Мы попали на частную вечеринку в The Basement, одном из клубов на барной улице Санлитун в Пекине. Около сотни модолых китайцев двигаются на танцполе под мелодию группы Queen «We Will Rock You», играющей из ревущих динамиков. На девушках одеты головные повязки кричащих красных, зеленых и синих цветов. Юноши снимают их на сотовые телефоны.
Интернет-фирма «36Kr» устраивает прощальную вечеринку в честь уходящего Года Змеи для своих клиентов и сотрудников. Третий год существования компании, самый успешный, подходит к концу. Исполнив три композиции, музыкальная группа уходит на перерыв. Затем следует несколько представлений: глотатель огня, стриптизерша и танцоры канкана. И вот наступает кульминационный момент всей вечеринки: розыгрыш. «Итак, все заходим на Weixin», - говорит ведущий. «Трясем своими телефонами. Три, два, один, вперед!»
Weixin или WeChat – это самое успешное китайское чат-приложение. И у всех, кто находится в The Basement, оно установлено на телефон. При встряхивании устройства через всего несколько секунд приложение выводит на экран телефона список всех, кто находится поблизости. Те, кто попадают в топ-лист модератора Weixin выигрывают лотерею: айоны, айпады, оплачиваемые выходные, телевизоры с большим экраном. Один из счастливчиков так рад новому планшету, что начинает танцевать брейк-данс прямо на сцене. Вечеринка продолжается.
Около полуночи под шумные возгласы на сцену выходит сам шеф (лаобань). Лю Ченьчень – стройный молодой человек в спортивном свитере с капюшоном и очках в черной оправе – как будто стесняется появления перед большой толпой. Основанная им компания также помогла нескольким китайским стартапами найти свой путь к успеху. По словам Лю, 12 компаний, занимающихся разработкой программного и аппаратного обеспечения и вошедших в список Forbes «30 Моложе 30», стали известными благодаря «36Kr».
В детстве Лю очень нравились комиксы, к большому разочарованию его мамы-математика. Особенно мальчику нравился Супермен, прибывший с планеты Криптон. А Криптон – это химический элемент, редкий газ с атомным числом 36. Отсюда и название компании – 36Kr. А также прозвище, с которым Лю обращается к своим сотрудникам.
Инвесторы приходят к нему сами
«Привет, криптоны!» – нерешительно произносит Лю в микрофон. «Надеюсь, вечеринка вам понравилась. Прошу прощения, что не все смогли сегодня что-то выиграть. Закажите такси домой и сохраните чек. Компания компенсирует его вам». Предложение было спонтанным. Лю Ченьчень – или CC (Си-Си) как он себя сокращенно называет по-английски и пишет на визитных карточках – может позволить себе заказать такси для своих сотрудников. Его вебсайт и предоставляемое открытое рабочее пространство стали основным местом для встреч программистов китайской столицы. Оборот компании и количество сотрудников продолжают расти. А инвесторы скорее сами приходят к нему, чем наоборот.
И таких инвесторов, заинтересованных в китайских стартапах, много. Некоторые из них находятся за границей. Например, Акио Танака – 43-летний предприниматель из Японии – принимал участие во втором этапе финансирования «36Kr». Его компания, базирующаяся в Сан-Франциско и финансирующая проекты в Европе, Бразилии и России, инвестировала в компанию Лю 5 млн. долларов США.
«Когда я приехал в Китай 10 лет назад, ситуация с интернетом была ужасной», - вспоминает Танака. «Но сейчас сайты некоторых китайских вендоров даже лучше американских». Он только что заказал упаковку специальных батареек через онлайн магазин Таобао и теперь в любое время через функцию чата может отслеживать, где находится его посылка, и когда она придет в место назначения. «Амазон все еще шлет письма», - качает головой предприниматель.
По словам Танаки, Пекин уже вырос из того «Дикого Запада» - который он знал в 2004 году - в самый крупный центр стартапов, находящийся за пределами США. «Здесь люди, здесь деньги, здесь рынок», - объясняет он. Приходит осознание того, что Китай становится частью более развитой онлайн вселенной.
В июле глава Yahoo Марисса Майер приобрела китайский стартап Ztelic, который собирает и анализирует данные из социальных сетей. А в прошлом сентябре исполнительный директор Facebook Шерил Сэндберг приехала в Пекин, чтобы встретиться с представителями IT индустрии.
