Дмитрий Мазоренко, Vласть
Казахстанским рынок одежды в нашей стране можно назвать весьма условно - в 2012 году объем произведенной в Казахстане одежды составил лишь 5%, остальное – импорт. Основные страны, наполняющие наш рынок – Китай (около 40-45%), Турция (11%) и Россия (9%). Причем, Китай и Турция поставляют к нам преимущественно небрендовую одежду. Vласть попыталась исследовать рынок fashion-ритейла и спрогнозировать приход новых игроков: ждать ли нам H&M в Казахстане, почему бутики монобрендов переживают кризис и сколько моллов откроется в нашей стране в ближайшие годы?
По данным исследовательской компании BRIF, в 2011 году рынок вырос до 1,6 млрд. Это случилось во многом благодаря увеличению числа торгово-развлекательных центров и созданию выгодных арендных ставок на торговых площадях, кроме того, необходимо отметить и растущую покупательскую способность. По оценке Ассоциации Легкой Промышленности, реальный объем рынка сегодня составляет около 1 трлн. тенге.
Однако в последнее время на рынке создается все больше условий для цивилизованной торговли, что увеличивает процент легального товара за счет привлечения большего числа зарубежных fashion-ритейл компаний. В прошлом году на казахстанском рынке числилось порядка 200 международных операторов одежды, для сравнения: в 2007 году их было в два с половиной раза меньше.
По информации Андрея Калмыкова, управляющего консалтинговой компании Trade Help, в 2012 году расходы на одежду составляли 20% от бюджета среднестатистической казахстанской семьи. Рост fashion масс-маркет в Казахстане чуть обгоняет рост инфляции (7%) и составляет динамику 9-11% в год с оборотом около 360 млн. тенге в год.
Многие игроки fashion ритейл рынка работают в нише среднего класса, на которую приходится 60% покупателей. Половина продаж приходится на женские товары, 35% - мужские и 15% - детские. Наиболее же известные игроки рынка – компании Al Hokair Group (Marks and Spencer, Gap, TopShop и т.д.), Azadea Group (Zara, Bershka, Mango и т.д.), Almeo Group (Springfield, OGGI, peekaboo и т.д.), Union Space (Mexx, New Yorker, Motivi и т.д.). Но есть и другие бренды, которые предпочитают осваивать рынок не через большие компании, а через индивидуальных предпринимателей. Примечательно и то, что перед выходом на казахстанский рынок, многие бренды пробуют себя в России и только потом приходят к нам.
В наибольшей степени, внимание fashion-ритейл компаний сосредоточено на больших городах – Алматы, Астана, Караганда, Шымкент. Это обусловлено и плотностью населения и бОльшей площадью коммерческой недвижимости.
К слову, коммерческая недвижимость – одна из главных проблем сегмента. С 2010 года ей начали придавать серьезное значение, и уже в 2011 году по оценкам экспертов рынка коммерческой недвижимости, её численность выросла на 20%. В 2012 году, не смотря на сохранение положительной динамики развития, рынок ТРЦ Казахстана вырос не намного. Произошли открытия ТРЦ MART в Костанае, ADK, Esentai Mall, Алмалы в Алматы и нескольких локальных ТРЦ в регионах. В 2013 году эксперты прогнозируют бум роста рынка ТРЦ – только в Алматы планируется открытие 10 ТРЦ, среди которых – Достык Плаза, Talipoff и т.д. Однако, эксперты опасаются, что уже через 2-3 года на рынке коммерческой недвижимости начнется стагнация.
Ещё одна проблема: отсутствие конкуренции и молодость рынка, отсюда – неконцептуальность магазинов, малый ассортимент, средний уровень сервиса. Отсутствие качественных брендов по доступным ценам – ещё один показатель слабой конкуренции. По мнению экспертов, настоящая конкуренция начнется только с приходом в Казахстан таких брендов, как H&M, Uniqlo и других гигантов fashion-ритейла.
Пока же неизвестно собираются эти бренды выходить на наш fashion рынок или нет, поскольку ранее Казахстан был им не интересен из-за малой плотности населения. Тем не менее, по разным оценкам в 2012 году в Казахстан пришло порядка 10-15 fashion брендов, среди которых Louis Vuitton, Saks Fifth Avenue, Gucci, Ralph Lauren и т.д.
Для того чтобы понять как сейчас развивается рынок Vласть опросила эскпертов.
По мнению Алибека Калиева, исполнительного директора Nai Aristan, рынок казахстанского fashion-ритейла в 2012 году увеличился за счет выхода новых международных сетей и экспансии существующих ритейл-операторов: «Это связано с общим ростом потребительского рынка и развитием культуры потребления у конечных покупателей. Также, многие операторы начали изменять форматы магазинов за счет увеличения торговой площади и ассортиментной матрицы. На рынке появились новые профессиональные операторы в разных ценовых сегментах как в масс-маркете, так и в лакшари-сегменте. К слову, доля масс маркета составляет порядка 60%, а доля luxury - около 8%. Основное развитие в ближайшее время будет в масс- и мидл-сегменте».
