Софья Пашкова, Астана, Vласть
Позиции Казахстана в рейтинге Doing Business Всемирного банка стали темой отдельного заседания правительства. В приоритет казахстанский кабмин вынес две позиции – индикаторы «Международная торговля» и «Получение разрешения на строительство», по которым у Казахстана особых продвижений в международном рейтинге нет.
Впрочем, обсуждение рейтингового вопроса началось с констатации приятных событий - в 2012 году Казахстан занял 49 место в списке из 185 стран, опередив при этом Китай (91 место), Турцию (71 место), Польшу (55 место), Россию (112 место), Беларусь (58 место), Кыргызстан (70 место). Кроме того, в этом году Казахстан вошел в список стран, продемонстрировавших значительные улучшения в облегчении ведения бизнеса за последний год.
Казахстан поднялся на 30 позиций по индикатору «Регистрация предприятий» (с 55 на 25), чему способствовало упрощение процедуры создания предприятий и устранение требования об уплате минимального капитала в течение трех месяцев после регистрации. По такому индикатору, как «Разрешение неплатежеспособности» (55 место) проведены реформы по внедрению ускоренного разбирательства реабилитации, продлению срока реабилитации, расширению полномочий и повышению квалификационных требований к арбитражным управляющим. Также изменились требования предоставления данных по банкротству, расширению прав кредиторов, изменению положения, связанного с продолжением операций, введению срока для принятия плана реабилитации и добавление требований судебного надзора. Наблюдается улучшение позиции Казахстана по индикатору «Получение кредитов» (с 97 на 83). Были укреплены права обеспеченных кредиторов за счет внедрения новых оснований для освобождения от автоматического пребывания в реабилитационных процедурах.
Общее 49-е место в официальной Астане фактически оценивают как выполнение приоритетной задачи по вхождению в число 50-ти наиболее развитых стран мира. Следующая задача – войти в «тридцатку», для чего необходимо улучшить рейтинговые показатели.
Для улучшения показателей по индикатору «Международная торговля» правительство запланировало внедрить единое электронное окно для экспортно-импортных операций в сфере внешней торговли и пилотное электронное декларирование товаров по всем таможенным процедурам. Запустить электронное декларирование планируется во втором полугодии 2013 года. По мнению министра финансов Болата Жамишева, «это будет очень важным направлением по сокращению издержек, связанных с международной торговлей».
Что же касается единого окна, то в настоящее время ведется работа по созданию и внедрению соответствующей интеграционно-информационной системы. «В 2012 году по ТЭО проекта получены все необходимые заключения и во втором квартале текущего года планируется сформировать требования к системе, определить архитектурные решения, разработать ее. В четвертом квартале 2013 года планируется приобретение лицензионного программного обеспечения и аппаратно-технического оборудования для информационной системы», - пояснил глава Минфина.
При этом он уточнил, что индикатор «Международная торговля» зависит не только от одного Минфина, но и от деятельности целого ряда госорганов, поскольку «по экспортно-импортным операциям необходимо получить разрешения 14 госорганов по отдельным товарам, всего это свыше 50 бизнес-процессов». Напомнив, что согласно планам по развитию «электронного правительства», в 2013-14 годах планируется все бизнес-процессы, имеющие отношение к внешнеэкономической деятельности, информатизировать, он подчеркнул, что именно «единое окно» будет как раз тем интегрирующим инструментом, который позволит участникам внешнеэкономической деятельности существенно сократить свои издержки, связанные с получением различных лицензий и разрешений».