Такие американские интернет-гиганты как Microsoft и Oracle также открывают свои исследовательские центры и бизнес-инкубаторы здесь. А международные венчурные фонды (к примеру, Intel Capital, Sequoia Capital и e.ventures) уже инвестировали сотни миллионов долларов в китайские стартапы.
Знаменательная встреча
История «криптонов» началась в родном городе Лю Янчене, что около Шанхая. Будучи еще школьником, он начал программировать и писать простые приложения для смартфонов. Позже, когда Лю учился в университете в Пекине, он стал вести технический блог для обсуждения новых приложений и гаждетов, о которых слышал или читал.
Спустя четыре года Ченьчень перевелся в Китайскую академию наук в технологическом и научном центре Чжунгуаньцунь в Пекине. Этот район в северо-западной части города считается «китайской силиконовой долиной». С 1980х годов здесь развивается особая «среда обитания», где инженеры, программисты и инвесторы могут легко найти друг друга.
Только в самом Пекине 200 000 человек получают различные ученые степени ежегодно. И государство всегда рядом, чтобы помочь тем, кто хочет основать собственную компанию. Некоторые из стартапов, начавших свою деятельность в Чжунгуаньцуне, теперь стоят миллиарды.
Одной из них является Lenovo. Компания приобрела компьютерное подразделение IBM и выкупила бренд Motorola у Google. Поисковая система Baidu и производитель сотовых телефонов Xiaomi также появились здесь.
К концу 2010 года в блоге Лю было 19 постоянных авторов. Тогда, на одной из вечеринок выпускников, он и познакомился с Ван Сяо, одним из основателей Baidu. Это стало знаменательной встречей. Ван предложил инвестировать в блог 300 000 юаней (40 000 евро или 54 500 долларов США).
«Я даже не знал, зачем мне нужен инвестор. Что мне делать с деньгами?» - вспоминает Лю. С этим двумя вопросами он и вернулся домой на новогодние каникулы в тот год. Его мама была против. «Только глупец или мошенник может предложить тебе такие деньги. Не делай этого!» - сказала она сыну.
По пути назад в Пекин Лю продолжал думать о предложении. И хотя он ценил советы своих родителей, все равно его мама даже не знала, что такое Baidu. Он взял деньги, прервал свои занятия в университете и вместе с тремя авторами своего блога погрузился в китайский мир стартапов. На своем сайте они представляли самые оригинальные идеи.
«Поначалу мы работали как журналисты. Но чем больше стартапов было представлено на сайте, тем больше инвесторы стали обращаться к нам. Они хотели собрать их всех в одном месте», - рассказывает Лю.
На дворе холодный туманный зимний день. Суббота. Мы в нескольких улицах к северу от Запретного города. Не климат Пекина, не разнообразный Шанхай прилекают сюда многих креативных молодых людей с разных частей Китая. Один из блоггеров даже назвал город «анти-стильной столицей» или «анти Сан-Франциско».
«Как флешмоб»
Лю Ченьчень уже давно покинул свою студенческую квартиру. Теперь они живет в квартире-студии. Точнее здесь он спит. Все дни он проводит в Tech Temple «замок, святилище технологий». Раньше здесь было заводское помещение. А теперь - бизнес-инкубатор.
Это светлый, современный, открытый офис. Больше похожий на магазин Apple, только с огромным кофе-баром. Офис вмещает 280 рабочих мест, где молодые предприниматели, талантлевые специалисты и инвесторы из Китая, Европы и США сидят за своими ноутбуками. 50 из них работают на «36Kr».
На одной из стеклянных дверей висит табличка: «Если у вас все находится под контролем – значит вы двигаетесь недостаточно быстро». За дверью за столом сидит 10 человек, которые пришли на так называемый «оффлайн салон».
Рен Джи, работающий в отделе бронирования гостиницы, хочет написать программу, с которой было бы легче искать сдающих комнаты людей. Виктория ищет платформу, где ее компания могла бы продвигать детские игрушки. Джень Гуаньвей, эксперт по облачной обработке данных, хочет создать базу данных, где бы доктора могли оставлять свои рекомендации. Каждый представляет свою идею, и быстро завязывается дискуссия.
«В моих планах установить подобные связи на моем вебсайте. Но многие предприниматели хотят презентовать свои проекты на собственных конференциях», - рассказывает Лю. Для своего первого «салона» он арендовал интернет-кафе в Чжунгуаньцуне, ожидая, что придет около 50 человек. «В итоге пришло 2000. Как флешмоб».