Светлана Глаголевская, коммерческий директор DTZ Kazakhstan, считает, что минувшие 2 года можно считать самыми активными в плане развития fashion ритейла на рынке Казахстана: «C вводом в эксплуатацию новых торговых площадей, интерес представителей брендов возрос. Развитие рынка торговой недвижимости позволило увеличить объем предложения: появились современные помещения, соответствующие международным стандартам. Это вызвало ответную реакцию и побудило ритейлеров к развитию и расширению бизнеса. Многие бренды впервые зашли на наш рынок в конце 11 –начале 2012 года именно по причине появления Торговых Центров нового поколения. Открытие Магазина Zara в МЕГА Центре вызвало настоящий бум на рынке, и выполнила в день открытия такой объем продаж, какой не видели владельцы Inditex ни на одном рынке мира».
По словам Андрея Калмыкова, управляющего консалтинговой компании Trade Help, продолжающийся кризис не отразился на развитии fashion- ритейла: «Наоборот, стабильность государства увеличивает рост объемов продаж в непродовольственной сфере, так как растет доход населения. При этом на долю рынков и индивидуальных предпринимателей все еще приходится больше половины объемов розничной торговли. В 2013 году акиматы объявляют перенос базарам и рынкам, это может стать одной из причин увеличения доли цивилизованной торговли в ТРЦ. Однако если некуда переносить торговлю, то это может затянуться на годы». При этом Калмыков отмечает, что казахстанский рынок fashion-ритейла меняется очень динамично: «В структуре рынка есть перераспределение в сторону брендов ценовых сегментов средний и средний минус. Hi fashion переживает в Казахстане спад и демонополизацию с ценовым понижением за счет входа таких универмагов как Saks Fifth Avenue в Есентай Молл».
По словам Алибека Калиева региональный рынок fashion ритейла сейчас на стадии развития: «Темп экспансии ритейлеров будет напрямую зависеть от появления качественных проектов. Ритейлеры уже сейчас развиваются в регионах, но только появление современных объектов задаст им темп для ускорения».
Андрей Калмыков рассказал, что региональный рынок развивается со строительством ТРЦ: «Построили ТРЦ – рынок fashion вырос в 2 раза. Также во всех существующих ТРЦ происходит смена пула арендаторов - уходят базарные бутики. Но часть ТРЦ в регионах ослабила свои позиции - в Шымкенте, Актобе, Актау. Наоборот усилили свои позиции ТРЦ в Астане и Алматы. Деловая активность и покупательская способность в отраслях напрямую зависит от политических условий в стране».
В качестве перспектив развития рынка, Калмыков прогнозирует в ближайшие 3 года переход всех ТРЦ Казахстана в статус районных с радиусом активности 2 км: «Стрит-ритейл ослабляет свое положение, так как ТРЦ и автомобилизация движения отвлекают пешеходный поток с улиц. Эта тенденция будет продолжаться. Идет укрупнение сильных и ослабление слабых игроков, расширение требуемых торговых площадей со 150-200 м2 до 600 -800 м2».
Говоря о потребительских тенденциях, Калмыков сказал, что люди уже приобретают больше недорогих вещей и используют люксовые аксессуары: «Это ведет к тому, что многие бренды пробуют мультиформат на одной площадке (к женской одежде добавляют детскую или мужскую, аксессуары, косметику, парфюмерию). Монобутики и монобренды переживают сильнейшую атаку от мультибрендов.
Если говорить о самих ритейлерах, Калмыков утверждает, что бренды стремятся к развитию онлайн-торговли, но в Казахстане она развивается слабо. Интернет используют пока не для покупок, а для получения информации. К слову об информации, инфорынок ритейла – ещё одна проблема fashion-рынка, поскольку из-за его неразвитости большинство марок выходят на рынок вслепую.
По прогнозам экспертов, в 2013 году на наш fashion ритейл рынок придет не меньшее количество брендов, чем в прошлом. Во многом эксперты обещают масштабную экспансию российских брендов.
Касательно появления на казахстанском рынке новых игроков, Светлана Глаголевская поделилась, что в ближайшей перспективе выход планирует Alshaya Group: «Эта компания активно работает и хорошо известна в России, Турции, Центральной и Восточной Европе и Великобритании. Группа Alshaya имеет в своём портфолио более 55 розничных концепций. Среди них - относящаяся к Mass-Market и полюбившаяся молодым поколением казахстанцев марка H&M».