Дмитрий Мазоренко, Vласть

 

Подводя итоги 2011 года, немало экспертов интернет рынка пришли к выводу, что на интернет рекламу казахстанский бизнес все еще смотрит с подозрением, пробует с ней работать, учится и определяет ее эффективность. 2012 год показал иной, положительный результат, заметный по затратам на интернет-рекламу, которые выросли до 11-13 млн. долларов с 6  млн. долларов годом ранее.

 

Эксперты отмечают ощутимое изменение отношения к интернет-рекламе в минувшем году. Появляется понимание того, зачем подобная реклама нужна, чаще стали обращаться с более сформулированными запросами, ставить реалистичные и правильные задачи, интересоваться и добавлять к действующему инструментарию новые виды интернет-рекламы – мобильную рекламу, digital-promo и т.д. Во многом понимание приходит из опыта использования и наблюдения за конкурентами.

 

Все больше рекламодателей приходят из FMCG, косметической, фармацевтической и банковской сфер. Вслед за ними выходят и более специфические игроки, оказывающие консультативные услуги. Однако, компании, ранее не присутствовавшие в сети, ведут себя не столь амбициозно, даже несмотря на наличие положительных результатов у конкурентов и начинают выход в интернет с малого – с баннерной рекламы.

 

Тем не менее, остается еще немало представителей бизнеса, которые смотрят на интернет-рекламу недоверчиво, считая, что её эффективность переоценена, и ажиотаж вокруг неё вызван лишь модой.

 

Чтобы узнать насколько представители казахстанского бизнеса довольны использованием интернет рекламы, и насколько считают её эффективной в решении бизнес задач, Vласть опросила ряд компаний из разных сфер.

 

Самат Айтенов, директор ресторана Wagon restaurant рассказал, что услугами интернет-рекламы его ресторан пользуется с 2011 года, с момента открытия. В качестве рекламы в интернете, ресторан использует социальные сети, рекламу на ресторанных сайтах и иногда на платформе Mail.ru. «Преимущества интернет рекламы перед другими видами - в возможности отслеживать результаты и статистику, а эффективность зависит от инструмента и от площадки. Например, перед новым годом мы разместили рекламу о проведении небольших корпоративных праздников на Mail.ru. Она пробыла на сайте 1 день, а стоило это 160 000 тг. Результат более 6000 просмотров, 500 переходов на сайт, звонки и 5 банкетов». Сейчас, по словам Айтенова, ресторан не тратит деньги на интернет-рекламу, поскольку персонал ведет рекламную кампанию самостоятельно, либо осуществляется бартерный обмен, как это было с кулинарным сайтом Vkusnota.kz.
 

Улан Каражигитов, руководитель интернет-магазина BFF.kz рассказал, что также использует интернет-рекламу со дня основания магазина, в 2011 году: «Мы доносим информацию о наших товарах потребителям без перерыва: через социальные сети, рекламу в них, баннеры на нескольких веб-площадках. Все это идет нон-стоп, иногда все разом, иногда по очереди, но мы никогда не останавливаемся в этом направлении. У многих рекламных инструментов в интернете есть четкие метрики и ты всегда понимаешь за что именно (клики, показы, заказы) и сколько ты платишь. Это существенное отличие от оффлайн-рекламы. Правильная работа в интернете, не только реклама, но и построение обратной связи, seo-оптимизация и другие аспекты проекта - все это вместе может принести успех. Мы запустили сайт интернет-магазина и планировали на следующий день его широко анонсировать и ждать продаж, но первая продажа состоялась за день до анонса - покупатель просто нашел нужный ему товар через поисковик. Без какой-либо рекламы. Поэтому нужно использовать все доступные инструменты, миксовать их, экспериментировать и подбирать под себя наиболее эффективные варианты».

 

Айжан Рахимдинова, менеджер службы общественных связей RBK Bank рассказала, что пользоваться интернет рекламой банк начал в конце 2011 года. Помимо ведения страниц в социальных сетях, банк также размещает контекстную, тизерную и баннерную рекламу. Размещение носит сезонный характер - зависит от запуска рекламной кампании продуктов. Преимуществ у этой рекламы немало: «К ним можно отнести относительно низкую стоимость, нон-стоп режим и точное попадание в целевую аудиторию. Интернет-реклама дает возможность достаточно быстро определить уровень ее эффективности, позволяет точно установить количество пользователей, заинтересованных в продукте, в отличие от стандартных рекламных площадок. Также рекламную кампанию в Интернете можно оперативно начать, скорректировать или прервать в любой момент. Что касается недостатков, то по опыту можем сказать, что многие потребители не торопятся прийти в банк через Интернет, в связи с большим количеством достоверной и недостоверной информации в Сети. Так уж сложилось, что многие пользователи склонны больше верить традиционным СМИ. Кроме того, обилие информации в Сети может привести к тому, что пользователи, не завершив основательное ознакомление со всеми предложениями определенной компании, переходят на другие страницы для сравнения. Сравнивая сайты и условия продуктов, они могут уйти от первоначальной страницы или вовсе закрыть ее».

 

Как и в случае с другими компаниями, по словами Нуркена Халыкбергена, менеджера по связям с общественностью Tele2 Kazakhstan, оператор стал использовать интернет рекламу в 2011 году: «Эффективность данного инструмента не требует подтверждения, поскольку рост абонентской базы, выручки компании и уровень продаж лучше всего ее демонстрирует. Что касается минусов и плюсов: значение имеет не канал продвижения, а качество коммуникации. Не имеет значение, где и сколько раз размещать плохую рекламу - она все равно не сработает. Гораздо важнее сделать качественный продукт, который гарантированно привлечет внимание потребителя».

При этом Халыкберген отметил, что объем размещения рекламы, как и маркетинговые бюджеты Tele 2 в разы меньше, чем у других операторов, но, несмотря на это, уровень узнаваемости ее довольно высок.

 

Компания American Food, по словам маркетинг коодинатора Ботагоз Адаспаевой, использует интернет рекламу с 2008 года. Интернет реклама достаточно часто используется компанией. Среди инструментов - прямые баннерные размещения, контекстная реклама и SMM. По мнению компании, интернет реклама – одна из самых эффективных средств коммуникаций с целевой аудиторией: «Легко планировать, контролировать, отслеживать результат. В качестве недостатков можно отметить разве что более низкий индекс доверия к интернет рекламе, который показывают отчеты TNS. И, конечно, хотелось бы, чтобы Казнет расширил инструментарий для деятельности».