С индикатором «Получение разрешения на строительство» ситуация складывается несколько иначе. Сам экс-глава агентства, а ныне – глава комитета по строительству и ЖКХ министерства регионального развития Серик Нокин заявил, что Всемирным банком при проведении рейтинга не были учтены принятые в 2011-2012 годах меры по сокращению разрешительных процедур. В частности, напомнил он, было исключено ребование о предоставлении разрешения на использование под строительство земельного участка (ранее заказчик, имеющий права на земельный участок повторно должен был обращаться в местные органы за получением решения на использование земельного участка под строительство, количество дней по данной процедуре составляло 10 календарных дней). Исключена и процедура утверждения акта приемки объекта в эксплуатацию (ранее акт приемки объекта подлежал утверждению и срок данной процедуры нередко составляет более одного месяца), а также необходимость рабочей комиссии при приемке объектов в эксплуатацию приемочной комиссией (ранее заказчик обязан был проводить рабочую комиссию перед приемочной комиссией). Резюмировав, посетовал Нокин, с учетом этих изменений позиция Казахстана бы улучшилась сразу на 53 пункта – со 155 места до 102. «Однако эти изменения в рейтинге «Doing Business 2013» учтены не были. Мы считаем, что они будут приняты во внимание в рейтинге «Doing Business 2014», - отметил он.
И заверил, что дальнейшие меры по оптимизации административных барьеров продолжаются. В частности, «отрабатывается предложение по исключению процедуры комиссионной приемки объектов в эксплуатацию (рабочая, приемочная, государственная приемочная комиссии)». «Планируется внедрить механизм выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по принципу «одного окна». Это исключит для заявителя необходимость получения более десятка согласований в различных инстанциях. При этом будет установлена персональная ответственность заказчика, подрядчика, технического и авторского надзора», - пояснил он.
Однако нашлось и иное мнение. Вице-премьер Ербол Орынбаев, на которого возложена работа по координации выполнения правительственного плана по улучшению позиций Казахстана в рейтинге «Doing Business» заметил, что в сфере строительства необходима не столько оптимизация, сколько вообще изменение модели как таковой. «Там есть объективные факторы, но там есть и много субъективных. Вот эти бесконечные бегунки, согласования, разрешения. Через «одно окно» мы пытаемся сейчас решить, но там, наверное, надо будет пересматривать все-таки бизнес-модель, и упрощать и оптимизировать процесс этот», - пояснил он.
Первый вице-премьер – министр регионального развития Бакытжан Сагинтаев также, высказывая свое мнение, подчеркнул, что по ряду направлений Казахстану необходимы «кардинальные решения». И задумчиво заметил, что хотя страна и обошла многих по рейтингу, но, например, в том же Китае, у которого рейтинг и ниже казахстанского, но бизнес развивается все же не в пример лучше. Да и изучаем мы внутри страны вопрос явно не в полном объеме. В качестве примера Сагинтаев привел опросы бизнеса, отметив, что они говорят о наличии проблем, но не детализируют.
- Вот сейчас говорим по электроснабжению, - привел он пример, - Мы в 2008 году приняли постановление по развитию в целом до 2015 года электросистемы, и даем сейчас тарифы до 2015 года. Но при этом, когда вы приходите на получение доступа, они говорят, что нет мощностей. Если какая-то станция или РЭК говорит, что у нее нет мощностей, тогда пусть покажет, куда он подевал деньги, которые получил он по тарифу за все эти годы.
Премьер-министр Серик Ахметов согласился – системные меры необходимы, причем по всем вопросам. А заодно озадачился заграничными командировками: чиновников отправляют за рубеж для изучения мирового опыта, а внедрения этого опыта в казахстанской практике нет. К примеру, в строительной сфере за изучением опыта чиновников отправляли в Швецию. «Где ответственность этих людей, которые едут, изучают, и ничего не делают? Надо спрашивать тех людей, которые едут за опытом, изучают, собираются внедрить – ничего не внедряют, ничего не делают, и остается все на месте», - потребовал он.
Резюмируя, премьер вновь сделал акцент на необходимости совместной работы госорганов по улучшению индикаторов рейтинга Всемирного банка. И даже выразил надежду на то, что если комплексный план, утвержденный правительством, будет реализован, Казахстан в рейтинге существенно продвинется вперед. Ну а как сделать так, чтобы помимо продвижения в рейтингах, в стране еще и было реальное развитие бизнеса – вопрос остался не просто открытым, а и вовсе незамеченным.