатам этой работы мы выявили 150 конкретных технологических задач, - сказал Салимов. - Наше агентство хочет выступить своего рода мостиком. Мы набираем пул инженеров, которые хотели бы обучиться. Вопрос языка предлагаем решить следующим образом: мы прикрепим к ним технического переводчика. Если отрасль ГМК, то по ГМК специалиста. Например, сейчас много ребят с западным образованием работают в Казахмысе, Казцинке. И они будут от А до Я их сопровождать, и набираться опыта».
По словам члена президиума Национальной палаты предпринимателей Талгата Доскенова, уже проведена большая, но в то же время незаметная работа. По ее итогам определены слабые места в отраслях и в крупных компаниях. При этом, подчеркивает Доскенов, ключевой фигурой в инновациях, в решении технологических задач должен быть бизнес.
«Сегодня здесь собрались те, кто определяет политику в отраслях, ряд ассоциаций, которые понимают свою роль в этом процессе. Я думаю, вы должны быть проводниками инновационных идей, драйверами роста в решении технологических проблем в отраслях и в своих компаниях. Мы надеемся, что благодаря вам, благодаря активному участию бизнеса, мы решим вопросы и наконец-то слезем с этой нефтяной иглы. Мы понимаем, что только мы способны изменить экономику», - отметил представитель НПП.
В свою очередь национальный координатор программы «Горизонт-2020» Камила Магзиева сообщила, что в Казахстане существует одноименная программа Европейского союза по развитию науки, технологий и инноваций. Ее бюджет составляет 80 миллиардов евро и включает 22 приоритета.
«Вы проделали колоссальную работу! Между фундаментальными исследованиями и инновационным внедрением огромная дыра. Как их объединить, как вывести эту продукцию и эти задачи, как превратить их в продукцию?», обратилась она.
По ее словам, в этом может помочь программа «Горизонт-2020»: сейчас прорабатываются механизмы совместного конкурса Европейского Союза и Казахстана.
Председатель комитета новых технологий НПП, президент ОЮЛ Интернет Ассоциация Казахстана Шавкат Сабиров быстро вернул участников круглого стола с перспективных горизонтов на твердую землю. Проблема сегодня не в нежелании бизнеса привлекать инновации, а в их дальнейшем использовании.
«В условиях мирового кризиса и санкций Запада в отношении России, Oracle практически перестал обновлять продукцию для России, Microsoft перестал поставлять апгрейды для России, Hewlett-Packard, Fujitsu - тоже», - говорит он.
Сабиров отметил, что сегодня наши соседи задумались и говорят о цифровом суверенитете.
«Если Oracle закроет обновления, посыплется все, начиная с электронного правительства. Обновления Microsoft для банков и национальных компаний – это критичная инфраструктура, которая требует обновлений постоянно, - напомнил он. - Я бы поставил вопрос еще о том, чтобы самим внедрять огромное количество систем и ресурсов и государство должно ставить приоритеты для отечественных компаний. Мы сейчас боремся за то, чтобы подвинуть, например, SAP и дать нашим отечественным поставщикам поставлять продукцию. Почему, собственно говоря, мы не можем сами выступать поставщиками и разработчиками этих вещей? Мы заранее идем на запад и покупаем там не просто технологии, а готовые системы».
В интервью Vласти Сабиров рассказал: если до сегодняшнего дня в Казахстане говорили только об экономическом, политическом и государственном суверенитете, то сегодня речь идет о суверенитете цифровом, важно, чтобы страна стала независимой и в этом вопросе.
«Мы должны быть в цифровом плане самодостаточны, не зависеть на 100% от поставщиков каких-то стран. Понятно, что стопроцентного суверенитета в цифровом поле мы не добьемся, но тем не менее, снизить минимально наши затраты можем», - считает он.
Кроме того, отечественным бизнесменам крайне необходимо воспользоваться совместными санкциями России и Запада и занять освободившиеся ниши: «Мы можем выступать экспортерами продукции в Россию, в страны, где Россия была вынуждена уйти. Нам нужно поднимать собственную экономику, собственный бизнес, в том числе малый и средний».
Более того, по его мнению, чтобы отечественный бизнес рос, и особенно в высокотехнологических отраслях экономики, Казахстану нужно просто не бояться привлекать интеллектуальные силы из-за рубежа и использовать внутренние ресурсы. И эту задачу вполне по силам выполнить выпускникам «Болашака».
«Не надо забывать, что за все эти годы у нас получили первоклассное западное образование более 10 тысяч молодых ребят. Это огромный интеллектуальный потенциал нации, который мы должны здесь реализовывать. Мы не должны им разбрасываться, мы должны этот потенциал хранить и развивать», - заключил Сабиров.
Главное, по его мнению, сегодня сделать все для того, чтобы Казахстан полностью смог обеспечить производство «made in Kazakhstan», причем, без каких-либо комплектующих, а с нуля и до самого конца.
Дискуссия бизнеса и чиновников длится уже давно. Интересы вроде у всех совпадают, желания ясны, потребности известны. Только вот к искомому результату пока прийти всем заинтересованным сторонам никак не удается, несмотря на все усилия и наведение «мостов».