Инициативу по повышению финансовой грамотности банк начал еще в 2012 году. Проект состоит из нескольких направлений – дней открытых дверей, семинаров и издания книг с полезной информацией по финансам для детей. За это время банк провел более 600 дней открытых дверей и 100 семинаров. В прошлом году в них приняло участие более 8 тыс. человек, причем среди участников были не только клиенты Банка Хоум Кредит.
Валерий Цой, член правления по инновациям и техническому развитию Банка Хоум Кредит, рассказал, что в часто такие мероприятия посещают люди, у которых есть жалобы и проблемы с банковскими обязательствами: «Мы видим, что приходя на семинары, люди открыто говорят, что не очень хорошо разбираются в финансовых вопросах и хотят исправить это. После мероприятий они говорят, что основы и ответы на свои вопросы люди получают. Команда Банка Хоум Кредит стремиться к тому, чтобы перед тем как взять кредит, клиенты приходят за консультацией, чтобы понять, смогут ли они выполнить необходимые обязательства. После этих мероприятий люди начинают более реально соизмерять свои желания и возможности».
Он также отметил, что эта программа долгосрочная и будет продолжаться, пока слушатели будут приходить за знаниями. Это существенные инвестиции, но банк уверен, что расширение знаний по финансовой грамотности позволяет решить проблемы и банка, и клиентов, делая последних более уверенными в себе.
«Если человек не понимает всех условий, это не его вина. В Казахстане ни в одном учебном заведении нет такого предмета, как финансовая грамотность или экономика и бюджет семьи. Это те знания, к которым человек обычно приходит сам. Приходя к нам, он бесплатно получает полезную информацию. Мы помогаем справиться с этим быстрее и лучше» - отметил он.
По словам Валерия Цой, в Банке проводилось специальное исследование на предмет понимания людьми условий банковских продуктов. Было выяснено, что людям часто не понятны какие условия и продукты им предлагают, и какие им будут более выгодны, как выбирать подходящий для себя финансовый продукт. На наших мероприятиях люди могут задать вопросы и выяснить сложные или непонятные для себя моменты. А на семинарах получают навыки эффективного планирования и приумножения личных и семейных финансов. Вопросы по поводу займов задаются чаще всего, особенно в последнее время, когда экономическая ситуация заметно ухудшается. Хотя нередко причина и в том, что люди невнимательно читают кредитные договора, или вовсе не берут их в руки. Впрочем, бывают и случаи, когда люди допускают просрочку по платежам, и не обращают на это внимание, что нередко приводит к ухудшению кредитной истории.
«Многие случаи, даже самые сложные, решаются тогда, когда мы доступно объясняем суть проблемы. В ходе общения люди понимают, что сами создают проблемы, и сами находят способ, как их решить», - пояснил Валерий Цой.
В качестве примера Валерий Цой рассказал о пожилой женщине, чьи родственники оформили на неё кредит и попросили подписать документы, не рассказав, что это – кредитный договор. В течение долгого времени женщина не знала о существовании кредита, а штрафы на него начислялись. «Такие вопросы выносятся на рассмотрение в кредитный комитет. В случае, если есть юридическое основание, делаем упрощение, как минимум, по начисленным штрафам и приостанавливаем их. Но когда кредиты просрочены уже долгое время, значит, по ним начисляются провизии, и, возможно, они уже переданы в коллекторские агентства, которые потребуют определенную сумму за свою работу. Если банк прощает эти проценты, значит, он несет прямые убытки», - рассказал Валерий Цой.
В 2015 году Банк Хоум Кредит начал проводить для своих клиентов совместные проекты с Первым кредитным бюро , которые в течение года планируется провести по всем регионам страны. Ольга Шахова, директор департамента по работе с субъектами Первого кредитного бюро, рассказывала о том, что такое кредитная история, как её улучшить, как оградить себя от мошенничества и что делать, в случае возникновения неточностей и ошибок.
В начале мероприятия она заметила, что более 80% обращений физических лиц в бюро поступает с просьбой убрать из черного списка, удалить кредитную историю и дать разрешение на выдачу кредита. Однако, Первое кредитное бюро не может удалить кредитную историю, не ведет черных списков и не дает разрешений на выдачу кредитов. Отказ люди получают непосредственно от банка по причине «плохой» кредитной истории.
«К сожалению, большинство заемщиков предполагают, что можно просто очистить или обнулить плохую кредитную историю. На самом деле, вы можете улучшить ее только положительными показателями своей платежной дисциплины по новым кредитам», - пояснила Ольга Шахова.
Восстановление кредитной истории не одномоментное действие, и на её восстановление потребуется время. Чтобы её исправить, сотрудник бюро порекомендовала
пробовать оформлять в разных банках небольшие кредиты, к примеру – на бытовую технику, и своевременно их оплачивать, не допуская просрочек.
Однако заемщикам нужно быть готовыми к тому, что условия кредитования могут быть более жесткими. Банк, предоставляя кредит заемщику, допускавшему просрочки в прошлом, рискует, поэтому процентная ставка может быть выше.
По словам Ольги Шаховой, чтобы изначально не допустить ухудшения кредитной истории, нужно своевременно вносить платежи по кредитам, и если возникают какие-то затруднения и непредвиденные обстоятельства, необходимо сразу обращаться в банк. С сотрудниками банков можно обсудить возможность пересмотра графика погашения, либо попросить отсрочку по платежам.
Кроме того, она порекомендовала обращаться в банки за выписками и справками по закрытию кредитов, и как можно чаще проверять свою кредитную историю, чтобы избежать ошибок и неточностей. А в случае возникновения ошибок, незамедлительно обращаться в Первое кредитное бюро.
А чтобы не стать жертвой мошенников, нужно стараться не терять документы и их копии, поскольку даже через них мошенники могут оформить кредит. Это еще одна причина, по которой кредитную историю нужно стараться проверять чаще. В случае, если документы будут утеряны, необходимо срочно обращаться в правоохранительные органы.
В ближайшее время Банк запускает серию семинаров, подготовленных совместно с Первым кредитным бюро во всех регионах Казахстана и приглашает всех кому интересно быть более финансово осведомленным и грамотным посетить семинары «Финансовая грамотность 1.0» и «Финансовая грамотность 2.0».
Также уже в следующем месяце банк планирует запустить пилотный проект финансового образования для школьников.