Теперь Лю усвоил урок: «Онлайн значит быстро, но холодно. Оффлайн значит медленно, но теплее». Таким образом, вебсайт 36Kr стал компанией стартап-конференций.
Бизнес успешно стартовал. Появились инвесторы, также из-за границы. Американские фонды венчурного капитала Matrix Partners и e.ventures инвестировали в «36Kr» в общей сложности 6.5 миллионов долларов.
То есть, те 300 000 юаней – когда-то вложенные соучредителем Baidu Ваном – теперь преумножились в 86 раз. «И теперь его доля в 36Kr составляет 26 000 000 юаней», - быстро подсчитал Лью. А первоначальная инвестиция в 40 000 теперь превратилась в 3 миллиона.
С другой стороны, условия для иностранных инвесторов не совсем привлекательны. По слова Акио Танаки, вкладывать деньги в Китае все также «болезненно». Закрытые рынки капитала вынуждают его и других инвесторов создавать сложные схемы. Обычно требуется формальная регистрация подставной компании на Каймановых или Виргинских островах.
Жесткие ограничения фондовой биржи Китая привели к тому, что ни одна страна в мире не заставляет столько стартапов уходить на иностранные биржи как Китай.
Но перспективы многообещающие. Бесспорно, китайские предприниатели начинали свой бизнес с клонирования западных идей. Но они так преуспели в разработке собственных продуктов, что многие стали популярными в других странах. Weixin/WeChat, будучи на рынке уже три года, имеет больше 100 миллионов пользователей, зарегестрированных за пределами Китая.
Momentcam, разработанное в Китае бесплатное приложение для превращения фотографий в карикатуры, какое-то время было лучшим продаваемым приложением в App Store в 18 странах.
«Сыграй мне грустную мелодию»
1.3 миллиарда жителей Китая – у 84% из которых есть сотовые телефоны, и у половины из них есть доступ в интернет – самые активные пользователи в сфере электронной коммерции, социальных сетей и онлайн игр. Так что, это вопрос времени, когда они сократят свое отставание в индустрии технологий.
Интернет-гигант Tencent, компания учредитель WeChat, приобрела игровые компании Epic Games и Riot Games. Его конкурент – компания Alibaba – планирует бросить вызов лидеру рынка PayPal при помощи своей платежной платформы Alipay. К началу лета Alipay, скорее всего, начнет продавать свои акции на биржах США. Под подсчетам стоимость компании составляет примерно 73 миллиарда долларов.
В то же время интернет сообщество Китая само инвестирует в китайские стартапы. «Когда мы зашли на рынок 10 лет назад, не так уж много китайцев были готовы пойти на такой шаг. Теперь местные фонды растут как грибы после дождя. Даже правительство вкладывает в стартапы», - делится своим мнением Танака.
Лю Ченьчень и Акиа Танака оба подчеркнули, что только 10 из 100 стартапов становятся действительно успешными. Но они также согласны с тем, что такое количество кандидатов перспективно для будущего китайской IT индустрии.
Оба предпринимателя с легкостью называли примеры успешных компаний, в которых сами принимали участие. Лю разблокировал свой iPhone, запустил приложение Jing.fm и сказал: «Мне грустно. Сыграй мне грустную мелодию».
И тут же зазвучала душераздирающая песня американского исполнителя Клея Айкена. Хотя, по мнению самого Лю, лучшим является приложение, с помощью которого водители такси могут оповещать своих клиентов о своем прибытии. Оплата затем производиться через WeChat.
Танака все же немного беспокоится о «36Kr». Платформа быстро превращается в подобие LinkedIn для китайских стартапов, где предприниматели могут найти все, что им нужно: инвесторов, офис, облачное хранилище, профессиональное обслуживание – и даже адвоката в случае возникновения проблем.
Лю Ченьчень – которому только что исполнилось 25 – уже скучает по тому времени, когда он был молод. По его подсчетам уже через год количество клиентов и сотрудников вырастет вдвое. «И будет значительно труднее находить нужных людей, соответствующих нашим стандартам», - беспокоится он. Нелегко быть бизнесменом.
Время, которое у него есть на личную жизнь, тоже сокращается. Со всеми этими поездками в Шанхай, Чэнду, Бостон и Сан-Франциско. И все же ему как-то удалось найти время получить водительские права.
Какую машину он хочет купить? «Синюю», - отвечает Лю. Какой марки? «БМВ. А может и Лексус. Все кроме Мерседеса. Только бизнесмены ездят на таких машинах».