«Впечатляющее резюме смастерить не так уж быстро и легко», - считает Джейн Хейфец, эксперт в области составления резюме и основатель «Right Resumes». Не думайте, что вы можете просто так сесть и настучать его на компьютере за один час. «Нужно тщательно продумать, что вы в нем укажите и как. Чтобы работодатель посмотрел на него и подумал: «Этот человек может сделать то, что мне нужно», - объясняет она. По сути резюме - это больше, чем просто документ. По мнению Джона Лиза, стратегического консультанта в сфере развития карьеры и автора «Knockout CV», это прежде всего «маркетинговый документ». И Хейфец согласна с ним: «Работодатель – это своего рода покупатель. А вы – продукт. И вам нужно объяснить ему причину, по которой он должен сделать покупку».
Вот несколько советов о том, как написать резюме, которое привлечет внимание:
- Необходимо хорошее начало. Первые 15-20 слов вашего резюме имеют критически важное значение. «Потому что именно столько времени работодатель уделит вашему резюме», - считает Лиз. Начните с краткого описания вашей квалификации. У вас еще будет возможность дать развернутое описание далее в вашем резюме. Как и в сопроводительном письме. Но начать лучше с главного и кратко.
- Соблюдайте правильный порядок. Если вы меняете сферу деятельности, не начинайте с опыта работы, который может быть не интересен вашему потенциальному работодателю. Хейфец предлагает включить раздел о ваших достижениях сразу после краткой информации о квалификации – своего рода переход между опытом и требованиям касательно новой работы. «Это ключевые пункты, которые вы хотите указать. Успехи, о которых хотите поведать», - объясняет эксперт. «Нужно заставить «читателя» сесть и сказать: «О боже, я хочу поговорить с этим кандидатом. Не из-за того, кто он. А из-за того, что он сделал».
- Будьте избирательны. Идея перечислить все ваши должности, достижения, волонтерский опыт, навыки и ученые степени, может быть заманчивой. Но не поддавайтесь ей. «Резюме должно быть избирательным. А не обширным. Если оно не поможет вам убедить работодателя вызвать вас на интервью, зачем оно тогда», - делает вывод Хейфец. Это касается и волонтерства в том числе. Включайте его лишь как часть вашего профессионального опыта – вместе с оплачиваемыми местами работы. И только если это важно.
- Расскажите о своих достижениях, а не об обязанностях. «Мое первое правило – 95% из того, о чем вы хотите рассказать, должно идти в виде достижений и успехов», - предлагает Хейфец. «То, что вы руководили группой из 10 человек, еще ни о чем не говорит. Все ли сотрудники из вашей команды получали повышение? Достигли ли они поставленной перед ними цели?»
- Сделайте резюме читабельным. Не нужно подгонять поля в документе. Как говорит Лиз, времена резюме из одной страницы прошли. «Раньше использовали маленький шрифт, стараясь втиснуть информацию в одну страницу». Теперь две или три страницы - норма. Но это и предел. «Более трех страниц уже говорит о том, что вы не можете хорошо отредактировать документ».
- Обратитесь за помощью.Возможно будет трудно быть объективным в отношении своего же опыта работы. Не отказывайтесь от идеи обратиться к профессиональному составителю резюме. Или просто попросите кого-то из друзей помочь вам перестать задавать себе вопрос: «Хорош ли я для этой должности?» Лучше задавайте себе вопрос: «Подхожу ли я на эту должность?» И как минимум, дайте кому-нибудь посмотреть ваше резюме: есть ли логика в его содержании, соблюдается ли грамматика и пунктуация.
- Если вы зарегистрированы в LinkedIn, обновите указанную там информацию. Ваш аккаунт в LinkedIn может оказаться таким же важным, как и ваше резюме. Вы еще не зарегистрированы? Так сделайте это. Но не нужно просто так копировать информацию из вашего резюме. Как предлагает Лиз: «Могут подумать, что вам просто лень».
Harvard Business School Publishing Corp.
Перевод для Vласти Нины Кузнецовой